Впрочем, сейчас широко обсуждаются планы Трампа не только по Украине, но и по Европе.
В Евросоюзе все громче звучат опасения, что новый-старый президент США объявит ЕС полноценную торговую войну.
Макрон считает, что Европа «явно вступает в мир тарифных войн», а Трамп может «разрушить цепочки создания стоимости между европейцами и американцами».
Трамп хочет ввести 10–20% пошлины на все товары из-за рубежа и еще большие на товары из Китая. По мнению Макрона, он может заявить европейцам: «Если вы будете более благодушными, мы введем пошлины на вас».
При этом, по данным Bild, в Евросоюзе уже звучат предложения избежать американских пошлин, предложив поддержать Трампа в его намерениях усилить торговое давление на Китай. Взамен Брюссель надеется на укрепление партнерства с США по поддержке Украины и усилению давления на Россию.
Именно об этом, по сведениям газеты, был разговор главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен и Дональда Трампа.
То есть, если верить газете, таким образом Брюссель хочет предотвратить реализация Трампом идеи предложить остановку войны в Украине по линии фронта. И вернуть нового американского президента к той же политике, что вел Байден — то есть к пролонгации войны на неопределенное время.
При этом у Трампа неизменно заявляют, что намерены переложить на ЕС бремя помощи Киеву. А сам избранный президент вчера сообщил, как уже говорилось выше, что его приоритетом станет окончание войны в Украине.
Кроме того, позицию руководства Брюсселя ввести против Китая масштабные пошлины, чтобы наладить отношения с Трампом, могут разделять далеко не все страны ЕС.
Но тенденция видна отчетливая — на Западе многие начали искать договоренностей с победителем американских выборов. Британская The Guardian при этом пишет, что политики и бизнесмены на Западе резко забыли свои обвинения в адрес Трампа и теперь спешат к нему «на поклон» (детальнее об этом мы писали здесь).
При этом в Германии сегодня дали понять, что будут искать взаимопонимания не только с Трампом, но и с Путиным. По данным агентства Bloomberg, канцлер Шольц впервые за два года позвонил российскому президенту. Они говорили около часа.
Шольц заявил Путину, что войну необходимо завершить, и призвал к переговорам с Украиной. И что Германия продолжит поддерживать Украину «столько, сколько потребуется». По данным источника, лидеры договорились поддерживать контакты в дальнейшем.
Это подтвердил и Кремль, который позже сообщил, что разговор состоялся по инициативе Берлина. Стороны провели «подробный и откровенный обмен мнениями по ситуации в Украине».
Путин заявил канцлеру, что Россия никогда не отказывалась и открыта к переговорам по Украине, но с учетом «новых территориальных реалий». Также Путин утверждает, что переговоры прервали украинские власти. Войну в Украине в Кремле назвали «результатом многолетней агрессивной политики НАТО». Целью переговоров, по мнению Путина, должно быть устранение первопричины конфликта.
Теперь канцлер намерен позвонить Зеленскому. При этом украинский президент был против намерения Шольца позвонить Путину и уговаривал канцлера этого не делать, сообщает Reuters со ссылкой на источник в ОП.
«Канцлер сообщил Зеленскому, что планирует поговорить с Путиным. Президент Украины сказал, что это только поможет Путину, уменьшив его изоляцию», — сказал источник.
Но, как видим, Шольц проигнорировал призыв Зеленского. Более того, и в Берлине, и в Москве подтвердили после разговора, что договорились поддерживать друг с другом контакты и в дальнейшем.
Шольц допускал свой звонок Путину уже давно — примерно тогда же, когда поменял риторику относительно войны в Украине и стал заявлять, что необходимо вести дело к переговорам (хотя раньше настаивал на военной победе Украины). А также категорически отказался отправлять Киеву дальнобойные ракеты Taurus.
Многие связывают поворот Шольца с тем, что его партия начала терять очки в ФРГ, уступая место двум антивоенным силам — «Альтернативе для Германии» и «Союзу Сары Вагенкнехт». То есть, согласно этой точке зрения, попытки канцлера больше говорить о мире — политическая технология, призванная остановить отток антивоенно настроенных избирателей от правящей партии СДПГ. Тем более что на носу в Германии досрочные парламентские выборы после развала правящей коалиции.
В то же время, не исключено, что у смены позиции есть и более глубокие причины.
Затяжная война и связанные с нею санкции и разрыв экономических связей с РФ нанесли ущерб немецкой экономике, которая второй год находится в стагнации — в том числе из-за роста цен на энергоносители. Поэтому остановка войны объективно необходима немецкому бизнесу. И этого не может игнороировать ни Шольц, ни гипотетическое новое правительство, которое, вероятно, придет ему на смену в случае досрочных выборов.
Возвращаясь же к политическим резонам самого Шольца — не исключено, что его звонок напрямую связан с победой Трампа в США. Республиканец обещал завершить войну переговорами, и пока есть все основания полагать, что он так и планирует поступить. Не исключено, что инициатива немецкого канцлера — это попытка «застолбить» свое место на переговорах и обеспечить голос Берлина в дипломатическом процессе.