В Грузии сократилось количество крупного рогатого скота, снизилось производство молока и яиц, зато подорожали картофель, зелень и другие продукты

    Даже невооруженным глазом видно, что сельское хозяйство в Грузии так и не развилось, а соответствующее министерство ежегодно тратит миллиарды, причем, никто не ведает, куда реально уходят эти деньги

    Примерно года два назад среди грузинских потребителей понялся невероятный шум: оказалось, молочные продукты в Грузии, в основном, производят из порошка, и это настолько вредоносно и опасно для здоровья, что государство обязано что-нибудь предпринять. Правительство действительно приняло меры и узаконило правило, согласно которому на любой упаковке молочной продукции отныне большими буквами и разборчиво указывается, из чего она изготовлена – из молочного порошка или из натурального молока. Затем все это конкретизировали еще детальней, внеся в закон дополнение о том, что для большей наглядности надпись должна занимать 10% от площади упаковки. Потребитель вздохнул, но явно поторопился.

    Казалось бы, несложно просто большими буквами написать на упаковке «Произведено из натурального молока» или наоборот «Изготовлено из молочного порошка»?! Нет, господа, подход к тексту иной – он в целом огромный, потому что, за информацией о том, на какой основе – порошковой или натуральной сделан продукт, следует подробный состав, где указаны даже заменители сахара и соли (рядом с которыми красуется ноль). Казалось бы, зачем перечислять вещества, которые в молоке не содержатся вообще? Причина и здесь проста – текст написан мелко и потому не может занять требуемые 10% площади упаковки, а вот когда много всякой бессмыслицы, это позволяет и закон соблюсти, и покупателя запутать. Родные вы мои (хотя какие родные и какие мои?!), раз в графе соль и сахар фигурируют нули, почему бы ней пойти дальше, не написать вдобавок: железо – ноль, цинк – ноль, азот – ноль и при желании не перечислить таким манером все известные химические элементы и вещества? К тому же, нас уверяют, что все натуральное! На той же самой упаковке часто бывает написано: срок хранения 6 месяцев, но после открытия, даже в случае, если продукт хранить в холодильнике, его надо использовать в течение трех дней. Иными словами, запакованный годен 6 месяцев, а открытый портится в три дня…

    Тем временем Сакстат известил нас о том, что количество крупного рогатого скота в Грузии сократилось в по сравнению с прошлым годом на 3,4%. Для такой страны, как наша, это очень серьезное падение. По данным того же Сакстата, в Грузии снизилось производство молока и яиц, зато подскочили цены на картофель, и у нас он продается дороже всех в регионе, как, в общем-то, и зелень, да и другие продукты. В чем кроются причины этого?

    Главная причина заключается в том, что и без того мелкое по масштабам местное производство убивают продуктами из зарубежных стран. В случае с молоком и молочными продуктами это молочный порошок, который в Грузию завозится в огромных количествах, и из него делают как молоко, так и сыр, сливочное масло, творог, йогурт. К сожалению, следует признать, что продукты, изготовленные из молочного порошка, не отличаются полезными свойствами, а, скорее, наоборот – наносят вред здоровью. Однако они при этом бывают дешевле натуральных продуктов, и большая часть населения выбирает, как правило, то, что стоит меньше.

    Аналогичное можно сказать относительно яиц и мяса. Мясо поступает к нам из Бразилии, яйца – с Украины и Турции, а в результате, подавляется и страдает местная продукция. указанные страны работают в расчете на небольшую удельную прибыль, и их устраивает, если, скажем, с каждого яйца останется по 2-3 тетри, в то время как никто в Грузии строить работу с расчетом на такую низкую прибыльную маржу попросту не сможет, потому что налоги тогда элементарно его задушат. В зарубежных государствах налоги на сельскохозяйственную продукцию обычно бывают либо символическими, либо отсутствуют вообще. То же самое происходит с картофелем, которого мы производили раньше много и который имел чудесный вкус. Теперь повсюду продается картофель с «крапинками». Когда его чистишь, проступают черные крапинки, начинаешь их вырезать, врезаешься ножом все глубже, а они не кончаются. Если кто не знает, просвещу – эти крапинки называют картофельным раком, и, как нетрудно догадаться, на пользу здоровью они не идут. Ну а зелень… Раньше говорили, в Кутаиси производят и вывозят в Россию столько укропа, что на нем можно заработать миллионы. И знаете, что примечательно? Дело действительно обстояло именно так. Российский рынок с тех пор никуда не делся, но мы разленились, ведь гораздо проще купить где-то что-то, а затем перепродать подороже в другом месте. Думаю, наши люди еще никогда не проявляли столько лени; во многих селах на месте бывших полей и огородов теперь все покрыто дикой травой, и считается, что она принесла большую пользу, если кто-то выпас сюда парочку коров.

    А Министерство сельского хозяйства Грузии ежегодно тратит миллиарды, и никто не ведает, куда реально уходят эти деньги. Невооруженным глазом видно, что данная сфера неразвита. Для наглядности приведу пример недавно начатого проекта, касающегося пчеловодства. Оказывается, чиновники сельского хозяйства, осмотрев большие пасеки, были поражены тем, что народ содержит пчел в старых ульях. Это послужило толчком для Агентства по развитию сельского хозяйства, чтобы инициировать проект, согласно которому государство будет финансировать половину расходов на приобретение новых ульев, но покрывать не больше 70 лари. Впрочем, на первый взгляд, это приемлемо. Хороший улей стоит 100-120 лари, и что плохого в том, если половину этой суммы пчеловодам профинансируют из государственного кармана? Однако… Тут и кроется голова проблемы. Во-первых, улей следует купить у конкретного цеха, а в нем, возможно, не сумеют изготовить такой, как хочешь ты. Во-вторых, хозяин не имеет права продать его в течение ближайших пяти лет, с чем, в принципе, можно смириться; но заметим, в течение этих пяти лет государство будет ежегодно осуществлять мониторинг и проверять, на месте ли приобретенный при его участии улей, на котором присутствует характерный знак. Это также приемлемо. Но оговорки не кончаются…

    «Если стремишься получить хороший мед, ты бываешь вынужден вести кочевой образ жизни, держать ульи то в саду, то в горах. Понятно, иметь повсюду собственный участок не получится, и потому почти все 100% своих пчел пчеловоды размещают на полях вдоль опушек леса, то есть, на земле, принадлежащей государству. Так вот, когда придут проверяющие, они сразу же заявят, что это государственная земля и потому ты должен заплатить государству по одному лари с каждого улья. Таким образом, обложат налогом и эту сферу, и если, как утверждают, в Грузии сейчас насчитывается почти полмиллиона улей, то лари с равнины и лари с  гор составляет миллион, и таким образом инициаторы проекта быстро вернут назад  денги», — объяснил опытный пчеловод.

    Теперь рассмотрим цену на картофель и постараемся вникнуть в одну странность. Мы уже говорили о том, что в Грузии держится самая высокая в регионе цена на картофель, а теперь приведем и подтверждающие это утверждение цифры: в Грузии цена одного  килограмма  картофеля составляет в пересчете на доллары  в среднем 71 цент, в Армении – 69 центов, в Азербайджане – 62 цента, в Турции – 59 центов и в России – 49 центов. Нам наиболее интересна цена на турецкий картофель. Если перевести ее в грузинскую национальную валюту, получится примерно 1,59 лари. Однако… Турецкие компании предлагают доставить один килограмм картофеля до нужного места в Грузии, в основном, до Тбилиси, за 50-60 тетри, то есть, за треть его цены. Внимание вопрос: что за картофель нам привозят, если его цена втрое ниже, чем в Турции? Я понимаю, что турецкая экономика, несмотря на общий подъем, все-таки несколько сотряслась от инфляции национальной валюты, что все подорожало, но тогда тем более, как объяснить, что там продукт продают дорого, а в Грузии дешево?

    Хочу сказать несколько слов и по поводу грузинских арбузов. На прошлой неделе мне довелось побывать по служебным делам в Кахети и видеть, как тамошние крестьяне умоляют: вот вам наши участки, сами соберите арбузы, а нам заплатите по 10 тетри за килограмм. Вы представляете? 10 тетри за килограмм! Получается, что сбор и вывоз 10 тонн обойдется 1000 лари. Дыни можно достать по 15-25 тетри за килограмм – зависит от сорта и качества. Очень любопытно, почему наценка на купленные по 10 тетри арбузы и в столице, и в регионах составляет 500-600 процентов? Обещала же власть заниматься контролем уровня цен: мол, вы останетесь довольны и никто не сможет вас ущемить? Ну и что, проконтролировали? Сказать, не сумели, будет неправдой. Потому что никто вообще этот процесс не контролирует! То ли вам не до этого, то ли не хотите злить бизнесменов. Тогда занялись хотя бы развитием холодильного хозяйства, чтобы отправить туда на хранение купленные за 10 тетри арбузы и перед Новым годом продавать их по 15 лари. Да, продавать в соседние Армению и Азербайджан, где они действительно разойдутся. А у нас крестьянин, который летом за 10 тонн арбузов выручил 1000 лари, зимой не заплатит за килограмм ни 15, ни 10 лари.

    Сельское хозяйство специфическая сфера, которая на многое раскрыла глаза не только малым странам, но, вон, и таким, как Россия и Турция. Именно благодаря продукции сельского хозяйства весь мир оказался не в состоянии справиться с Россией, а мы так и не научились уму-разуму.

    Бесо  Барбакадзе

                                                                                                 

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Пожалуйста, введите ваш комментарий!
    пожалуйста, введите ваше имя здесь