Турция никогда не пойдёт на компромиссы в вопросах территориальной целостности Сирии. Об этом заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на пресс-конференции после переговоров с премьер-министром Ливана Наджибом Микати. «Стабильность Сирии означает стабильность всего региона, который страдает от нестабильности в Сирии на протяжении последних 13 лет, — подчеркнул Эрдоган. — Как и Турция, Ливан без колебаний принял наших сирийских братьев (беженцев — REX). Общая цель и Турции, и Ливана — возродить Сирию. Важно для нас и создание там постоянной администрации, охватывающей все слои общества. Сохранение территориальной целостности и унитарной структуры Сирии — это ещё один вопрос, в котором наша страна никогда не пойдёт на компромисс». Сразу возникает вопрос о том, кто именно предлагает Эрдогану так называемые компромиссные решения по проблеме территориальной целостности Сирии? Об этом рассуждает обозреватель ИА REX Станислав Тарасов.
«Похоже, что Эрдоган начинает осознавать, что в Сирии он оказывается в курдской ловушке». — отметил Тарасов.
С одной стороны, Анкара заявляет, что не намерена проводить военную операцию против курдских «Сил народной самообороны» (СНС), но только в случае, «если новые власти Сирии установят полный контроль над территорией страны, включая районы проживания курдов». С другой, она открыто поддерживает контакты с новой властью, возглавляемой «Хайят Тахрир аш-Шам» ((ХТШ) организация, запрещённая в России), фактически контролируя его действия.
«То есть, получается, что она ведёт диалог сама с собой. При этом Анкара принимает в расчёт риск превращения Сирии в расколотое государство вроде Ливии, где действуют около 40 различные вооруженные группировки. В Турции также хорошо помнят пример Египта, где правительство Мурси было свергнуто в результате госпереворота. Поэтому политика Турции в Сирии вызывает настороженность в арабских странах», — отметил Тарасов.
Ожидается, что в субботу Эрдоган примет участие в саммите в Каире, где обсудит с президентом Египта Абдель Фаттах ас-Сиси вопросы создания нового сирийского правительства, продолжил политолог.
Это — разрабатываемый Анкарой сирийский проект, Турция еще только намечает создание повестки нового правительства Сирии. И главная проблема тут в становлении ХТШ (организация, запрещенная в России) в качестве главного копья сирийской «революции». И только после того как в Сирии будет сформировано стабильное правительство, ХТШ (организация, запрещенная в России) и другие оппозиционные группировки должны быть распущены, что маловероятно. Со своей стороны, Ахмед Аль-Шара, заявил, что они «стремятся договориться с курдами и предложить им присоединиться к его вооруженным силам, как и остальные группировки, находящиеся под управлением Министерства обороны», продолжил Тарасов.
«Это — тоже нереально», — сказал Тарасов.
Комментируя такие предложения, директор Курдского центра исследований Наваф Халил отмечает, что «требование курдов ясно до и после падения режима Асада, чтобы Сирия была демократическим, децентрализованным государством». Он предлагает представителям регионов северной и восточной Сирии и остальным группам встретиться в Дамаске, чтобы выработать видение формы будущего страны и начать подготовку нового общественного договора, но без участия Турции.
«Но Анкара вряд ли примет такой проект, который могут поддержать многие внешние западные игроки, в том числе и арабские страны, но который подорвет завоеванные в Сирии политические позиции Турции. Не случайно она демонстрирует заинтересованность во включении в этот процесс России и Ирана, чтобы обеспечить контригру на курдском направлении. Но есть еще и проблема оккупированных Израилем Голанских высот и его озабоченность по поводу формирующейся новой власти в Сирии, о которой пока неизвестно, возьмет ли она на себя обязательство поддерживать свершившийся факт на Голанах или признание особого статуса курдов. Поэтому основная проблема в этом отношении заключается в характере сторон, которые будут вести переговоры о будущем Сирии. Представляется, что впереди будет немало сложностей с Эрдоганом, главным спонсором сирийской оппозиции и сирийских потрясений. Пока же ситуация развиваться в силовом направлении, особенно с учетом присутствия множества вооруженных группировок, полный контроль над которыми может быть реально недоступен», — резюмирует Тарасов.