В саудовской столице Эр-Рияде состоялся второй внеочередной саммит стран — участниц Лиги арабских государств (ЛАГ) и Организации исламского сотрудничества (ОИС), посвящённый ситуации на Ближнем Востоке. Он был созван по инициативе Саудовской Аравии и в его работе приняли участие несколько лидеров и президентов арабских и исламских стран, включая президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, главы палестинской автономии Махмуда Аббаса, представителя Ирана, правда, только на уровне первого вице-президента Мохаммада Резы.
Сам факт созыва внеочередного саммита диктовался прежде всего сменой мировой политической декорации, связанной с возвращением в Белый Дом в США Дональда Трампа и предполагаемой его дипломатической активизации на Ближнем Востоке. Второй фактор связан с попытками администрации Джо Байдена до инаугурации нового президента провести в регионе свой сценарий действий под заявленным лозунгом «остановить войну в Газе и в Ливане». В Вашингтоне находился израильский министр Рон Дермер, где обсуждал ситуацию с госсекретарем Энтони Блинкеном и посланником США Амосом Хохштейном, был принят избранным президентом Трампом в Мар-а-Лаго (штат Флорида). На этом этапе, как пишет американское издание Axios, образовалась интрига: урегулирование ситуации в Ливане, план по Газе обсуждались в пакете нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией. При этом Эр-Рияд маневрировал. С одной стороны, накануне саммитов ЛАГ и ОИС Эр-Рияд активизировал свои контакты с Ираном. Тегеран посетил глава Генштаба Вооружённых сил (ВС) Саудовской Аравии Файяд аль-Рувайли. С другой — появились сообщения, что Саудовская Аравия хочет добиться заключения «оборонного пакта» с уходящей администрацией президента Джозефа Байдена «до конца года» без присоединения к Авраамовым соглашениям – серии сделок об арабо-еврейской нормализации, но с включением в него набора соглашений по Ливану и Газе. В то же время на момент начала работы саммитов в Эр-Рияде Израиль в очередной раз объявив об отказе от любых договорённостей с Ливаном «без гарантий разоружения «Хезболлы» и её уход в тыл Литани».
Такой ход событий должен был сказаться и сказался как на работе саммитов ЛАГ и ОИС, так и на его результатах. Многие ожидали, что будет усилено конкретное давление на Израиль, чтобы сдвинуть ситуацию в регионе с патовой точки, вспоминали «нефтяной шок» или нефтяное эмбарго, введённое арабскими странами против США и стран, поддерживавших Израиль во время Октябрьской войны 1973 года, из-за чего американская экономика понесла значительные убытки. Но ничего такого в заключительном документе по итогам саммитов не оказалось. Он насыщен призывами символического и традиционного свойства: было осуждено нападение Израиля на сектор Газа и выставлено требование «немедленно его прекратить», а Совет Безопасности ООН — принять резолюцию по этому вопросу. Саммит также призвал к снятию блокады с сектора Газа и оказанию гуманитарной помощи, а также к тому, чтобы все страны прекратили экспорт оружия в Израиль. В итоговом заявлении на уровне декларации говорится, что «справедливый и всеобъемлющий мир в регионе, гарантирующий безопасность и стабильность для всех его государств, не может быть достигнут без прекращения израильской оккупации всех оккупированных арабских территорий до четвёртой линии июня 1967 года». Подтверждён также полный суверенитет государства Палестина над оккупированным Восточным Иерусалимом, «вечной столицей Палестины».
В то же время глава МИД Саудовской Аравии Фейсал бен Фархан заявил в заключительном выступлении, что «трёхсторонний комитет, сформированный ЛАГ и ОИС и Африканским союзом, будет предпринимать дипломатические усилия, чтобы остановить войну в Газе и Ливане». Кстати, один из лидеров ХАМАС констатировал в этой связи, что «наша арабская среда не смогла оказать давление на врага, чтобы обуздать его агрессию».
Но пока рано делать выводы о базовых константах региональной политики арабских и исламских стран, которые могут измениться по ходу действий новой администрации США. Видимо, это учитывается и Саудовской Аравией, которая хотела бы вернуться к обстановке до октября 2023 года, к тенденции на последовательную нормализацию отношений между Израилем и арабскими странами. В этом контексте дипломатические источники подтвердили, что положительным аспектом саммитов было намерение наследного принца Саудовской Аравии продемонстрировать позитивное сближение с Тегераном, а также с Дамаском, где он встретился с президентом Сирии на полях саммита. Но поиск политического решения конфликтной ситуации в регионе продолжается, хотя внешне единый арабо-исламский союз уже давно имеет больше символическое значение.
Станислав Тарасов