Так называемая оппозиция обвиняет правительство в русоблюдстве, а власть старается предстать в глазах грузинской общественности в образе консерватора… Никогда еще за 30-летнюю новейшую историю Грузии у нас не действовало столько консервативных партий или движений. Таких позиций придерживаеются, к примеру, «Сила народа», а также молодежное движение «Грузия превыше всего!». Основателями этих структур являются покинувшие правящую команду политики, которые пытаются показать народу все реальные плюсы и минусы Европы. Несмотря на то, что грузинское правительство и его глава не мешают консерваторам развивать свои идеи, они, тем не менее, тянутся к Европе и все делают для того, чтобы страна могла добиться присвоения кандидатского статуса. Грузинский премьер почти в непрерывающемся режиме встречается с лидерами европейских стран, с европарламентариями и обещает, что наша страна успешно выполнит 12-пунктовый план и мы получим статус кандидата в члены Евросоюза.
В какую игру играет власть, какую ощутимую пользу несет нам кандидатский статус, понравится ли грузинскому народу полное выполнение 12-пунктового плана, где в качестве одного из пунктов фигурирует защита прав сексуальных меньшинств и им оказание содействия? – На эти и другие важные темы с «Грузией и миром» беседует правозащитник Нана Какабадзе:
— Власть в Грузии полностью зависит от того, какой выбор сделает грузинское общество, от его заказа, тем более, это характерно и важно в условиях, когда внутри страны активно действуют деструктивные силы. Поэтому неудивительно, что власть и руководство всячески стараются продемонстрировать свою лояльность по отношению к требованиям определенной части общества, которая, как мы знаем, считает необходимой интеграцию нашей страны с Евросоюзом.
Общественный заказ на членство в европейской семье у многих отождествляется с безвизовым передвижением по странам Шенгена, которое действует, давая возможность любому грузинскому гражданину беспрепятственно отправиться в Европу. Что, безусловно, крайне привлекательно, и руководству страны необходимо это учитывать. Однако, полагаю, гораздо важнее поговорить о том, какие плюсы и минусы сулит нам пребывание в составе Евросоюзе. Уверена, люди не волновались бы так сильно по поводу членства в этой организации, если б знали и были достаточно подробно информированы обо всех связанных с нею минусах. Определенная часть нашего общества думает, что, вступи мы в Евросоюз, Грузия тут же разбогатеет, и все мы одним махом станем если не миллиардерами, то, во всяком случае, миллионерами. По правде говоря, лично я вступление Грузии в Евросоюз считаю иллюзией, и, полагаю, что если даже это и станет возможно, то лишь когда-нибудь через очень длительный период времени. Тем не менее, все равно считаю своим долгом высказать предостережение, поскольку никто сегодня не задумывается всерьез о том, сумеет ли в целом экономика нашей страны выдержать требования европейцев.
Впрочем, членство в Евросоюзе, как я уже сказала, в лучшем случае, очень отдаленная перспектива, а сейчас наши ожидания сосредоточены лишь на получении статуса кандидата в члены, который, по сути дела, ничего не дает и не содержит никаких обязательств по отношению к нам со стороны Европы. Кандидатский статус нужен только для пиара – чтобы показать всем, что мы европейцы.
Оппозиционные средства массовой информации провокационно внушают людям, будто, если нам не будет присвоен кандидатский статус, мы утратим режим безвизового передвижения. Правительству следует поработать именно в этом направлении и досконально разъяснить людям, действительно ли безвизовый режим привязан к кандидатскому статусу. Необходимо подробно поговорить и о том, насколько после получения статуса кандидата стране будет гарантировано непосредственное вступление в состав Евросоюза и что вообще все это нам даст.
Если Грузия станет членом Евросоюза, ей придется учитывать и соблюдать регуляции и рекомендации этого объединения. Евросоюз будет диктовать, что нам возделывать на нашей земле, что посеять, а что повырубить. Готов ли ко всему этому грузинский крестьянин? Возрастут ли в новых условиях цены на продукты, разбогатеем мы или нет и т.д. Слишком много вопросов зависло в подвешенном состоянии, и нам необходимы точные и четкие ответы на них. Вот когда их получим, тогда и будем решать, хотим ли мы членства в Евросоюзе.
Правительственная медиа и власть пребывают в настоящее время в очень непродуктивном режиме вопросов и ответов: оппозиция их задает, а власть тут же отвечает. Между тем, было бы намного лучше, если б правительственные средства информации занялись информированием населения, лучше знакомили его со всеми деталями, касающимися Евросоюза. Грузинское правительство поставило себя в проигрышное положение, и если они не изменят стиль поведения, я даже не знаю, чем все это закончится. Необходимо отпечатать и раздать по городам и селам брошюры, в которых детально разъяснены все ключевые моменты интеграции в Евросоюз.
— Для получения кандидатского статуса власть должны выполнить 12-пунктовый план – это категорическое требование евроструктур. Один из пунктов этого плана касается защиты прав сексуальн6ых меньшинств, с чем ни один грузин никогда не смирится… 1-8 июля ЛГБТ-сообщество планирует проведение специфических мероприятий – об этом уже было заявлено. По опыту прошлых лет мы знаем, что подобные вещи у нас не проходят без эксцессов…
— Грузинские власти, как мне известно, объявили, что ни каких прайдов и подобных шествий в стране проводится не будет. Потому, мне кажется, активности ЛГБТ состоятся в закрытых пространствах, и на улицу представители сообщества выходить не станут. А в закрытых пространствах никто мешать проведению запланированных ими мероприятий не будет, в том числе, и власти. Соответственно, можно будет счесть, что грузинское руководство успешно реализует 12-пунктовый план.
Думаю, до декабря мы дотянем мирно, несмотря на то, что так называемая оппозиция страстно желает беспорядков. Я, вообще, уверена, что Европа уже сильнее нашего хочет присвоить Грузии кандидатской статус, и ей это необходимо больше, чем нам, так что, без статуса нас не оставят. Если нам его не предоставят, это будет означать, что они по-прежнему делают ставку на революционный сценарий, однако тут же добавлю: у них нет обнадеживающей информации на то, что в случае неприсвоения Грузии кандидатского статуса оппозиция в состоянии устроить революцию… Грузинская оппозиция обанкротилась, ее представители уже много раз пытались воплотить в жизнь революционный сценарий, но каждый раз безрезультатно.
И в Европе об этом знают.
Беседовала Эка Наскидашвили