Несколько дней назад была распространена информация о том, что де-факто власти Абхазии приняли беспрецедентное решение, выразив намерение открыть транспортный коридор для перевозки по абхазской территории грузов, следующих из России в Грузию и из Грузии в Россию, бывший заблокированным в течение последних 30 лет. Это дает возможность расширить торгово-экономические отношения между Российской Федерацией и нашей страной. Напомним, в настоящее время перевозка грузов в направлении России осуществляется только через таможенно-пропускной пункт Верхний Ларс, который уже не справляется с возросшим грузопотоком между двумя странами. Абхазская сторона объясняет свое решение финансовой заинтересованностью. Тем не менее, информация эта вызвала большой ажиотаж и породило недовольство среди определенной части жителей Гальского района и действующей в Грузии так называемой оппозиции…
Что сулит Грузии открытие транспортной магистрали через Абхазию? Какие перспективы, помимо сугубо экономических, может иметь открытие этой дороги для абхазов и грузин? – по этим вопросам с «Грузией и миром» беседует руководитель «Института Евразии» Гулбаат Рцхиладзе:
— Открытие дороги в направлении Абхазии будет, прежде всего, способствовать развитию экономики, и в Абхазии решение этого вопроса рассматривают именно как возможность для получения транзитных доходов. Следует отметить, что сдвиг в позиции абхазского де-факто руководства – согласие открыть дорогу в направлении Грузии – предопределили время и обстоятельства, которые сложились сегодня по отношению к Россиив регионе и в мире в целом.
До недавнего момента именно абхазы были категорическими противниками восстановления транспортных путей. Это несогласие имело под собой глубокие корни и было вызвано недоверием с их стороны к грузинам, неверным восприятием, у населения Абхазии постоянно присутствовало ощущение того, что Грузия способна осуществить действия, направленные против него, и потому там считали, что лучше держаться от нас подальше, чтобы мы не внедрились к ним методом «ползучей» агрессии. Руководители Абхазии придерживались именно такой позиции, однако санкции, учрежденные против России, предопределили крайнюю необходимость разблокирования дороги между Грузией и Абхазией, поскольку этого требуют интересы и России и Грузии. Дорога необходима была Грузии и до того. Огромная часть сравнительно дешевых российских нефтепродуктов поступает сейчас в Грузию по железной дороге, через Азербайджан. Такой вариант приводит к увеличению цены на нефтепродукты. Кроме того, на азербайджанской таможне любят шарить руками в наших грузах. Как утверждают грузинские таможенники, грузы эти поступают к нам в меньшем количестве. Да и вообще, Грузия стала слишком сильно, можно даже сказать, тотально зависеть от Азербайджана, особенно в сфере энергетики. В Грузию поступает азербайджанский природный газ, но сами азербайджанцы покупают этот энергоноситель в России, а нам его подают по более высокой цене. Вместе с тем, у Грузии есть своя железная дорога. Нашей целью должно стать открытие дороги на Абхазию. Этот путь экономически усилит Грузию и усилит Абхазию.
Открытие дороги на Абхазию в любом случае будет серьезным шагом вперед. Она даст нам возможность установить на определенном уровне более доверительные отношения с абхазами. Появятся также общие интересы в плане достижения экономического благополучия, а когда существует совместная экономическая заинтересованность, гораздо легче приступить и к политическому урегулированию отношений. Наряду с этим общие экономические интересы исключают вероятность военного столкновения. Так что, будет очень хорошо, если у грузинской стороны хватит решимости, чтобы открыть эту дорогу. Мы прекрасно понимаем, что Запад всячески препятствует нам в осуществлении подобных шагов. Правда, в последний период власти страны и наше правительство часто пропускают его указания мимо ушей, но с чем-то все равно приходится считаться. Инициатива открыть транспортную магистраль через территорию Абхазии исходит от Российской Федерации, и это связано с тем, что у нее возникли определенные проблемы и препятствия. Однако нам не следует действовать в этой ситуации назло России. Тем более, открытие этой дороги очень устраивает Грузию, она необходима нашей стране.
— Помню, когда абхазская война только-только закончилась, люди в возрасте говорили: если откроется железная дорога и хоть один грузин ступит туда, мы вернем Абхазию. В абхазах всегда присутствовало подобное опасение, но сегодня они согласны открыть транзитную магистраль… Вот только так называемая оппозиция в Тбилиси встретила это сообщение слишком плохо, и сомнительно, чтобы из данного проекта что-нибудь получилось…
— Тот, кто выступает против этой дороги – враг Грузии! Позорно грузину протестовать против открытия путей к Абхазии.Открытие транзитной дороги будет действительно серьезным шагом. И шаг этот крайне важен и необходим, но следует сказать и о том, что грузинское правительство пока не высказывало своего отношения к данному вопросу. Понятно, такого шанса у Грузии больше не будет! С открытием этой дороги мы сможет успешней проводить свои интересы. Дорога эта крайне важна для грузин и для абхазов. Они, например, приезжают в Грузию лечиться, что, безусловно, хорошо. А если у нас вдобавок будет еще и дорога и мы сумеем совместно заняться возрождением экономики, что, в свою очередь, станет дополнительной гарантией мира, чего же еще можно желать лучшего!
Беседовала Эка Наскидашвили