Второй тур выборов президента Турции уже стартовал, но пока только для избирателей, зарегистрированных за пределами страны. На прошедших выходных участки для голосования открылись в турецких зарубежных представительствах.
В первые два дня их посетили более миллиона человек, что свидетельствует о явно возросшем интересе к выборам: в первом туре миллион голосов на заграничных участках набрался только за неделю. «Граждане с первого дня выстраивались в длинные очереди перед участками, стекаясь туда с раннего утра, чтобы проголосовать», — пишет турецкая газета Yeni afak.
Борьба во втором туре обещает быть острой. В «выборный финал» вышли президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган с результатом 49,5 процента и его оппонент, лидер Республиканской народной партии и кандидат от объединенной оппозиции Кемаль Кылычдароглу, — в первом туре он набрал 44,9 процента голосов. Президентом на следующие пять лет станет тот, кто по итогам голосования 28 мая наберет более 50 процентов голосов.
Несмотря на небольшой разрыв между претендентами, большинство турецких и иностранных экспертов сейчас склоняются к тому, что президентский пост сохранит Эрдоган. Как ожидается, решающее влияние на результат выборов окажет то, кого поддержит не прошедший во второй тур кандидат от правого блока Синан Оган. В понедельник турецкие СМИ сообщили, что Оган намерен объявить о поддержке Эрдогана, но на момент подписания номера никаких заявлений с его стороны еще не последовало.
Тем не менее турецкий социолог Хакан Байракчи, спрогнозировавший, что выборы не обойдутся одним туром, считает, что при любом из возможных сценариев Кылычдароглу получит не более 2,2 процента голосов избирателей Огана, то есть не сможет набрать необходимых 50 процентов. Еще один известный социолог, Хилми Дашдемир, уверен, что Эрдоган во втором туре наберет не менее 53 процентов голосов, в том числе за счет тех избирателей, которые не хотят, чтобы президентом стал кандидат от оппозиции. «Я очень хорошо знаю турецкое общество, наш народ сейчас занимает позицию выживания», — говорит Дашдемир, указывая на то, что оппозиция не оправдывает ожиданий избирателей.
Похоже, что Эрдоган уверен в своей победе, хотя и призывает своих сторонников не впадать в эйфорию раньше времени. Сейчас президент ездит по стране и проводит встречи с избирателями, в первую очередь с молодежью — именно за голоса молодых турков разворачивается сейчас основная борьба.
Кылычдароглу же с самого начала избирательной кампании сделал ставку на интернет. Он записывает короткие видеоролики с обращениями к гражданам на различные темы, а затем призывает своих сторонников как можно шире их распространять. «Давайте, ребята, сделайте так, чтобы мой голос был слышен везде, везде! Делитесь моим видео, рассказывайте о нем везде!» — написал в воскресенье Кылычдароглу, перечислив все наиболее известные социальные сети, где нужно распространить его свежую видеозапись.
Эрдоган уверен в своей победе, хотя и призывает своих сторонников не впадать в эйфорию раньше времени
Призывая молодежь на избирательные участки, Кылычдароглу говорит, что это будут не выборы, а практически референдум. Но одного лишь противопоставления себя президенту, на чем пытается играть кандидат от оппозиции, явно недостаточно. Турецкие наблюдатели отмечают, что в погоне за голосами и в попытках угодить всем входящим в оппозиционную коалицию партиям, Кылычдароглу предельно размыл свою предвыборную платформу, а его риторика превратилась в откровенно популистскую. На прошлой неделе он даже взял на вооружение лозунги крайне правых, пообещав в случае своей победы депортировать из Турции всех беженцев — и все ради того, чтобы получить голоса избирателей Синана Огана. Принесет ли это действительно дополнительные голоса, пока неизвестно, но жесткие антииммигрантские заявления Кылычдароглу уже вызвали волну критики и обвинений в лицемерии в адрес оппозиции и ее лидера, взявших в качестве своего символа красное сердечко.
На Западе, где Кылычдароглу считают «своим» кандидатом, судя по всему тоже начинают смиряться с мыслью, что в ближайшие пять лет дела по-прежнему придется вести с Эрдоганом, и даже пытаются найти в этом какие-то положительные моменты. Издание Politico, констатируя, что Эрдоган уверенно «держит ветер в парусах», отмечает, что это, возможно, даже неплохо: Евросоюз, например, сможет, договариваясь с Анкарой, по-прежнему вести свои любимые разговоры о ценностях и критиковать Турцию за недостаток демократии. Американский журнал Foreign Policy, правда, не столь оптимистичен в своих оценках.
«Победа Эрдогана будет означать еще пять лет головной боли для США и НАТО», — пишет издание. Наиболее актуальный вопрос, который сейчас волнует многих на Западе в связи с предстоящими турецкими выборами: одобрит ли новый президент вступление Швеции в Североатлантический альянс? Но очевидно, что договариваться придется и по многим другим вопросам, а то, что Эрдоган не самый удобный партнер по переговорам, на Западе особо не скрывают. «Победа Эрдогана не пойдет на пользу администрации Байдена», — признает американский эксперт Эмма Эшфорд. Она, впрочем, тоже пытается найти позитив в вырисовывающейся перспективе и указывает на то, что действующий турецкий президент хотя и не идеальный союзник, но «с ним можно работать».