Домой Новости Грузия Выборная «лихорадка» только начинается, но не здесь у нас, а там, за...

Выборная «лихорадка» только начинается, но не здесь у нас, а там, за океаном!

Выборы  как важнейшее политическое и социальное явление постепенно теряет форму и содержание. А главное, этот общественно-политический феномен неуклонно утрачивает убедительность и подрывает доверие к себе. Кризис капитализма коснулся всех сфер общественной жизни, включая и вышеупомянутую. Буржуазные выборы, которые всегда подавались как высшее проявление народной воли, на самом деле изначально были отделены от народа и поставлены на службу господствующему классу, поскольку функцию посредника между ними и демосом взяли на себя деньги.

Это неудивительно. Выборный процесс – чрезвычайно масштабное и трудоемкое мероприятие, которое неизбежно связано с огромными финансовыми затратами. За несколько недель до президентских выборов в Соединенных Штатах Америки исследовательская организация OpenSecrets обнародовала прогноз, согласно которому в 2024 году эта кампания станет самой дорогой за всю историю страны и затраты достигнут 15,9 миллиарда долларов, что почти на 1 миллиард долларов больше, чем было потрачено на аналогичное мероприятие в 2020 году. Понятно, что на столь внушительном фоне Грузия воспринимается, как маленькая страна, тем не менее, по данным издания «Коммерсантъ», и у нас бюджет избирательной администрации на 2024 год составил 171 миллион лари. Как оценить эти цифры? Как впечатляющие? Колоссальные?.. Лично я бы назвал их ошеломляющими. Но, спрашивается, откуда берутся такие суммы денег? В основном, из так называемых добровольных пожертвований. И кто же фигурирует среди таких щедрых жертвователей? Естественно, исключительно состоятельные граждане, то есть люди с деньгами. И, наконец, зачем этот класс соглашается нести подобные огромные расходы – он действует в интересах народа или для достижения собственных целей? Ответ на данный вопрос ясен, как божий день – разумеется, с целью достижения и защиты своих собственных интересов.

К чему мы таким образом пришли? А пришли мы именно в тому, о чем я заявил в начале статьи: буржуазные выборы изначально были оторваны от народа. Но, тем не менее, до конца своего значения они все ж-таки не утратили. Сколько бы класс, в руках которого сосредоточен капитал, ни вложил и потратил средств, результаты голосования не могут быть получены без заполнения бюллетеней, которые проходят через руки избирателей. Безусловно, в процессе подготовки и проведения выборов народ и капитал олицетворяют собой противоборствующие ресурсы, однако, роль денег не может полностью исключить роли народа. Причем, народ – это не какая-то раз и навсегда устоявшаяся объективная реальность, а подверженная постоянным изменениям живая совокупность субъектов, которые испытывают переживания, тревогу, волнения, могут быть разгневаны, оказывать сопротивление и, главное, способны четко осознавать степень своей личной ответственности. Бывают случаи, когда сила капитала превосходит силу народа, но нередко возникают критические ситуации, когда силе народа удается одолеть силу капитала.

Не требуйте от меня более глубокого психологического и социологического анализа этого сложнейшего феномена, так как данная статья ставит перед собой совершенно иные задачи и цели. В качестве иллюстрации к вышесказанному приведу лишь один конкретный факт (пример того, как сила народа может превзойти силу капитала): выборы, проведенные 26 октября в Грузии, показали, что, когда перед народом встает дилемма – мир или война, суверенитет или агентократия, то есть, если вопрос приобрел для людей и общества жизненно важное значение, ни огромные западные деньги, ни массированная западная пропаганда и угрозы не могут перевесить инстинкт самосохранения, который стал в данном случае решающим. Иначе и быть не могло, потому что народ оказался перед четко обозначенной альтернативой – выбором между добром и злом.

В США ситуация складывается иначе. Два направления, которые противостоят там друг другу, не производят, на первый взгляд, картины, на которой добро конкурирует со  злом. Там схлестнулись, с одной стороны, устаревшая, но, тем не менее, до сих пор живучая идеология, нацеленная на монопольное господство Штатов над всем остальным миром; а с другой – сохранение и укрепление мощного суверенного государства, однако вне цели обретения мирового доминирования. Первое направление воплощают демократы вместе с Камалой Харрис, второе –от лица республиканцев отражает Дональд Трамп. Из двух этих направлений первое поддерживает либеральные, а второе – традиционные ценности. Драматизм ситуации в том, что избиратели США поделены не на большинство и меньшинство, как это имело место у нас в Грузии, а практически в равной степени представлены сторонниками традиционных или либеральных ценностей, причем, судя по всему, ни одна из сторон не намерена уступить. Обе силы пользуются равноценной поддержкой, в том числе, крупного капитала, который в условиях буржуазных выборов олицетворяет собой главного арбитра.

И вот настал день, когда трехсотмиллионные избиратели Соединенных Штатов вышли на улицу не только для того, чтобы проголосовать, но и, прибегая  к недавно утвердившемуся в избирательной лексике термину, чтобы «защитить свои голоса». Трудно предположить, во что может вылиться подобная «защита голосов» в условиях, когда страна почти поровну разделилась на две части. Но и это еще не все. Главное – в другом. Весь мир наблюдает за тем, что в США обостряются противоречия, выходящие за рамки избирательных (политических, идеологических, экономических, социальных) процессов и все больше приобретающие системный характер (по определению Маркса, это противоречия между трудом и капиталом; между доминионом и колониями; между капиталистическими государствами). Добавьте к этому дремлющие расовые противоречия, которые недавно снова дали о себе знать, и станет понятно, что речь идет о неразрешимом системном противоречии.

В подобной ситуации победа кандидата от республиканцев (Дональда Трампа) не устранит этих противоречий, но способна их смягчить, если противоположная сторона признает полученный результат и не пойдет на дальнейшее обострение. В случае же победы кандидата от демократов (Камалы Харрис), даже признай противоположная сторона свое поражение, обстановка как внутри страны, так и за ее пределами обострится до предела. Победа демократов означает усиление напряженности в вопросах, касающихся Украины, Ближнего Востока и постсоветских стран. Это приведет к эскалации напряженности в отношениях между США и Россией, США и Китаем, Россией и постсоветскими республиками, Россией и Европой. В конечном итоге это означает неуклонное нарастание мировой напряженности, направленной в сторону глобального конфликта. Министр иностранных дел России однажды заявил: «Сегодня англосаксы надеются победить нашу страну руками киевского режима, подобно тому как Гитлер объединил под нацистскими знаменами большинство европейских государств. Альтернативный план – если режим Зеленского не справится – подготовить континентальную Европу к тому, чтобы она сама вступила в эту самоубийственную авантюру и оказалась вовлечена в вооруженный конфликт с Россией».

Дата завершения американской выборной гонки (5 ноября 2024 года) заставит нас забыть про лихорадку, порожденную прошедшими в Грузии выборами, и про политические страсти тех, кто мечтает усеять палатками проспект Руставели (то есть, агентов западного влияния), потому что масштабы происходящего здесь у нас и там, за океаном, совершенно разные. Все, что мы слышим здесь, – это лишь эхо событий, эпицентр которых находится там: эхо мировой напряженности, эхо планетарной лихорадки, эхо ядерной катастрофы, от которой мы, к сожалению, не отдаляемся, а становимся к ней все ближе…

Валерий Кварацхелия

                                                                                                      

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь