Итак, расширение НАТО, как вы знаете, началось в 1999 году с вступления в него Венгрии, Польши и Чехии.
И Россия была крайне недовольна этим, но эти страны все еще находились далеко от границы, и Россия протестовала, но, конечно, безрезультатно.
Затем, когда произошли события 11 сентября, пришел Джордж Буш-младший. Президент Путин пообещал всяческую поддержку, а затем, 20 сентября 2001 года, США приняли решение начать семь войн за 5 лет. И вы можете послушать онлайн выступление генерала Уэсли Кларка об этом: в 1999 году он был верховным главнокомандующим НАТО. Он отправился в Пентагон 20 сентября 2001 года, где ему вручили документ, в котором рассказывалось о семи войнах.
Между прочим, это были войны Нетаньяху.
Идея заключалась отчасти в том, чтобы избавиться от старых советских союзников, а отчасти — от сторонников Хамаса и Хезболлы, потому что идея Нетаньяху заключалась в том, что будет единое государство. Только одно государство. Это будет Израиль. Израиль будет контролировать всю территорию, и любого, кто будет возражать, мы свергнем. Не совсем мы — наш друг, Соединенные Штаты. Такова политика США до сегодняшнего утра.
Мы не знаем, изменится ли она теперь.
Единственная проблема заключается в том, что, возможно, Газой будут владеть США, а не Израиль, но эта идея существует уже, по меньшей мере, 25 лет.
На самом деле это восходит к документу под названием «полный разрыв», который Нетаньяху и его американская политическая команда составили в 1996 году, чтобы покончить с идеей создания двух государств. Вы также можете найти его в интернете.
Итак, это проекты. Это долгосрочные события. Это не Клинтон, Буш, Обама. Это скучный способ смотреть на американскую политику как на повседневную игру. Но это не то, чем является американская политика.
Как вы знаете, Виктор Янукович был избран в 2010 году на платформе нейтралитета.
У России вообще не было территориальных интересов или планов в отношении Украины. Я знаю это, потому что был там во время этих событий, в эти годы. Россия вела переговоры об аренде Севастопольской военно-морской базы сроком на 25 лет до 2042 года, вот и все. Ни о Крыме, ни о Донбассе, ничего подобного. Идея о том, что Путин восстанавливает Российскую империю, — это детская пропаганда. Извините, если кто-нибудь знаком с повседневной и ежегодной историей, то это детские штучки. Детские штучки, кажется, работают лучше, чем взрослые.
Так что никаких преднамеренных действий [со стороны России].
Соединенные Штаты решили, что этот человек должен быть свергнут.
Это называется операцией по смене режима. Соединенные Штаты провели около сотни таких операций. Многие в ваших странах и многие по всему миру. Это — то, чем ЦРУ зарабатывает на жизнь. Хорошо, пожалуйста, знайте это.
Это очень необычный вид внешней политики, но в Америке, если вам не нравится другая сторона, вы не ведете с ней переговоры. Вы пытаетесь свергнуть ее, желательно тайно. Если это не срабатывает тайно, вы делаете это открыто. Вы всегда говорите, что это не наша вина, что они агрессоры, они — другая сторона, они — Гитлер, который появляется каждые два-три года, будь то Саддам Хусейн, Асад или Путин. Это очень удобно.
Это единственное объяснение внешней политики, которое когда-либо и где-либо давали американскому народу. Что ж, перед нами Мюнхен 1938 года, и мы не можем разговаривать с другой стороной. Они злые, непримиримые враги — это единственная модель внешней политики, которую мы когда-либо слышали из наших средств массовой информации. И средства массовой информации полностью повторяют это, потому что они полностью подкуплены правительством США.
Я умолял украинцев, и у меня был опыт общения с украинцами. Я консультировал украинцев. Я не антиукраинец, я полностью за Украину. Я сказал: «Спасайте свои жизни, спасайте свой суверенитет, спасайте свою территорию, будьте нейтральны, не слушайте американцев», — повторил я им.
Знаменито высказывание Генри Киссинджера о том, что быть врагом Соединенных Штатов опасно, но быть другом — смертельно.
Итак, позвольте мне повторить, что для Европы быть врагом Соединенных Штатов опасно, но быть другом — смертельно. Трамп не хочет проигрывать, вот почему более вероятно, что эта война закончится, потому что Трамп и президент Путин согласятся прекратить войну, если Европа приложит все усилия для разжигания войны.
Это не имеет значения. Война заканчивается, так что выбросьте это из головы. Пожалуйста, скажите своим коллегам, что все кончено.
И все кончено, потому что Трамп не хочет выглядеть проигравшим. Это не какая-то великая мораль. Он не хочет иметь дело с проигравшим, а это и есть проигравший.
Единственное, что может быть спасено благодаря переговорам, которые сейчас проходят, — это Украина. Второе — Европа.
Ваши фондовые рынки в последние дни растут из-за ужасных новостей о переговорах. Я знаю, что в этих залах это было встречено с ужасом, но это лучшая новость, которую вы могли получить сейчас.
Я воодушевил вас. Они меня не слушают, но я пытался достучаться до некоторых европейских лидеров. Большинство из них вообще ничего не хотят от меня слышать, но я сказал: «Не нужно ездить в Киев, езжайте в Москву». Обсудите это со своими коллегами.
Вы шутите? Вы — Европа, у вас 450 миллионов человек, у вас 20-триллионная экономика. Вы должны быть главным экономическим и торговым партнером России. Это естественные связи. Кстати, если кто-нибудь захочет обсудить, как США взорвали «Северный поток», я буду рад поговорить об этом.
Что касается Ближнего Востока, то, кстати, США полностью передали внешнюю политику Нетаньяху.
30 лет назад израильское лобби доминировало в американской политике, не сомневайтесь в этом. Я мог бы часами объяснять, как это работает. Это очень опасно. Я надеюсь, что Трамп не уничтожит свою администрацию и, что еще хуже, палестинский народ из-за Нетаньяху, которого я считаю военным преступником, должным образом привлеченным к ответственности МУС, и которому больше не нужно говорить, что государство Палестина будет существовать в границах по состоянию на 4 июня 1967 года в соответствии с международным правом.
Это единственный путь к миру. Единственный способ для Европы установить мир на своих границах с Ближним Востоком — это создание двух государств.
Кстати, на пути к этому есть только одно препятствие, и это вето Соединенных Штатов в Совете Безопасности ООН. Поэтому, если вы хотите иметь какое-то влияние, скажите Соединенным Штатам: отмените право вето, вы будете вместе со 180 странами мира. Единственные, кто выступает против создания палестинского государства, — это Соединенные Штаты, Израиль, Микронезия, Наару, Папуа Новая Гвинея, Малайзия и Парагвай. Таким образом, это место, где Европа могла бы оказать большое влияние.
Европа обеспокоена СВПД и Ираном. Самая большая мечта Нетаньяху в жизни — это война между Соединенными Штатами и Ираном. Он не сдался, и не исключено, что это тоже произойдет. И это потому, что у США в этом отношении нет независимой внешней политики. Ими управляет Израиль. Это трагично.
Кстати, это удивительно, и это может закончиться тем, что Трамп может сказать, что он хочет вернуть внешнюю политику. Может быть. Я надеюсь, что это так.
Наконец, позвольте мне сказать, что касается Китая. Китай — это не враг. Китай — это просто история успеха. Вот почему Соединенные Штаты рассматривают Китай как врага: потому что экономика Китая крупнее экономики Соединенных Штатов.
Россия не собирается вторгаться в Европу. Это фундаментальный момент. Возможно, дело дойдет и до более глубоких противоречий. Россия не собирается вторгаться в Европу, но там есть реальные проблемы.
Главной проблемой для России были Соединенные Штаты, потому что Россия как крупная держава и крупнейшая ядерная держава в мире с самого начала была глубоко обеспокоена однополярностью США. Теперь, когда это, по-видимому, возможно, закончится, Европа также должна начать переговоры напрямую с Россией, потому что Соединенные Штаты быстро потеряют интерес, и вам придется жить с Россией следующие тысячи лет.
Итак, чего вы хотите? Вы хотите убедиться, что страны Балтии находятся в безопасности? Самое лучшее для стран Балтии — это прекратить свою русофобию. Это самое важное. В Эстонии около 25% русских граждан или русскоязычных граждан, этнические русские. Латвия такая же.
Не провоцируйте соседа — вот и все. Это несложно. Это, действительно, несложно.
И снова я хочу объяснить свою точку зрения. Я помогал этим странам — тем, о которых я говорю, — пытался давать советы. Я им не враг. Я не марионетка Путина, я не его апологет. Я работал в Эстонии. Они наградили меня. Я думаю, это вторая по величине гражданская награда, которой президент Эстонии может удостоить негражданина, потому что я разработал для них их валютную систему в 1992 году.
Поэтому я даю им совет: не стойте там, Эстония, и не говорите, что мы хотим развалить Россию. Вы шутите? Нет, в этом мире так не выживают.
Вы выживаете, проявляя взаимное уважение. На самом деле, вы выживаете, ведя переговоры. Если вы выживаете в дискуссиях, вы не ставите русский язык вне закона. Не очень хорошая идея, когда 25% вашего населения говорит на русском как на родном языке. Это неправильно.
Даже если бы на вашей границе не было гигантского соседа, это было бы неправильно.
У вас он был бы официальным языком. Вы изучали этот язык в младших классах школы.
Вы бы не стали настраивать против себя Русскую православную церковь.
Так что, по сути, вы должны вести себя как взрослые. И когда я постоянно говорю, что они ведут себя как дети, Соня всегда говорит мне, что это несправедливо по отношению к детям, потому что это хуже, чем дети.
У нас есть шестилетняя внучка и трехлетний внук. И они, действительно, помирились со своими друзьями, и мы не говорим им «идите и насмехайтесь над своими друзьями завтра и каждый день». Мы говорим «идите и обнимите их» и «идите и поиграйте с ними», и они это делают. Кстати, это совсем не сложно.
Что ж, в любом случае, еще не поздно.
Спасибо, что избрали новое правительство. Все, что я должен сказать, это что вы должны изменить политику. Измените политику.
С 2002 года специальный советник Генерального секретаря ООН по вопросам борьбы с бедностью, списания долгов беднейшим странам и контроля за распространением болезней в развивающихся странах.
В 2004 и 2005 годах американский журнал «Тайм» включал Джеффри Сакса в число 100 самых влиятельных мировых лидеров. «Тайм» называл его самым известным экономистом в мире, а «Нью-Йорк Таймс» — «возможно, самым важным экономистом в мире». По мнению журнала The Economist[когда?], он входит в тройку самых влиятельных экономистов последнего десятилетия[6].
Основываясь на успехе Польши, он был сначала приглашен президентом СССР Михаилом Горбачевым и затем президентом России Борисом Ельциным на работу над переходом их стран к рыночной экономике. С осени 1991 года по январь 1994 года был руководителем группы экономических советников президента России Бориса Ельцина в командах премьер-министра Егора Гайдара и министра финансов Бориса Федорова в 1991—1993 годах по макроэкономической политике. В 1998 году Сакс негативно оценил ряд действий российских реформаторов:
Главное, что подвело нас, это колоссальный разрыв между риторикой реформаторов и их реальными действиями… И, как мне кажется, российское руководство превзошло самые фантастические представления марксистов о капитализме: они сочли, что дело государства — служить узкому кругу капиталистов, перекачивая в их карманы как можно больше денег и поскорее. Это не шоковая терапия. Это злостная, предумышленная, хорошо продуманная акция, имеющая своей целью широкомасштабное перераспределение богатств в интересах узкого круга людей.[7][8]