Господа, мы разучились создавать богатство, и нас подводит принцип: «о завтра волноваться будем завтра»

    Согласно данным Сакстата, в течение последнего года больше всего остального в Грузии подорожали сельскохозяйственные продукты. Сразу же назову в качестве иллюстрации первую их десятку: зеленая фасоль поднялась в цене на 44%, арбузы подорожали на 39%, яблоки – на 33,8%, чеснок – на 31,8%, баклажаны – на 30,5%, бурак – на 29,2%, сливы – на 26,6%, мандарины – на 25,5%, огурцы – на 25,0%, персики – на 24,5%

    Большинство населения почему-то твердо убеждено: для того, чтобы обрести статус богатой страны и чтобы экономика могла уверенно расправить плечи, а население – жить беззаботно, государство должно владеть запасами нефтепродуктов. В качестве примера обычно приводят Объединенные Арабские Эмираты, где именно благодаря нефти жизнь местных граждан превратилась в рай на земле. Арабские шейхи в мировом масштабе покупают все, что только пожелают, и кого пожелают. Они тратят колоссальные суммы и, как правило, делают это только потому, что у них так принято… Возьмем футбольный клуб «Манчестер Сити», владелец которого осуществил в его лице инвестицию в сотни миллионов долларов, причем, сам матч с участием собственного клуба впервые посетил, только когда «Сити» сыграл в прошлом сезоне в финале лиги чемпионов…

    Не буду отрицать, что нефтяные месторождения – это, безусловно, замечательно для государства, но, тем не менее, они не являются гарантом того, что страна непременно окажется на передовых позициях и в экономическом отношении станет одной из самых могущественных в мире. Взять нашего соседа Азербайджан. У него имеется широко известный всем нам «Сокар», превратившийся в мировой бренд. Однако, есть ли чему радоваться, если большинство азербайджанского населения живет даже хуже, чем в Грузии, и это на самом деле так. Главной опорой и хребтом в Азербайджане, как и у нас, считается столица, то есть Баку. При этом в регионах люди нуждаются гораздо сильнее, чем у нас.

    Примерно 10-12 лет назад почти все эксперты ведущих мировых стран заявили о том, что к 2020 году наиболее серьезной проблемой в мире станет не нехватка нефтепродуктов, а дефицит продовольствия. Многие были также уверены, что «ковидпандемию» придумали или искусственно создали исключительно для того, чтобы значительная часть населения планеты вымерла. Правда, расчеты явно оказались ошибочными, и предположение о том, что ковид уничтожит два миллиарда жителей, не оправдалось. Но к 2020 году действительно удалось осознать, что дефицит продовольствия – это по-настоящему серьезнейшая проблема. Обратимся к сравнению: еще в 2015 году наш сосед Российская Федерация пришла к аналогичному заключению, когда и тогда же впервые перенесла основной акцент на пшеницу. Была поставлена задача привлечь к себе повышенное внимание мира как к производителю не только нефти, но и пшеницы. С этой задачей удалось успешно справиться. С 2017 года Россия воспринимается в качестве самого крупного в мире производителя пшеницы. Именно пшеница, то есть продукт сельского хозяйства стал тем, что позволило российской экономику избежать падения и развала на фоне беспрецедентных санкций. Европа отказалась от российского природного газа и бензина, однако она оказалась не в состоянии отказаться от главного продукта питания, и Россия вынудила европейцев покупать у нее пшеницу…

    Согласно данным Сакстата, в течение последнего года больше всего остального в Грузии подорожали сельскохозяйственные продукты. Сразу же назову в качестве иллюстрации первую их десятку: зеленая фасоль поднялась в цене на 44%, арбузы подорожали на 39%, яблоки – на 33,8%, чеснок – на 31,8%, баклажаны – на 30,5%, бурак – на 29,2%, сливы – на 26,6%, мандарины – на 25,5%, огурцы – на 25,0%, персики – на 24,5%. Всмотритесь в этот перечень, и вы поймете, что в нем нет ни одного такого продукта, который нельзя было бы производить в условиях Грузии. Больше того, почти все эти продукты мы могли бы выращивать в огромных количествах, и это не просто слова – мы это делали, и мы с этим успешно справлялись. Да, делали и справлялись в период «недоброй памяти коммунистов», когда повсюду все активно работало и когда колхозы, функционируя в напряженном графике и соревнуясь друг с другом, обеспечивали впечатляющие результаты. Кто-то попытается возразить, мол, это лишь на бумаге, а на самом деле…

    Между тем, как раз-таки на самом деле у нас было столько огурцов, персиков, бурака, арбузов, мандаринов, чеснока, баклажанов, что мы их вывозили в другие республики. И каким бы кому-то это ни показалось невероятным, однако в Грузии производилось, к примеру, столько сахарной свеклы, что ее хватало, чтобы полностью обеспечить сырьем Агарский сахарный завод. Знаете ли вы, что после завершения уборки урожая, когда тот или иной колхоз обеспечивал намеченные показатели, на его угодья допускали рядовых граждан, разрешая им забирать, то, что осталось? А оставалось еще немало, это был гигантский ресурс, и люди мешками собирали лук, баклажаны, картофель… Бурак вообще не пользовался особым спросом, но его использовали на корм скоту. Именно в период «недоброй памяти коммунистов» один килограмм баклажан стоил 3 копейки, цена килограмма арбузов составляла 5 копеек – и все это здесь, у нас, в Грузии! А теперь…

    Поговорим на примере одного конкретного коллективного хозяйства, располагавшего 4500 гектаров земельных угодий. На этих площадях сеяли чеснок, убрав его, почву обрабатывали и сажали кукурузу. При благоприятных погодных условиях кукуруза успевала полностью созреть, а если нет, она шла на силос, и это тоже приносило выгоду. Сегодня на этих 4500 гектарах не сеют ничего! Они-то распределены в качестве земельных угодий, но никто ничего на них не высаживает, никто не пашет – здесь попросту производят сено. Потом это сено продают, и удовлетворяются самым мизером. Замечу, что недавно мне довелось встретиться с фермером, у которого в Сартичала на 100 гектарах посеяна кукуруза. Когда я его спросил: а ведь сено получить намного проще? – он посмотрел на меня с откровенным удивлением и ответил: как я могу отдать такую землю под сено?! Заодно добавлю, что посеять и вырастить кукурузу на одном гектаре (вспашка, культивация, внесение удобрений, устройство капельной системы орошения) обходится примерно в 4 тысячи лари. Иными словами, расходы на 400 гектарах составят 400 тысяч лари, но и выигрыш будет при этом двукратный. Безусловно, возникает вопрос, где взять 400 тысяч? Но фермер, о котором я рассказываю, начинал с 10 гектаров, не побоялся заложить их в банк, а на второй год расплатился с долгом (у него и страховка была), и дальше вот так понемногу развивал свой бизнес.

    Сено – это отдельная проблема: когда идут дожди и поля не нуждаются в поливе, цена на сено бывает низкая, когда засуха – она растет. Но за последние пять лет цена на сено была высокой только один раз.

    Как вы думаете, неужели мы забыли, как надо выращивать кукурузу? Нет, господа, конечно, нет! Просто мы разучились работать, все хотим получать без труда, живя на готовом. Мы разучились создавать богатство, и нам нравится жить только одним днем. Подавляющую часть грузинского населения не волнует ни глобальное потепление, ни то, что картина на рынке продовольствия ежедневно меняется и с каждым днем продукты становятся все дороже. Для них главное, чтобы в конкретный день у них на столе была еда, а о завтра волноваться будем завтра. Почему в соседнем государстве обычный фермер собирает с одного гектара земли сто тонн арбузов, и почему в Грузии бывают рады, если с такой же площади удается собрать 20-30 тонн? Да потому что никто не хочет себя ничем обременять: упомянутые 20-30 тонн в наших условиях вырастают едва ли не сами по себе, а чтобы получить 100 тонн, надо активно попотеть. У того нашего соседа прибыли остается втрое больше, но зато мы уютно разлеглись в тени и наслаждаемся.

    Нельзя не вспомнить минувший год. Раньше одним из колоритов Тбилиси были зеленщики, приехавший из окрестностей города. На «Дезертирском» рынке каждый день можно было услышать примечательные торги: «Почем зелень?»- спрашивал горожанин. «По 10 копеек пучок, — отвечал крестьянин, — но так и быть, возьми пару за пятнадцать!»… А теперь и зеленщики обленились, иначе мы бы не побили в прошлом году своего рода рекорд – в Грузию завезли почти на 20 миллионов долларов зелени, и вся она была реализована. Да, речь только о зелени – о кинзе, петрушке, которые обычно бабульки в селах сеяли у себя во дворах. Она тогда была у всех, а теперь ее больше нет – исчезла, о ней забыли. 20 миллионов долларов – это больше 50 миллионов лари, и продукцию эту мы могли произвести сами, ее бы нам хватило на всех. А если посчитать, сколько в суммарном денежном выражении было завезено баклажанов (турецких, иранских), чеснока (китайского, турецкого), слив (турецких), яблок (турецких, иранских), мы выйдем на поистине астрономическое число.  

    Признаюсь, я не настолько наивен, и у меня нет иллюзий, что, прочитав эту статью, кто-то срочно схватится за мотыгу и лопату, но факт остается фактом: в период пандемии, когда люди, спасаясь от вируса, разъехались по родным деревням, Грузии пришлось закупить из-за рубежа меньше всего сельскохозяйственных продуктов. Каждый сам легко обеспечил себя всем необходимым, и, между прочим, люди искренне этому радовались, с гордостью размещали в социальных сетях фотографии своих приусадебных участков. Они даже не скрывали, что недовольным собой – мол, где же мы были раньше?! Но вот пандемия закончилась, и дверь, ведущая к земле, снова наглухо захлопнулась. Возможно, до следующей пандемии. Кстати, это вовсе не метафора, потому что, когда смотришь на современный мир, рождается серьезное опасение, что рано или поздно снова случится что-нибудь такое, что в будущем приведет к сокращению количества населения, потому что жителям планеты уже сейчас физически не хватает продовольствия. При этом, многие нации, как и грузины, не особо утруждают себя работой на земле.

    Бесо Барбакадзе

                                                                                               

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Пожалуйста, введите ваш комментарий!
    пожалуйста, введите ваше имя здесь