Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе предостерёг президента Саломе Зурабишвили от мысли назначить новые парламентские выборы, иначе это обернётся для неё уголовной ответственностью. Зурабишвили встретилась с представителями оппозиции и неправительственных организаций (НПО). На встрече обсуждалось возможное назначение новых парламентских выборов, однако в последний момент Зурабишвили отговорили от этого. Она взяла один день, чтобы подумать. Ситуацию комментирует обозреватель ИА REX Станислав Тарасов
«Парламентские выборы в Грузии, согласно действующему законодательству, назначаются в трёх случаях: повторные выборы, когда ЦИК или Конституционный суд аннулируют итоги ранее прошедших выборов, очередные выборы, когда истекает четырёхлетний срок полномочий депутатов парламента, и внеочередные выборы, когда парламент не выражает доверие правительству», — отметил Тарасов.
Кобахидзе подчеркнул, что если президент всё-таки решится назначить новые парламентские выборы по какой-то другой причине, за это ей будет грозить уголовная ответственность. «Посмотрим, где она (Зурабишвили) продолжит жить, за решёткой или на свободе», — сказал Кобахидзе. В ответ председатель ПАСЕ (Парламентская ассамблея Совета Европы) Теодорос Русопулос призвал Кобахидзе отозвать заявление об аресте экс-президента Грузии, если она не покинет президентский дворец по истечении срока её полномочий 29 декабря. По его словам, «это противоречит принципам демократии и верховенства закона».
Но что дальше? В этой связи грузинский эксперт Владимир Цхведиани отмечает, что то, что Зурабишвили не собирается покидать Грузию, может означать, что у неё есть «план Б»: «передвинуться в Зугдиди вблизи Абхазии, где она вместе с прозападной оппозицией планирует окопаться» в случае неудачи в Тбилиси». Это несёт в себе угрозу того, что в Грузии внешние силы организуют двоевластие и попытаются разжечь гражданскую войну, рассуждает Тарасов.
«Решится ли на такую «игру» Зурабишвили и её западные покровители, говорить пока сложно», — рассуждает политолог.
Но и по мнению Цхведиани, «нахождение Зурабишвили на территории Грузии после истечения срока её полномочий, да ещё в статусе претендента на «единственную легитимную власть», становится просто опасно для государственности страны и для всего региона Южного Кавказа». В то же время Еврокомиссия вдруг стала предлагать восстановить визы в ЕС для грузинских чиновников, тогда как совсем недавно, 16 декабря, на встрече глав МИД стран ЕС было решено ввести визовые ограничения для владельцев служебных и дипломатических паспортов Грузии «из-за ситуации в стране», отметил Тарасов.
И не только это. Генcек Совета Европы Ален Берсе заявил в Тбилиси, что правительство Грузии готово создать рабочую группу по обсуждению изменения закона «О прозрачности иностранного влияния», к которой подключится Венецианская комиссия. В этой связи Кобахидзе отметил, что «будут приняты только обоснованные замечания». По его словам, «ещё раз мы говорим: если кто-то нам обоснует, что в этом законе есть что-то отрицательное, мы готовы к такому обсуждению. В том числе, мы готовы к сотрудничеству с соответствующими структурами Совета Европы».
«Но пока события в Грузии разворачиваются по «тревожному сценарию», — заключает Тарасов.