«…Жестом прокуратор удалил слуг и остался со своим гостем один под колоннадой.
– Итак, – заговорил негромко Пилат, – что можете вы сказать мне о настроении в этом городе?
Он невольно обратил свой взор туда, где за террасами сада, внизу, догорали и колоннады, и плоские кровли, позлащаемые последними лучами.
– Я полагаю, прокуратор, – ответил гость, – что настроение в Ершалаиме теперь удовлетворительное.
– Так что можно ручаться, что беспорядки более не угрожают?
– Ручаться можно, – ласково поглядывая на прокуратора, ответил гость, – лишь за одно в мире – за мощь великого кесаря».
Этот отрывок взят из литературного шедевра Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Несмотря на то, что ни Главный прокурор нашей страны господин Габиташвили не является Прокуратором, ни президент Грузии Зурабишвили не возглавляет тайную службу, мне, тем не менее, представляется, что описанный эпизод ассоциативно и по своей сути довольно тесно связан с вызовом в прокуратуру, который был направлен госпоже Саломе.
«Генеральная прокуратура Грузии на основании обращения Центральной избирательной комиссии от 30 октября 2024 года начала расследование возможного факта фальсифицирования парламентских выборов с признаками преступления, предусмотренного статьей 164³ Уголовного кодекса Грузии.
Согласно заявлению Центральной избирательной комиссии и информации, распространенной средствами массовой информации, президент Грузии Саломе Зурабишвили должна располагать доказательствами относительно возможной фальсификации парламентских выборов 2024 года, и, в соответствии с установленными законом нормами, 31 октября этого года она была вызвана для дачи показаний в следственные органы.
Прокуратура Грузии проведет все необходимые следственные и процессуальные действия для изучения фактов, фигурирующих как в обращении ЦИК, так и указанных президентом, отдельными политическими партиями и представителями наблюдательных миссий. В том числе, в рамках расследования будут допрошены все лица, которые могут располагать информацией о предполагаемом преступном факте.
В последние годы воспринимается едва ли не в порядке вещей(и не только здесь, у нас) не требовать от некоторых безответственных политиков ответа за свои слова, однако если политик занимает президентское кресло, он непременно должен отвечать за каждое слово в своих публично сделанных заявлениях. Глава государства и Верховный главнокомандующий заявила, что в ходе парламентских выборов в стране имели место тотальные нарушения, следовательно, она несомненно должна располагать подтверждающими это обвинение фактами. Не могла же президент, не обладая фактами, произнести следующее: «Мы стали свидетелями и жертвами российской спецоперации, новой формы гибридной войны, направленной против нашего народа и страны. Несколько месяцев назад это руководство, которое я бы назвала силой, а не властью, приняло ряд российских законов, противоречащих европейским рекомендациям. На этих выборах у нас отняли право голоса. Прошли российские выборы, нас лишили института выборов. Трудно представить, какими будут новые выборы в этой стране, если ничего не изменится. У нас отняли конституционное право, у граждан отобрали удостоверения личности и, тем самым, право на участие в выборах. Одновременно, были лишены права участвовать в выборах и эмигранты, там тоже были нарушения, допущенные разными способами и в различной форме… Эти выборы не состоялись, они нелегитимны, и ничто не сделает их легитимными».
Невозможно вообразить, чтобы глава государства и Верховный главнокомандующий решила сделать столь катастрофическое заявление при отсутствии у нее неопровержимых подтверждающих фактов. Получается, выборы действительно были тотально сфальсифицированы! – непременно решит почти каждый, услышав подобные обвинения. А что еще прикажете подумать?! В противном случае придется признать, что эта женщина не только безответственный политикан, но и отпетый провокатор, желающий устроить в стране государственный переворот. Даже если отбросить в сторону высокое должностное положение госпожи Зурабишвили, трудно представить в роли такого провокатора 72-летнюю женщину?! Поэтому, мы до последнего надеялись, что президент все-таки явится в прокуратуру, даст необходимые разъяснения, показания и окажет следствию всестороннее содействовие в установлении истины. Во всяком случае, так мыслию, полагаю, не только я, но и думало большинство из нас. Оказалось, однако, что мы безнадежно заблуждались. Это явствует из заявления, которое в связи с вызовом в прокуратуру озвучила президент Зурабишвили: «Прокуратура, видите ли, ждет от меня доказательств, хотя я считаю, что все должно быть как раз-таки наоборот – это следственные органы должны добывать доказательства. В любой нормальной стране происходит именно так, и мне не известны прецеденты, когда следственные органы просили бы у президента доказательств по выборам».
Признаться, с трудом сдерживаюсь, чтобы не сорваться на грубость — как-никак Зурабишвили женщина пожилая, да к тому же мы все-таки пока называем ее президентом страны. Однако как не ответить, если она оскорбляет всю Грузию? Госпожа Саломе, вы заявили о массовой фальсификации выборов, якобы осуществленной российскими спецслужбами, не так ли? То есть, вы, президент Грузии, заявили о совершенном тягчайшем преступлении. Люди (включая и сотрудников прокуратуры) хотят верить, что вы бы не стали распространять неподтвержденные слухи и уж тем более лгать. Но в таком случае у вас должны иметься конкретные доказательства и свидетельства того, о чем вы говорите. Исходя из изложенного, вполне логично предположить, что грузинские граждане, как и прокуратура, ожидали, что вы как президент нашей страны и Верховный главнокомандующий поможете в проведении расследования, чтобы пролить свет на ужасное преступление, о котором публично объявили на весь мир. Однако вы неожиданно решили снять с себя всякую ответственность за произнесенные слова и при этом даже бровью не повели. Наоборот, к первоначальным аргументам и обвинениям вы добавили еще и новые, которые, как говорится, только подлили масла в огонь: «Между прочим, я слушала Борреля. Думаю, прокуратуре следует обратиться и к Боррелю; похоже, у него тоже есть доказательства, а список нарушений, которыми он располагает, в точности совпадают с теми, что были отмечены зарубежными миссиями».
Чему вас так удивило, госпожа Саломе? Естественно, следствие в связи с этим преступлением обязано, в случае необходимости, обратиться за помощью и к господину Боррелю, попросив его предоставить факты, на основании которых он сделал заявление, на которое вы ссылаетесь. Если же господин Боррель поступит так же, как вы, и не пожелает оказывать содействия следствию, то прокуратура Грузии, как и грузинский народ, вправе будут сделать вывод, что и вы, и господин Боррель наряду с некоторыми другими политиками принимаете участие в крупной авантюре Запада (в данном случае, Евросоюза), направленной против Грузии.
Да бог с ним, с Боррелем, госпожа Саломе! Он-то, можете не сомневаться, найдет способ, как выкрутиться из этой неловкой ситуации, а вот ваш президентский срок скоро истекает – не забывайте об этом. Один наш экс-президент уже отбывает наказание, но не рассчитывайте, что кто-то решит, мол, два это будет перебор. Неважно, сколько – два, три или больше – закон на то и закон, чтобы одинаково спрашивать со всех. Так что можете не сомневаться – к прокурору вам придется явиться лично, как это описал Булгаков в своем бессмертном шедевре «Мастер и Маргарита»:
«…Жестом прокуратор удалил слуг и остался со своим гостем один под колоннадой.
– Итак, – заговорил негромко Пилат, – что можете вы сказать мне о настроении в этом городе?
Он невольно обратил свой взор туда, где за террасами сада, внизу, догорали и колоннады, и плоские кровли, позлащаемые последними лучами.
– Я полагаю, прокуратор, – ответил гость, – что настроение в Ершалаиме теперь удовлетворительное.
– Так что можно ручаться, что беспорядки более не угрожают?
– Ручаться можно, – ласково поглядывая на прокуратора, ответил гость, – лишь за одно в мире – за мощь великого кесаря».
С точностью могу предположить, что разговор, подобный тому, что состоялся у начальника тайной службы с Пилатом, если и не слово в слово, но обязательно произойдет и у вас – с прокурором или Прокуратором…
Валерий Кварацхелия