Папа Римский Франциск принял в Ватикане делегацию во главе с экс-премьер-министром Израиля ЭхудомОльмертом и бывшим министром иностранных дел Палестины Насером аль-Кидва. Как сообщает Vaticannews, гости представили понтифику «своё предложение по мирному урегулированию войны, опустошающей их страны». За точку отсчёта выбраны границы 1967 года, Иерусалим как общая столица и обмен территориями между двумя государствами. При этом со стороны делегации прозвучало интересное предложение в отношении статуса древнего города.
«Именно этот вопрос больше всего интересовал папу Франциска на нашей сегодняшней встрече,– заявил Ольмерт в интервью старейшему ватиканскому изданию L’OsservatoreRomano. – Мы думаем об особом статусе Иерусалима, который должен перейти под опеку пяти государств (среди которых, очевидно, Израиль и Палестина), они будут иметь полную власть над каждой частью города, в соответствии с правилами, неоднократно приводимыми Советом Безопасности ООН, и с особой ролью, отведённой Королевству Иордания, как это уже происходит сегодня в отношении эспланады мечетей. В любом случае, мы считаем, что Старый город должен быть неподвластен политической администрации и его следует передать трём монотеистическим религиям, которые считают его святым местом для своих молитв».
Подобная идея уже обсуждалась в XIX веке. Как напоминает доктор исторических наук, заместитель председателя Императорского православного палестинского общества Николай Лисовой, в первой половине XIX века прусский король выдвигал инициативу об установлении «протектората пяти держав» — Англии, Франции, Пруссии, Австрии и России — над Святой землёй с размещением в Иерусалиме соответствующих«сил быстрого реагирования»). Однако Санкт-Петербург в нотах министерства иностранных дел от 20 и 25 февраля и 12 марта 1841 года её решительно отверг, избегая оказаться на Ближнем Востоке в роли актора колониальной агрессии с военно-политическими амбициями. Тем не менее, Российская империя не оставила планов физического присутствия на Святой земле. В 1847 году была утверждена Российская духовная миссия в Иерусалиме. В 1858 году в городе появилось отдельное российское консульство, а в следующем году – специальный Палестинский комитет под руководством великого князя Константина Николаевича.
Говоря о пятёрке хранителей Иерусалима сегодня, экс-премьер Ольмерт упоминает лишь три государства – Израиль, Палестину и Иорданию. Остаётся ещё два места. И кто бы мог заполнить их? Напомним, что экс-премьер также предложил особо выделить три монотеистические религии. Речь идёт об иудаизме, христианстве и исламе. Первую в инициативе представляет Израиль, последнюю – Палестина и Иордания. Таким образом, два вакантных места должны получить христиане. На протяжении многих веков Святая земля находилась под опекой католиков и православных. Очевидно, что членом пятёрки должен стать град-государство Ватикан. Он поддерживает дипломатические отношения с Израилем и признал палестинскую государственность. Святой престол неоднократно заявлял, что его вовлечённость основана на пастырских и духовных потребностях, а не мирских притязаниях. Однако одновременно он подчеркивал, что «территориальные и религиозные аспекты проблемы», отнюдь не являющиеся отдельными вопросами, «взаимосвязаны».
Что касается православной квоты, то будь жива Османская империя, претензии мог бы выдвинуть Константинопольский патриархат. В конце концов, тогдашние патриархи являлись главами всей многомиллионной православной общины и были как духовными лидерами, так и высшими чиновниками (миллет-баши) султанской администрации. Но сегодня в Турецкой республике роль нынешнего главы Константинопольского патриархата Варфоломея сводят до «греческого патриарха Стамбула». А его попытки проявить себя на международной арене, как это было во время так называемого «мирного саммита» по Украине в Швейцарии, когда под его итоговым заявлением появилась подпись Варфоломея, вызывают острую негативную реакцию МИД Турции и политиков, которые в ряде случаев требуют лишить константинопольского патриарха турецкого гражданства.
Если сочетать духовную составляющую и государственную мощь, то представлять православие в пятёрке хранителей Иерусалима должна только Россия. Она является наследником Третьего Рима, последние годы активно защищала ближневосточных христиан во время боёв с джихадистами в Сирии и Ираке, за что, кстати, получала признательность Ватикана и папы Франциска. Москва поддерживает конструктивные отношения с Израилем и Палестиной. Московский патриархат сохраняет и развивает диалог с Иерусалимским патриархатом, несколько лет назад московский патриарх Кирилл и иерусалимский Феофил III выступили инициаторами Амманского формата (в чём была задействована и Иордания), как площадки для межправославных встреч и обсуждений. Таким образом, когда дело дойдёт до практической реализации инициативы Ольмерта, без Москвы обойтись будет невозможно.
Автор: Станислав Стремидловский