Коллекцию Электронной библиотеки исторических документов пополнило постановление Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности. Документ датирован 14 сентября 1918 года, он был подписан председателем ВЧК Феликсом Дзержинским.
Речь в постановлении шла о работе губернских и уездных ЧК, которую Дзержинский оценивал неудовлетворительно. Из текста следовало, что ВЧК, получая сметы с мест на утверждение, «констатирует произвольные нормы организации провинциальных ЧК» и напоминает им «о недопустимости такой дезорганизации».
Постановлением было предписано строго следовать единой форме организации. Все губернские ЧК должны были включать в себя по четыре основных отдела: по борьбе с контрреволюцией, по борьбе со спекуляцией, по борьбе с преступлением по должности и отдел иногородний.
В менее важных губернских городах отделы по борьбе с контрреволюцией и по борьбе с преступлением по должности разрешалось совмещать в один отдел. Далее в постановлении Дзержинского фактически приводилась должностная инструкция.
Так, один из отделов должен был «совмещать в себе всю работу по борьбе с контрреволюцией, в какой бы форме она ни выразилась, как, например: борьба с контрреволюционной печатью, устной агитацией, заговорами и прочее. Разбивка деятельности отдела по борьбе с контрреволюцией на какие-либо подотделы или бюро совершенно недопустима».
Следующий отдел совмещал в себе всю работу по борьбе со спекуляцией и наблюдал «за проведением в жизнь распоряжений центральных и местных властей, направленных к видоизменениям существующей формы торговли и промышленности».
Отдел по борьбе с преступлением по должности фактически был антикоррупционным органом. Он был призван следить за добросовестностью в работе и честностью советских служащих. На иногородний отдел возлагалась поддержка связи с Центром, по сути, он курировал все остальные отделы.
В уездных чрезвычайных комиссиях иногороднего отдела не должно было быть. Также Дзержинский разрешил ЧК на местах назначать в отдельные населенные пункты комиссаров или же учреждать маленькие коллегии, которые бы выполняли работу, возложенную на ЧК.
В качестве вспомогательных были учреждены хозяйственный отдел и комендатура. Первый отвечал за работу по ведению хозяйства ЧК, а также за хранение и распределение конфискованных и реквизированных товаров, учет и использование перевозочных средств, выдачу жалованья.
Комендатура ведала регистрацией и содержанием арестованных, выдачей пропусков на свидание, справочным столом и пр. В ЧК создавались штаты следователей и разведчиков. Существование особого следственного или оперативного штаба при комиссии не допускалось.
При этом разрешалось создавать следственные коллегии при ЧК. Строго запрещалось создание нескольких канцелярий. У каждой ЧК должна была быть только одна общая канцелярия и небольшое делопроизводство при отделах.
«Существование президиума комиссии без занятия ими каких-либо должностей в отделах не допускается, — говорилось в постановлении Дзержинского.
Каждый член комиссии, безразлично в президиуме он или нет, должен обязательно замещать какое-либо место в отделах. Для выполнения операций требуемая военная сила должна быть взята из отрядов, имеющихся при ЧК».
Особо подчеркивалось, что в своей работе каждая Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией должна была опираться на местные комитеты партии коммунистов и требовать от последних назначения контрольных коллегий.
«Только при этой организации Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности выполняет те задачи, которые на нее возложены», — был уверен Дзержинский.