«Витязь в тигровой шкуре», принесение извинений и Соединенные Штаты Америки

    Прежде чем коснуться главного, мне хотелось бы поведать вам одну примечательную историю, связанную с литературой, но, как мне кажется, непосредственно касающуюся и политики.

    Блестящий философ и социолог, профессор Венор Квачахия был широко образованным человеком, глубоко разбиравшемся в литературе и писательском деле. Именно он в 1968  году основал  в Тбилисском  государственном  университете первую в Советском Союзе кафедру социологии, был признан, принят и высоко оценен в профессиональных  кругах мировых философов и социологов того времени. Одна из его известных статей, которая в конце 70-х годов XX века стала предметом крупной полемики и поводом для азартных дискуссий, носила название «В мире гениев, или Важа, Достоевский, Кафка и Галактион». Личная  жизнь самого Квачахия сложилась трагически: он потерял единственную дочь, которой было всего двенадцать лет, и сам безвременно скончался от тяжелой болезни в пятьдесят семь.

    Судьба одарила меня счастливой возможностью учиться в аспирантуре у Венора Квачахия, а главное – с ним дружить. Он являлся руководителем моей кандидатской диссертации, но это еще не все. Последнее его исследование с претенциозным заголовком «Тайна «Витязя в тигровой шкуре», или завещание Руставели» частично было записано с его слов мною. Прикованный к смертному ложу, он уже не мог писать сам и диктовал текст мне. Он понимал, что финал близок, и поэтому очень спешил. Как принято говорить в подобных случаях, мы дни и ночи посвящали этой тяжелой работе. Квачахия мыслил, а я механически записывал его слова, помогал отыскивать нужные места в многочисленных заранее подготовленных записях и по ходу занимался синтаксической правкой текста. Казалось, будто в его тускло освещенном рабочем кабинете мы писали не исследование о «Витязе в тигровой шкуре», а самого «Витязя в тигровой шкуре». На глазах будто оживала красочная галерея легендарных персонажей этого гениального литературного творения…

    Параллельно с исследованием о «Витязе в тигровой шкуре» неумолимо близились к своему завершению и жизнь моего выдающегося учителя. Он все время молился, умоляя Всевышнего дать ему возможность завершить начатый труд. Думаю, Господь внял его мольбам, потому что ему удалось завершить это ценное научное исследование. Вскоре после этого жизнь ученого со столь трагической судьбой угасла. Вместе с ней все словно кануло куда-то в бездну, разве что у меня на руках осталась толстая папка с уникальными неопубликованными рукописями.

    Потом и мир вокруг перевернулся вверх дном, последовали распад Советского Союза, гражданская война в Грузии, война в Цхинвале, война в родной для Венора Квачахия Абхазии и множество других несчастий и бедствий. Настали суровые времена, когда всем стало не до «Витязя в тигровой шкуре», не до Шота Руставели, не говоря уже об исследованиях Венора Квачахия. Толстая папка больше двадцати лет пролежала нетронутой в ящике моего письменного стола. Лишь в 2004 году, благодаря активному содействию тогдашнего ректора Тбилисского государственного университета, академика Роина Метревели, удалось издать эти рукописи в виде книги. Ответственная роль по ее редактированию была возложена на вашего покорного слугу. Рецензентами выступили академик Александр Барамидзе, профессор Реваз Баланчивадзе и профессор Вахтанг Гогуадзе.

    С тех пор миновало еще двадцать лет, и вот встал вопрос о втором издании. Как только я погрузился в этот блестящий труд, меня снова охватили такие же чувства и эмоции, что и более сорока лет тому назад, когда я старательно записывал мысли своего выдающегося учителя.

    Прошу прощения у читателей, потому что не буду спорить – вступление к статье получилось у меня, пожалуй, слишком объемистым, однако этому имеется объяснение. Толчком послужила именно тема, затронутая в исследовании Венора Квачахия и связанная с принесением извинений. Точнее, послужил тот ажиотаж, который разгорелся вокруг призыва Бидзины Иванишвили об извинении и посредством него примирении с нашими осетинскими братьями и сестрами.

    — «Извиниться?!. Никогда!..» — тут же выбросила лозунг возмущенная «пятая колонна» Запада.

    — «За что прикажете извиняться?» — патетически вопрошают ее одиозные представители.

    — «С какой совестью мы тогда предстанем перед душой Анцухелидзе и других жертв?» — не моргнув глазом, опускаются они до откровенной спекуляции.

    Возражая таким «патриотам», я и решил сослаться на исследование профессора Квачахия, где читаем: «В «Витязе в тигровой шкуре» фигурирует два типа персонажей: это те, кто плачут, и те, кто не плачут. Персонажи, которые плачут по ходу поэмы, несут в себе заряд добра, а те, кто плакать не могут, у кого высохли слезы, выступают в ней в качестве злодеев». Среди таких отрицательных персонажей Руставели вывел царя и царицу (речь идёт о Фарсадане, его супруге, о сестре Фарсадана Давар и других представителях высших кругов). Впрочем, в ту эпоху, в условиях расцвета феодального общества автор не мог вывести их в этой негативной роли открыто, и потому завуалировал свою свое отношение. Отрицательные персонажи у него не наделены способностью плакать, что и отличает их от положительных». Не правда ли, очень любопытное наблюдение, особенно если учесть, что и сам гениальный Руставели подтверждает в своей поэме, что это действительно так.

    Признаю, что затронул в своей статье очень сложную тему, и она способна слишком далеко нас завести. Однако понять меня будет нетрудно, если провести бросающуюся в глаза параллель: как гений Руставели разделил персонажей бессмертного «Витязя» на две категории (обладающих способностью плакать и лишенных ее), так и простой, человечный призыв Бидзины Иванишвили извиниться разделил Грузию на две части – на тех, кто обладает достаточным мужеством, чтобы принести извинения, и тех, кто на это не способен. Иными словами, на людей, осененных нравственным началом, и персон, начисто лишенных нравственности. Между прочим, человека делает человеком как раз-таки способность попросить прощение, извиниться. Человек, обладающий ею, смотрит на мир не только со своей колокольни, он оценивает события и с других углов и точек зрения, проявляя в отношении себя такую же критичность, как и к окружающим (даже к врагам). С одной стороны, он раскаивается, с другой – прощает сам, принимая раскаивание от других. Способность просить прощения (как и благодарить) – это показатель уровня культуры и нравственности человека, наилучший показатель наличия у него совести. Принесение извинения, как и раскаяние, освящено божественным смыслом. Извинение — это понятие, наделенное высшей Божьей благодатью, и потому в тех, кто лишен подобного дара (у кого эта способность атрофирована), нет божественного начала. У таких людей отсутствует совесть, и они выступают посланниками Сатаны (естественно, сказанное не распространяется на случаи, когда признать вину принуждают абсолютно невиновного человека, заставляя его извиниться за то, чего он не совершал. Однако этот специфический момент мы в представленной статье рассматривать не будем). Потребность извиниться – это, как правило, неотъемлемая часть культуры, универсальный признак ее наличия у человека и у общества.

    Получается, своей инициативой, призывающей ко взаимному прощению и извинению, Бидзина Иванишвили, прежде всего, сорвал маски с тех, кто так и не сумел  преодолеть в себе первородные животные инстинкты и побуждения – вражду, месть, зависть, готовность вступать в войну без должных на то оснований, с тех, кто навсегда замкнулся  в ущербных рамках собственного национализма и окончательно превратился в носителя фашистской идеологии, избрав своим постоянным спутником чувство ненависти.

    Кажется, в своих рассуждениях я зашел слишком далеко. Но что поделаешь…

    Как ни печально, психологический портрет описанных мною людей вырисовывается именно таким, как я его нарисовал, но это не главное. Каким бы кому-то ни показалось странным, но, на мой взгляд, решающее значение в сложившихся обстоятельствах имеет тот факт, что немедленно вслед за призывом Иванишвили перед публикой предстал представитель Госдепартамента США, некто Мэттью Миллер, который поторопился успокоить грузин: «Вам не за что извиняться!» После этой фразы сразу стало понятно, откуда исходит запрет на извинения. Помимо того, что у действующей в Грузии «пятой колонны», этой открытой агентуры Запада, не хватает внутренней культуры и совести для извинений, Запад еще и запрещает им извиняться, потому что это для него крайне рискованный и опасный путь. Взаимное прощение и извинения между грузинами и осетинами, грузинами и абхазами могут, наряду с примирением народов, привести к раскрытию истинных причин их конфликта, что приведет к разоблачению грязной  и  крайне неблаговидной роли Запада во всей этой ужасной трагедии. Вот почему Запад так старательно натравляет свою «пятую колонну» на тех, кто с одобрением воспринял призыв ко взаимным извинениям наших народов.

    Тут, кстати, существует еще один очень важный момент, который особенно тревожит Запад. Дело в том, что западный политический истеблишмент устраивает нынешняя ситуация, когда существующее разделение нашей страны на три части, от которой оторваны признанные Российской Федерацией Абхазия и Южная Осетия, непримиримо сталкивает между собой Россию и Грузию. Возникшее положение исключительно  выгодно Соединенным Штатам для проведения своих интересов. Потому существующую на сегодня   реальность (разделенную на три части Грузию) отстаивает не Россия, а защищают США. Этот изощренный американский проект направлен как против Грузии, так и против России. Поощряя протест против принесения извинений, американцы борются с реальной перспективой территориального объединения Грузии, контуры которой начали вырисовываться в глобальном  геополитическом  контексте.

    Нет сомнений, что, исходя из сложившейся обстановки, американцы максимально активизируют механизмы для осуществления в Грузии государственного переворота. Остальное покажут выборы 26 октября и связанные с ними процессы.

    Валерий Кварацхелия

                                                                      

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Пожалуйста, введите ваш комментарий!
    пожалуйста, введите ваше имя здесь