27 июля нынешнего года премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили посетил с официальным визитом Китайскую Народную Республику. Между Грузией и Китаем были оформлены многосторонние партнерские отношения. А буквально месяца через полтора после своего визита грузинский премьер заявил, что Грузия отменяет визовый режим для китайских граждан… До этого китайцы въезжали в нашу страну по визам, и тем, не менее, им удавалось остаться в ней, теперь же у них будет право на безвизовый въезд, но через 30 дней они обязаны покинуть Грузию… Спрашивается, было ли необходимо столь поспешно отменять визовый режим для китайцев?
По этому и другим важным вопросам с нами беседует доктор экономических наук, профессор Темур Майсурадзе:
— Отношения между Китаем и Грузии требуют серьезного рассмотрения, так как тут имеется много различных граней – многие, безусловно, положительные, однако есть и отрицательные… Безвизовый режим передвижения существует у Грузии с 78 и более странами, поскольку страна расположена так, что к этому географическому месту проявляют интерес все страны и союзы государств от Востока до Запада. Благословенна дарованная нам Всевышним территория, но если мы не будет проявлять к ней государственный интерес и подход, их, можете не сомневаться, проявит кто-нибудь другой. Китай относится к государствам, испытывающим в последнее время большой интерес к Кавказу, Можно сказать, такой же, как Иран, Россия, Турция… Перечисленные страны формируют для Грузии особую среду, когда трогать нас никому не выгодно, поскольку всем приходится учитывать интересы друг друга. Но если мы не воспользуемся этим и не обретем функцию, не станем использовать существующую обстановку и среду на пользу себе, они все вместе разом нас проглотят.
Когда мы говорим о безвизовом режиме с Китаем, следует помнить, что Грузия в целом нуждается в ужесточении правил въезда в страну. Очень важно, чтобы в законодательство были внесены изменения, позволяющие избегать казусов, связанных с грузинским гражданством, как это, например, сделали власти Объединенных Арабских Эмиратов. Возможно, в настоящее время вопрос получения грузинского гражданства и не представляет угрозы, но кто может гарантировать, что в будущем он перерастет в серьезную проблему. Грузия обязана упростить получение грузинского гражданства для выехавших из страны грузин, однако надо сделать так, чтобы для граждан любых других стран получение статуса гражданина Грузии было связано с большими трудностями!
Скажем, завтра в Грузию вложится очень крупный инвестор, которому будет предоставлен вид на жительство, а затем – гражданство. Так вот, мы не вправе допускать, чтобы инвестиции автоматически делали инвестора гражданином нашей страны. Подобные инвестиции следует исключить. У Грузии острейшие демографические проблемы, и если в действующий закон о получении гражданства не будут внесены соответствующие изменения, он нас в ближайшие десять лет разрушит и уничтожит.
— Китайцы въезжают в нашу страну по визе и затем остаются здесь. Теперь наше государство учредило для них 30-дневный безвиз. Что тут, по-вашему, плохого? Разве принятие такого рода закона было негативным шагом со стороны нашего руководства?
— Сначала следовало принять закон, касающийся всех граждан Грузии, где бы они ни проживали, а затем уже думать о законе, принятом в отношении китайских граждан. Я полагаю, что введение безвизового режима для китайцев было в большей степени нам надиктовано, чем нами осмысленно. Власть исполнила чей-то заказ. В настоящее время я не усматриваю большой опасности, но посмотрим, какими будут последующие ходы. С китайцами надо вести себя крайне осмотрительно, они ведь способны в кротчайший срок построить целые города…
И у них есть финансирование, им в этом помогает их государство. А в Грузии никто бизнесу никакой помощи не оказывает. В этом плане нас действительно могут подстерегать большие угрозы… Нам нужны прагматически мыслящие политики, экономисты, которые смогут вовремя эти угрозы рассмотреть, сумеют их оценить и принять полезные для страны решения. То есть, нам необходимы люди, которые способны забыть об узкопартийных интересах и думать о стране.
— Что люди, возглавляющие эту страну, должны, по-вашему, делать, чтобы не оказаться в кабале у Китая?
— Нам необходимы три вещи. Фондовая и товарная биржи, поскольку ценные бумаги очень важны, особенно относящиеся к приоритетным объектам жизнеобеспечения. Мы должны создать систему, позволяющую их контролировать, потому что сейчас никто не знает, кто что продает и покупает… Должен быть улажен процесс получения грузинского гражданства, и в Грузии непременно должны появиться низкопроцентные ссуды – от трех до пяти процентов… Если возможности для всего это не будут созданы, любая страна легко нас растопчет, мы попадем под полное экономическое влияние больших государств, в особенности – Турции, так как там сейчас большая инфляция, продукция стоит дешево и активно экспортируется… Существуют и другие детали, требующие широкого обсуждения. Например, это касается налоговой системы, выработки принципов нулевого налогообложения и т.д. Это очень пространная тема…
Грузией интересуются Китай, страны БРИКС, то есть, у нас появился огромный шанс для резкого ускорения развития страны. Тем не менее, иностранные инвесторы не должны чувствовать себя у нас фривольно. При проведении тендеров грузинская продукция имеет право на приоритетность, Грузия может сама производить свою продукцию, и 51 процент в тендерах должна составлять доля местных граждан… Для нас важно, чтобы грамотно был пересмотрен и принят закон о грузинском гражданстве, потому что никого из въехавших к нам в страну мы потом прогнать не сумеем. Думаю, правительство поспешило, отменив визовый режим для китайцев. Прежде чем это делать, следовало внести изменения в закон. Нам необходимо как-то ограничить выдачу виз до 2024 года, чтобы изначально избежать угроз, и затем вернуть себе региональную функцию, которая на нас возлагалась. Надо забыть о лозунгах «Домой в Европу!» и «Слава Украине!» и позаботиться о собственной стране. Мы располагаем серьезным потенциалом и богатыми возможностями для того, чтобы за 5-10 лет уверенно поставить Грузию на ноги.
— «Грузинская мечта», по-видимому, вновь останется во главе власти. Сумеют ли они справиться с тем, что вы только что перечислили?
— «Мечта» останется у власти лишь в случае, если на все сто процентов обновит и заменит свой кадровый состав, так как справиться с вызовами, перед которыми стоит, силами нынешних кадров она не сможет. Даже победи «Мечта» на выборах, через год, если не изменится состав партии, ее, поверьте мне, свергнут. В этом случае станет неминуемо гражданское столкновение. Важно, чтобы к выборам, успела сформироваться третья сила, и я надеюсь, эта сила появится.
— Что сможет осуществить новая сила?
— Клянусь вам, наложи кто-нибудь на меня ответственность за спасение страны, я бы сумел все уладить и наладить. Готов даже обговорить условие: если с возложенными обязанностями не справлюсь, согласен, пусть меня осудят на смерть или арестуют… Нет ничего невозможного! Все вместе с изменениями в законодательстве можно уладить за 3-4 года.
Грузия обладает большим потенциалом, но никто его не задействует. Не используют умных людей, некому вести дела, а те, кто есть, сидят без дела. В свое время я говорил Бидзине Иванишвили, что человеческими ресурсами, которыми комплектовалась тогда партия, далеко не уедешь – они не способны оптимально и эффективно решать внутренние и внешние проблемы. Мои опасения подтвердились. «Мечта» укрыла у себя многих националов, создав тем самым угрозу государству.
Спасение нашей страны, исправление всего, что требует исправления, возможно и вполне реально. Такого прекрасного шанса, как сегодня, у Грузии не было никогда. Наша страна становится интенсивными воротами ко всему миру…
Беседовала Эка Наскидашвили