Домой Новости Грузия Светлые души и… кто похуже

Светлые души и… кто похуже

Выдворение российского круизного лайнера может смениться грохотом российских танков, а изгнание российских туристов – привести к появлению вместо них российских солдат

Светлые души и... кто похуже

«Я горжусь моими батумцами, Батуми не продает свое достоинство на рубли. Русские бомжи не смогут хозяйничать в Грузии, во всяком случае, до тех пор, пока буду жив я, отдельно взятый грузин. Сейчас самое время для атаки. Нам еще предстоит послать подальше главный российский корабль». Эти слова принадлежат заключенному Михаилу Саакашвили, который был когда-то, между прочим, нашим президентом.

Тем не менее, давайте отложим в сторону эпопею с конкретным российским лайнером и русскими туристами и на фоне этого заявления осужденного Саакашвили попробуем подобрать ключи к явно деформированному национальному сознанию, в результате которого Грузия вот уже почти сорок лет пребывает в нескончаемых муках. Однако прежде вспомним оценку, которую позорному батумскому эпизоду дал Ираклий Кобахидзе: «То, свидетелями чему мы стали сегодня, является просто дикостью, и эта дикость в различные периоды неоднократно приводила нашу страну к тяжелым последствиям – она проявилась в начале 90-х годов, в 2004-2012 годы, в том числе, в 2008 году. Во всех случаях, когда у нашей страны возникали проблемы, они оказывались, в том числе, и неизбежным результатом проявления дикости со стороны представителей грузинского общества, и, как нам казалось, мы оставили ее в прошлом наряду со всем остальным. А теперь те же люди из рядов оппозиции пытаются эту дикость возродить и вновь создать стране проблемы, чего мы не допустим. Нам не нужна политика дикости, нам требуется политика прагматичная. Для Грузии в ней заключен единственный рецепт сохранения мира, позволяющего стране уверенно продвигаться в своем развитии».

Всем хорошо известно, что представляет собой грузинская так называемая оппозиция. Это назначенная Западом «пятая колонна», цель которой – вызвать в стране дестабилизацию, устроить государственный переворот и открыть здесь второй фронт против России. А потому вполне естественно и понятно, что она всегда действует в соответствии с целями и конкретными заданиями, полученными со стороны Запада. Однако в Грузии нам пришлось столкнуться с еще одной проблемой, которая несет в себе не меньшую угрозу, чем моральная деградация так называемой оппозиции, действия «пятой колонны», нечистоплотное отношение Запада и другие. Речь идет о проявлении в грузинском обществе стадных инстинктов, которые за тридцать с лишним лет нам не удалось усмирить, погасить и от которых мы, к сожалению, так и не сумели избавиться…

У Михаила Булгакова в его гениальном романе «Мастер и Маргарита» есть такая фраза: «Никакою силой нельзя заставить умолкнуть толпу, пока она не выдохнет все, что накопилось у нее внутри, и не смолкнет сама». Вопрос в том, чего же скопилось в нас столько и такого, что даже за столь продолжительное время мы не смогли со всем этим покончить, выдохнув и облегчив себя? Мы давно должны были от действий, подсказанных инстинктами толпы, перейти к разумному поведению, дорасти до него, до проведения взвешенной политики, до осознания необходимости и умения руководствоваться принципами прагматизма и целесообразности? Но нет, в Грузии все еще свирепствует толпа; эта возбужденная толпа нами движет, она нам постоянно напоминает о своем существование, вынуждает учитывать свои капризы, цели и желания. Толпа эта настолько сильна, что влияет на формирование повестки дня целой страны: она стоит на улице, она заседает в парламенте, она взбирается на трибуны, красуется на телеэкранах. Дыхание толпы ощущается у нас повсюду – в кино, театре, аудиториях высших учебных заведений, политических партиях, общественных местах, в транспорте, на стадионе, за столом… Такое впечатление, что граждане, словно по волшебству, то предстают то в образе общества (утверждающего порядок), то вдруг превращаются в необузданную толпу (несущую хаос), то есть, в извергающую вулканическую энергию массу, которой в равной степени движут революционный прогресс и контрреволюционный регресс. Ей это абсолютно безразлично, и все зависит только от того, кто возглавит эту наделенную гигантской силой и мощью стихию и куда ее поведет.

В принципе, отношение к простолюдинам никогда и нигде не было благоприятным – ни во времена, когда они не умели вести себя иначе, чем неуправляемая толпа, ни когда людские объединения стали формироваться в организованное общество. Лишь Карл Маркс сумел первым увидеть в народе движущую силу прогресса. «Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами» (Карл Маркс). Масса, а в данном случае «массы», способна не только реализовывать передовые идеи, но и сама превращает прогрессивные идеи в реальную материальную силу. Это очень глубокая мысль. Общеизвестно, что именно Маркс впервые в человеческой истории дал нам ее материалистическое понимание, чем заложил основы философии истории. Несмотря на то, что термин этот (философия истории) существовал и до него, подлинно философского понимания истории до Маркса не существовало. И роль народа никогда никем не оценивалась столь высоко, как классиками марксизма. Причем, высказывания вождей социалистической революции Ленина и Сталина настолько хорошо известны, что приводить их излишне. Важно, что и последующие поколения революционеров твердо придерживались марксистских позиций. Эрнесто Че Гевара говорил: «Всегда следует думать о массах, а не об индивидуумах. Об индивидуумах думать преступно, потому что интересы индивидуума ничего не значат перед лицом человеческого сообщества».

Безусловно, легко сказать, «общественные интересы», и гораздо сложнее все это осмыслить и реально принять. Потому что любой политический проходимец, действующий себе на пользу или обслуживающий заказы своих хозяев, всегда пытается манипулировать именно общественными интересами, спекулируя на том, что их сложно бывает отличить от подлинных. В процессе такого манипулирования у него всегда появляются сторонники в обществе, которые, в свою очередь, втягивают в эти процессы, часто называемые политикой, определенные общественные слои и стараются расширить поле деятельности. Когда же этими группами и слоями начинают интересоваться зарубежные спецслужбы, немедленно появляются материальные стимулы, и дело начинает идти вперед. Причем, особенно успешно оно продвигается в случае, когда значительной частью общества овладевает стадная психология, о которой мы говорили. «Чтобы влиться в толпу, вовсе не обязательно выходить на улицу – достаточно, сидя дома, развернуть газету или включить телевизор» (Уистен Хью Оден – американский поэт английского происхождения). В Грузии, не считая двух-трех исключений, вся печатная медиа и социальные сети до неприличия насыщены психологией толпы. Не говоря уже об электронных средствах информации, которые буквально переполнены носителями этой продажной стадности. У телеведущих и гостей в ходе передач буквально пена идет изо рта. Если в обычном, нормальном обществе патриотизм представляет собой сферу приложения сил писателей, художников, музыкантов и других ведущих членов социума, то у нас ее прибрали сегодня к рукам проходимцы (перекупщики и ростовщики, оперирующие разменной монетой), которые превратили ее в весьма доходное занятие. Вместо здоровой волны революционного прогресса, они пытаются спровоцировать в людях возбуждение толпы и заставить их действовать согласно диким стадным инстинктами, потому что толпу, как правило, не характеризует примат разума.

Прежде, чем Маркс открыл в народе движущую (материальную) силу истории и революции, даже самые выдающиеся и крупные мыслители воспринимали человеческую массу лишь как толпу, которой следует избегать. История, философия и литература полны подобного рода высказываний. «Я предпочитаю самую резкую критику одного умного человека бездумному одобрению масс (Иоганн Кеплер). «Если какая-то точка зрения широко распространена, это вовсе не значит, что она не абсурдна» (Бертран Рассел, британский философ). «Масса – это множество людей без особых достоинств» (Хосе Ортега-и-Гассет, испанский философ и публицист). «Никогда не забывай, что твоей коронации аплодирует та же самая толпа, которая будет аплодировать твоей казни» (Терри Пратчетт, английский писатель). «Уровень массы зависит от сознания единиц» (Франц Кафка, немецкоязычный еврейский писатель). «Не у всякой серой массы есть что-то общее с мозгом» (Станислав Ежи Лец, польский поэт и мыслитель). «Свобода не интересна и не нужна восставшим массам, они не могут вынести бремени свободы» (Николай Бердяев, русский философ). «Массы никогда не знали жажды истины. Они требуют иллюзий, без которых они не могут жить» (Зигмунд Фрейд). «Не имеет значения, кто перед вами: толпа академиков или толпа водовозов. И то и другое — толпа» (Гюстав Лебон, французский психолог).

Возможно, я несколько переборщил, и незачем было цитировать столько умных высказываний, если все предельно ясно и без них. Стадная психологии никогда не приводила в восторг никого из здравомыслящих людей. В здоровой общественной среде жить, руководствуясь философией толпы, постыдно и предосудительно. Толпа не способна сформироваться как общество, она неизменно будет оставаться толпой. Толпа часто апеллирует к демократии, хотя ничего путного из этого получиться не может и не получается. Разве что, как образно выразил ирландский писатель и поэт Оскар Уайльд: «Демократия не что иное, как припугивание толпы толпою в интересах толпы». Как известно, участников толпы не особо привлекает идея бежать от нее, но и в случаях, когда подобное желание появляется, сделать это оказывается не так уж и легко. Американский актер и певец Джаред Лето описывает этот процесс так: «Пытаясь выделиться из толпы, ты попадаешь в толпу, которая пытается выделиться из толпы». О, каким ужасным сарказмом пропитана эта мысль, выглядящая, как парадокс! Сколько ни пытайся убежать от толпы, все равно снова и снова будешь оказываться у нее в когтях, — говорит нам автор изречения. Потому что, как уже было сказано выше, «толпа везде толпа, и толпа эта настолько сильна, что она влияет на формирование повестки дня целой страны, она стоит на улице, она заседает в парламенте, она взбирается на трибуны, красуется на телеэкранах. Дыхание толпы ощущается у нас повсюду – в кино, театре, аудиториях высших учебных заведений, политических партиях, общественных местах, в транспорте, на стадионе, за столом…»

Куда спрятаться от толпы, которая еще во времена так называемого национального движения превратилась во всемогущего монстра?! Какие-либо подлинно национальные черты в движении том отсутствовали, оно было насаждено силами извне, ориентировано на удовлетворение их интересов и направлено на причинение ущерба грузинскому народу. Если современную толпу, борющуюся с Россией и стремящуюся заключить Грузию в сферу американских интересов, считать плохой, то с какой стати воспринимать в образе «светлых душ» лидеров национального движения, которые тридцать пять-сорок лет назад пробудили и поощряли в грузинском народе низменные стадные инстинкты?! Неужели мы не в состоянии хотя в чем-то проявить последовательность? Должны же мы, наконец, окончательно с чем-то покончить! Если предпринятая Саакашвили бомбардировка Цхинвали была бомбой, сброшенной на саму Грузию, почему мы так старательно стараемся забыть, кто первым двинулся на Цхинвали, прибыв туда на автобусах (потому что танков не еще не было)? Почему не помним, кто называл абхазов откуда-то прибывшими апсуа и предлагал им вернуться на свою историческую территорию, уступив грузинские территории исключительно грузинам? Надеюсь не придется напоминать хотя бы о том, кто пошел на Абхазию танками и бронетранспортерами, кто сорвал с крыши здания Верховного Совета Абхазии абхазский флаг и принес его в зал грузинского парламента, как ценный трофей? Толпа не умеет приносить пользу, ей это несвойственно в силу внутренней природы. От стадной психологии надо отмежевываться не только тогда, когда поведение толпы наносит ущерб, но и когда возникает иллюзия, что она способна принести пользу. «В толпе нет ничего хорошего, даже когда она бежит вслед за тобой (Фридрих Ницше, немецкий философ).

Мы выдворили из Батуми российский теплоход, так давайте прогоним и русских туристов! – празднует и беснуется толпа, которой, даже глядя на украинские события, и в голову не приходит, что выдворение российского круизного лайнера может смениться грохотом российских танков, а изгнание российских туристов – привести к появлению вместо них российских солдат. Да, это может случиться, потому что нельзя и крайне опасно играть с огнем. К сожалению, толпа о последствиях думать не в состоянии. У нее попросту начисто отсутствует орган, который необходим, чтобы думать и размышлять. «У толпы много голов и ни одного мозга(Томас Фуллер, английский историк и мыслитель).

В Грузии часть граждан, охваченных синдромом толпы, обожествляет лидеров так называемого национального движения и называет их светлыми душами, а другая часть молится на фашиста Саакашвили, и ею он воспринимается отцом-основателем Грузии. Движущей силой обоих этих национальных движений – прежнего и нынешнего (прислушайтесь к названиям) являются инстинкты толпы, которые изначально были неспособны принести добро и не принесли его. Различие лишь в одном: если те считаются светлыми душами, то эти – чуть похуже. Согласен, утверждение несколько путанное, но, если вдуматься, нетрудно убедиться, что сложность высказанной мысли не означает, что она ошибочна. Глупо, когда мы одному и тому же явлению выносим абсолютно противоположные оценки, а потом удивляемся — почему, вопреки народной мудрости, дорога не появилась даже после того, как наша арба перевернулась не один, а несколько раз?!.

Похоже, мы не решаемся говорить правду, потому что боимся пойти против аморфной, бессмысленно бурлящей массы. До нас словно долетело через океан эхо афоризма, сказанного американской блогершей Джулианой Вильсон, будто специально в наш адрес: «Частью толпы становится каждый, кто боится пойти против толпы». Кажется, нам все же придется сделать выбор – либо действовать решительно, смело и преодолеть стадную психологию, либо пребывать в вечном страхе перед толпой и самим стать ее частью.

Валерий Кварацхелия

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь