Сегодня вся мировая пресса комментирует громкие заявления Дональда Трампа. Список его предновогодних желаний впечатляет: вернуть США Панамский канал, присоединить Канаду, купить Гренландию, освоить Арктику, объявить войну наркокартелям Мексики, остановить трансгендерное безумие. Это из последнего. А еще были угрозы развязать торговую войну вводом огромных пошлин на товары из Китая и обещания в короткий срок урегулировать конфликт на Украине.
До вступления в должность остается меньше месяца, и Трамп все чаще вбрасывает в мировое информационное поле свое видение дальних и ближних периметров интересов США.
Так, он пригрозил Панаме отобрать контроль над Панамским каналом, который связывает Атлантический бассейн с Тихоокеанским. Вернее, не отобрать, а вернуть его, потому что не в интересах США было отказываться от Панамского канала. Так избранный президент США объяснил свою позицию. В итоге ему сразу же вынужден был отвечать президент Панамы.
Дональд Трамп, избранный президент США: «Сборы, взимаемые Панамой, нелепы, особенно зная необычайную щедрость, которую США оказали Панаме. Эта полная обдираловка нашей страны должна немедленно прекратится. Мы никогда не позволим каналу попасть в чужие руки. Вы видите, что там сейчас происходит? Китай!»
Хосе Рауль Мулино, президент Панамы: «Канал не имеет прямого или косвенного контроля со стороны Китая, Европейского союза, США или любой другой мировой державы. Каждый квадратный метр Панамского канала и его окрестностей принадлежит Панаме и будет принадлежать ей и впредь».
После Трамп переключился на Мексику. Он пообещал, что в первый же день вышлет в Мексику миллион нелегальных мигрантов. Президент страны ответила: мы примем только своих, а с остальными сами разбирайтесь — мы не пропустим.
И тут все вспомнили статью с заголовком «Команда Трампа обсуждает вопрос, как глубоко надо вторгаться в Мексику», которая вышла чуть раньше и наделала много шума. В публикации источники, близкие к Трампу, объясняли, что необходимы точечные силовые операции против наркокартелей на территории Мексики и блокирование каналов мигрантов с наркотиками. Тогда президент Мексики ответила так.
Клаудия Шейнбаум, президент Мексики: «Это просто вымысел. На чем он основан? Мне, например, есть на чем основываться. Это разговор, который был с президентом Трампом. Мы всегда будем защищать наш суверенитет. Мексика — независимое, суверенное, свободное государство. И это превыше всего».
Но теперь лидер страны, видимо, по-другому будет оценивать ситуацию, потому что давление со стороны Трампа, скорее всего, будет расти.
Дальше — на север. Трамп снова разворошил тему Гренландии. Еще во время первого срока он удивил заявлением, что Штаты готовы купить у Дании самый большой остров в мире. И теперь снова та же идея. Он пишет: «Соединенные Штаты Америки считают, что владение и контроль над Гренландией являются абсолютной необходимостью».
Зачем? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать признанные секторальные зоны ответственности в Арктике. У США — наименьший кусок от Аляски на север. А если гипотетически присоединить Канаду и Гренландию, то уже будет гораздо весомее — сопоставимо с сектором России. Да и Гренландия тоже дает неплохое прибавление сектора. Плюс стратегический воздушный мост из Европы в Америку.
Премьер-министр Гренландии ответил — остров не продается.
В последние дни и еще одна арктическая тема всплывает со стороны Трампа. Это тоже похоже на вброс с целью прощупать почву. Издание Responsible StateCraft пишет, что в команде Трампа предлагают снять с России арктические санкции, если переговоры по Украине пойдут конструктивно. Он видит, что Россия и Китай сближаются в этих самых арктических проектах. Он видит, что Штаты теперь проигрывают тот арктический сектор, и туда разными способами могут прийти не американские, а китайские инвестиции.
Так что сигналы, исходящие от Трампа, — это не просто давление на Панаму, Гренландию или про санкции российских арктических проектов. Везде есть второй слой — попытка Трампа бороться с влиянием Китая.
Внутри США своими свежими заявлениями избранный президент США тоже наделал много шума. И больше всего — заявлением о гендерах. Им он фактически перечеркнул политику всех предыдущих администраций Демпартии.
Дональд Трамп: «При администрации Трампа официальная политика правительства Соединенных Штатов будет заключаться в том, что есть только два гендера: мужской и женский».