28 ноября Европарламент утвердил необязательную к исполнению резолюцию по Грузии, которая была представлена пятью группами европейских депутатов. Документ поддержали 444 европарламентария, 72 проголосовали против, 82 воздержались. Среди подписавших резолюцию фигурируют хорошо известные своими негативными высказываниями в наш адрес евродепутаты Раса Юнкявичене, Михаэль Галлер, Дэвид Макалистер, Свен Миксер, Начо Санчес Амор, Яннис Маниатис, Тобиаш Кремер, Урмас Паэт, Пятрас Ауштрявичюс, Малик Азмани, Маркета Грегорова и другие.
Документ носит броское и грозное название: «Ухудшающийся демократический кризис в Грузии после последних парламентских выборов и предполагаемой их фальсификации».
В ходе голосования европарламентарии поддержали внесение в резолюцию пункта, призывающего президента Грузии Саломе Зурабишвили воспользоваться своим конституционным правом и помиловать Михаила Саакашвили. В документе также содержится настоятельный призыв к Евросоюзу и странам-членам ЕС оператиано учредить персональные санкции, направленные против грузинских официальных лиц и политических лидеров, которые, по мнению авторов резолюции, несут ответственность за откат демократии, нарушение избирательного законодательства и существующих стандартов, за административные нарушения и злоупотребление государственными институтами.
Среди политиков, фигурирующих в этом списке:
премьер-министр страны Ираклий Кобахидзе,
мэр Тбилиси и генеральный секретарь правящей партии «Грузинская мечта» Каха Каладзе,
председатель парламента Грузии Шалва Папуашвили,
председатель партии «Грузинская мечта» Ираклий Гарибашвили.
Санкции должны быть также распространены на судей, выносящих политически мотивированные приговоры. Кроме того, в резолюции в очередной раз повторяется призыв к Совету Европы и демократическим партнерам Евросоюза незамедлительно ввести персональные санкции против Бидзины Иванишвили, а также заморозить все его активы в странах, входящих в Евросоюз. Почетный председатель «Грузинской мечты» напрямую обвиняется в ухудшении политической ситуации в Грузии, действиях, направленных против закрепленных в Конституции интересов страны и в попытках перевести ее в российскую сферу влияния.
В резолюции подчеркнуто, что соблюдение в стране фундаментальных прав имеет жизненно важное значение для соблюдения критериев визовой либерализации Европейского союза. В связи с этим Европарламент предлагает пересмотреть безвизовый статус Грузии с возможностью его приостановления в случае, если не будут соблюдены установленные стандарты демократического управления и свобод граждан. Также предложено строго ограничить официальные контакты ЕС с грузинским правительством и парламентом.
Резолюция призывает Совет Европы, Еврокомиссию, Европейскую внешнеполитическую службу и Верховного представителя Евросоюза провести всесторонний пересмотр политики ЕС в отношении Грузии. Также предложено направить изначально предназначавшиеся для поддержки грузинского правительства и затем замороженные 120 миллионов евро на усиление поддержки гражданского общества, особенно неправительственного сектора и независимых СМИ, находящихся под усиливающимся давлением со стороны правящей партии и властей. Кроме того, подчеркивается необходимость поддержки программ, направленных на укрепление демократии и справедливые выборы. В документе содержится рекомендация по изменению механизма финансирования со стороны ЕС с учетом необходимости работать в более враждебной и антидемократической среде.
Из принятой Европарламентом резолюции ясно видно, что Европейский союз сам прекращает переговоры с Грузией и намерен придерживаться этой позиции до тех пор, пока не будут выполнены все изложенные им требования. Между тем, эти требования ЕС противоречат воле и желаниям грузинского народа.
Через несколько минут после публикации резолюции премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе заявил:
«Для грузинского народа категорически неприемлемо стремление части европейских политиков и бюрократов представить отношения между Грузией и Евросоюзом как односторонний процесс. Еще более неприемлемым является целый каскад оскорблений, который мы слышим от этих людей на протяжении всех последних лет. Чтобы никто не мог использовать эти вопросы в качестве оружия для шантажа грузинского народа, мы приняли решение отложить вопрос открытия переговоров с Евросоюзом и не ставить его в повестку дня до конца 2028 года», — подчеркнул Ираклий Кобахидзе.
После заявления премьера на улицы столицы сразу же вышли тысячи людей, а во главе этой акции протеста встала наша так называемая президент.
Политолог Ираклий Гогава откликнулся развернутым постом в социальной сети на беспрецедентное решение грузинского правительства:
«В интересы Грузии не входит безоговорочная привязанность к какому-либо интеграционному экономическому сообществу. Исходя из уникального географического положения, нам гораздо больше пользы принесет установление справедливых торговых отношений со всеми экономическими центрами и крупными странами. Факт, что проекты Евросоюза служат обогащению западноевропейских стран за счет стран Восточной Европы. Франция, Германия, Нидерланды, Бельгия, государства Скандинавии, Швейцария и другие выкачивают природные ресурсы, квалифицированные кадры и дешевую рабочую силу именно из Восточной Европы, из соседних стран и своих бывших колоний. Евросоюз давно адаптировал эту неоколониальную модель и по отношению к Грузии, в результате чего идет активная эксплуатация нашей страны. Они вывозят от нас золото, медь, лес, марганец, диатомит, цветные металлы и другие ресурсы. Нанимают наших людей в качестве дешевой рабочей силы и заставляют за треть цены работать на европейскую экономику. Взамен без таможенных пошлин ввозят к нам свою промышленную продукцию. Ежегодно только в сфере торговли Европа выигрывает за наш счет 3 миллиарда долларов США. Легендарный топ-менеджер компаний «Форд» и «Крайслер» Ли Якокка в своем бестселлере «Карьера менеджера» задает вопрос: «Как называется страна, которая экспортирует сырье и импортирует готовые изделия?» — И сам же на него отвечает: «Колония».
Посмотрите на Болгарию или на Румынию. Эти страны уже в течение 17 лет являются членами Евросоюза, однако показатель уровня бедности там даже хуже, чем в Грузии. За чертой бедности в Румынии и Болгарии живет 22% населения, а в Грузии – менее 15%. Из этого следует, что членство в ЕС отнюдь не гарантирует безбедной жизни. Как и то, что без участия в мегаинтеграционных проектах Грузия может добиться значительно больших успехов в своем развития.
Вдобавок нам следует ясно осознавать, что членство в любом международном сообществе подразумевает ограничение суверенитета. Так, в случае нашего вступления в ЕС Брюссель будет полностью определять торговую политику Грузии, таможенные тарифы. Также к Брюсселю перейдет управление в области денежно-кредитной и энергетической политики, внешних сношений, регулирование норм в сфере конкуренции, рыболовства и животноводства. А по таким направлениям, как занятость населения, социальные вопросы, сельское хозяйство, транспорт, энергетика, юстиция, здравоохранение, миграция и другие Брюссель оставит за собой право осуществлять непосредственное вмешательство и устанавливать свои регуляции.
Членство в Евросоюзе неминуемо приведет к изменению торговых режимов со всеми не входящими в ЕС государствами, включая наших ближайших соседей (Армению, Азербайджан, Турцию, Иран, Россию, Украину). Брюссель установит свои тарифы на импорт, что неизбежно вызовет зеркальное повышение таможенных тарифов на грузинскую продукцию в этих странах. Учитывая сегодняшнюю реальность, такая практика приведет Грузию к экономическому коллапсу. Аналогичное можно сказать относительно торговли с Китаем, государствами Центральной Азией, Казахстаном, Индией.
Единственная экономическая интеграционная модель, которая может стать приемлемой для Грузии, это «Южнокавказская тройка»: имеется в виду общая рыночная концепция для Азербайджана, Армении и Грузии. В такого рода «тройке» будут представлены страны с более или менее равным уровнем развития, и никто не окажется в роли ущемленного. Напротив, общий рынок произведет огромный синергетический и мультипликативный эффект на экономику всех трех стран. Остальные существующие экономические объединения максимально ориентированы на интересы крупных государств, и выгоды от них минимальны, а ущерб – значителен.
Южный Кавказ имеет потенциал стать самым быстрорастущим экономическим регионом мира, поскольку он объективно располагает для этого всем необходимым, и такой взлет вполне реален не через столетие, а в самые ближайшие годы.
Отстоим свой суверенитет и защитим наши национальные интересы!» — пишет Ираклий Гогава.
Подготовила Эка Наскидашвили