В Белграде 27 мая прошёл очередной марш прозападной оппозиции под лозунгом «Сербия против насилия». О его формальном поводе – массовых расстрелах в начале мая – организаторы уже и не вспоминали, сосредоточившись на политических требованиях к президенту Сербии Александру Вучичу.
Сам же Вучич после этой акции в очередной раз призвал своих противников к диалогу, что было воспринято теми как признак слабости. В особенности – после закрытия по просьбе президента популярнейшего в регионе реалити-шоу «Задруга», которое оппозиционеры обвиняли в «пропаганде насилия», передаёт корреспондент «ПолитНавигатора».
Обычно оппозиционеры проводят свои шествия по пятницам, но поскольку на 26 мая в центре Белграда был заранее анонсирован митинг в поддержку Александра Вучича, четвёртый по счёту марш «Сербия против насилия» прошёл в субботу.
Напомню, поводом для всплеска активности прозападной оппозиции в стране стали трагедии в начале мая – «колумбайн» в белградской школе, в котором было убито семь учеников и охранник, и массовый расстрел в районе города Крагуевац, где было восемь жертв, в том числе один полицейский.
Однако на акции 27 мая об этом вообще никто из выступающих не вспоминал. Да и с самого начала требования прозападной оппозиции не имели ничего общего с преодолением последствий трагедий и недопущения подобного в будущем – ограничения оборота оружия, усложнения выдачи разрешений, соответствующая пропаганда и т.п.
Даже отставки министра образования (который сам об этом попросил сразу же после расстрела в школе), главы МВД Гашича и директора БИА (аналог ФСБ) Вулина не были главными требованиями.
Не приводя каких-либо доказательств или результатов социсследований, лидеры оппозиции заявили, что самые популярные в стране (и провластные) телеканалы Pink и Happy «пропагандируют насилие», и потребовали лишить их лицензий на вещание.
Кроме того, в списке требований – полная смена состава Регулятора электронных медиа (нынешний отказывается выдавать эфирные лицензии телеканалам N1 и Nova, входящим в медиа-холдинг экс-глав ЦРУ Дэвида Петреуса), изменение редакционной политики государственного телевидения. Кстати, именно здание национальной телекомпании Сербии было последним пунктом шествия 27 мая.
На свою субботнюю акцию оппозиционеры вышли воодушевлёнными. Во-первых, митинг в поддержку Вучича днём ранее не стал «самым масштабным в истории Сербии», как это обещали, и не только из-за проливного дождя. И хотя на четвёртое шествие «Сербия против насилия» собралось меньше людей, чем на третье, и ненамного больше, чем на провластное мероприятие, однако на фоне провала последнего можно было особо не расстраиваться.
А во вторых, ещё вечером 25 мая собственник телеканала Pink Желько Митрович заявил, что «по совету Александра Вучича» он принял решение отменить реалити-шоу «Задруга» в ближайшие десять дней. Стоит отметить, что эта программа (аналог реалити «Дом-2») является одной из самых рейтинговых не только в Сербии, но и в Хорватии, Черногории и Боснии и Герцеговине. То есть по политическим мотивам канал не получит миллионы евро от рекламодателей.
Однако такое решение было воспринято сербской оппозицией как признак слабости и дало ей надежду на дальнейшие капитулянтские шаги власти. По словам политолога Бобана Стояновича, акция 27 мая сильнее, чем митинг Вучича накануне, и, безусловно, заставит его пойти на некоторые уступки.
«Я ожидаю, что Вучич начнет выполнять по одному требованию за раз. Представьте себе, если бы три месяца назад кто-то потребовал упразднить «Задругу», Вучич бы сделал то же самое, что до недавнего времени, заявил бы «мразь и грязь». Однако сейчас он занимает оборонительную позицию, и картина с протеста заставит его пойти на уступки», – считает Стоянович.
Фактически это подтвердил и сам Александр Вучич в эфире телеканала Pink вечером 28 мая, в очередной раз призвав оппозицию к диалогу. Президент Сербии предупредил, что прецедент, когда кто-то использует трагедии в политических целях, может стать правилом.
«Я вновь призываю к диалогу. Требование заменить Гашича никогда не будет выполнено. Это надуманное и бессмысленное требование. МВД работает очень хорошо. Мы здесь, чтобы говорить и договариваться, а не выполнять чьи-то желания. Никто не поблагодарил нас за отмену реалити-шоу. Они заинтересованы только в том, чтобы обеспечить телеканалы олигарха Шолака национальной частотой. Я говорю о политиках», – подчеркнул он.
Вучич заявил, что готов пойти на референдум, чтобы народ мог решить, быть ему президентом или нет, но что он никогда не согласится на переходное правительство.
«Единственный способ чего-то добиться – это убить меня. Другого пути нет. Везде, где были переходные правительства, господствовал иностранный фактор, и эти страны уничтожались. Я не буду участвовать в уничтожении Сербии», – заключил Вучич.
Стоит отметить, что президент Сербии неоднократно спекулировал на теме возможного покушения на него со стороны политических противников. Однако у Вучича есть реальный повод быть осторожным, ведь у нынешней сербской оппозиции есть опыт устранения неугодных политиков.
Когда эти люди пришли к власти вследствие первой в истории «цветной революции» в 2000 году, то премьер-министром Сербии стал Зоран Джинджич. Но к 2003 году Джинджич стал противиться сдаче сербских национальных интересов со стороны своих соратников-«демократов» и был застрелен снайпером в холле здания правительства Сербии.
Конечно, судя по тому, что следующее шествие «Сербия против насилия» назначено на 2 июня, и заявления оппозиционеров, что не прекратят их до полного удовлетворения своих требований, пока что ставку они делают на раскачку столицы и приход к власти путём «майдана». Однако не стоит забывать, что за сербской оппозицией стоит Запад, и в первую очередь Вашингтон, для которого политические убийства являются привычным делом.