23 марта этого года президент России Владимир Путин подписал распоряжение № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации», которая была опубликована 31 марта и в тот же день вступила в силу. В Концепции речь идет о национальных интересах Российской Федерации, о стратегических целях и основных задачах РФ, международном гуманитарном сотрудничестве, о региональных направлениях деятельности… Для нас, граждан Грузии, особую важность представляют несколько пунктов этого пространного документа. К примеру, подпункт пятой главы «Ближнее зарубежье», где наряду со многими другими вопросами речь идет об Абхазии и Южной Осетии.
О Концепции, представленной Российской Федераций, с нами сегодня беседуют политологи Михаил Жгенти, Тамар Кикнадзе и Гулбаат Рцхиладзе.
«Мир вступает в новую фазу, и давайте не будем допускать ошибку, которую совершили в 1990-е годы»
Михаил Жгенти, член организации «Солидарность во имя мира».
— Батоно Михаил, в 49-м пункте Концепции записано, что наиболее важным фактором обеспечения безопасности, стабильности, территориальной целостности и социально-экономического развития России, упрочения её позиций как одного из влиятельных суверенных центров мирового развития и цивилизации являются устойчивые долгосрочные добрососедские отношения…
— Прежде чем коснуться упомянутого распоряжения, хотел бы напомнить сделанное за несколько дней до него заявление Владимира Путина о том, что Россия никогда не смирится с существованием у ее границ враждебно настроенных государств.
Думаю, принятая концепция как раз-таки и является подробным и конкретным раскрытием этого тезиса. Необходимо также отметить, что данное распоряжение было подписано через несколько дней после исторического визита в Москву китайского лидера Си Цзиньпина. Это дает основания предположить, что было окончательно оформлено российско-китайское стратегическое сотрудничество как в торгово-экономической, так и в военной сферах. Вспомним беспрецедентное заявление официального представителя Министерства обороны Китайской Народной Республики касательно военного сотрудничества России и Китая.
Россия практически сформулировала свою стратегию, к которой продвигалась в течение 23 лет и принятие которой ускорили неудержимость Запада и война на Украине. Россию вынудили не только думать о защите своего суверенитета и международных интересов страны, но предпринять твердые шаги в этом направлении. Любая страна начинает обеспечение своей безопасности с соседствующих с ней стран. Военный конфликт с Украиной указал Российской Федерации на крах ее добрососедской политики. На протяжении 32 лет она не проявляла должной заботы о защите своих интересов, пытаясь включиться в западное содружество, чтобы вместе с бывшими союзными республиками стать его частью. Однако история показала, Запад ни в какой форме, формате и статусе не станет говорить с Россией как с равным партнером.
Да, первая и неотложная задача России на пути к восстановлению своего суверенитета – это стабилизация обстановки у собственных границ. Государство должно быть застраховано от сюрпризов, и потому для него приоритетны интеграционные процессы. Развитие торговли и экономическое сотрудничество лучше войн и разрушений, и с этой целью предпринимаются попытки задействовать, как принято теперь говорить, мягкую силу.
— В Концепции речь идет и о так называемых цветных революциях. В ней сказано, что Россия не допустит ничего подобного в окружающем регионе, и если какое-либо государство не сумеет пресечь подобную «цветную революцию», то она вмешается, причем, не спрашивая на то разрешения…
— „Цветные революции“ представляли план дальнейшего развала и расчленения постсоветской России. Главную цель для Запада представляет собой, как известно, именно Россия с ее неисчерпаемыми недрами. Планировалось замкнуть в постсоветских странах огненное кольцо вокруг российских границ, и с этой целью, начиная с 2000 года было начато осуществление «цветных революций». Отличниками в этом отношении оказались Грузия и Украина. Особенно далеко удалось продвинуться Украине, которая тем самым погубила себя – распадается и разрушается крупнейшая европейская страна. Скоро она окажется вне интересов Запада, и тогда ее отбросят, как использованный и более не нужный инструмент. Запад ни на минуту не прекращает попыток обострить военные действия у российских границ. Грузинское руководство вот уже 11 месяцев всячески старается избежать вовлечения нашей страны в этот конфликт. Наши западные партнеры, правда, утверждают, что никто включать Грузию в войну не собирается и поддержка Украины, о которой постоянно идет речь, вовсе не подразумевает войны. Однако несколько дней назад уже и турецкий президент заявил, что Запад собирается вмешать в этот конфликт его страну. Представьте себе, речь идет ни много ни мало о Турции – государстве-члене НАТО, имеющем самую большую после США армию в альянсе. Не указывает ли это на неудержимое желание Запада включить в огненное кольцо вокруг России и другие соседние с ней страны?
— За последние 30 лет грузинское общество убедилось в том, что небольшая Грузия необходима Западу исключительно для борьбы с Россией и возможности злить ее. Сейчас обстоятельства меняются, поменялся и план действий Российской Федерации. Что нам необходимо предпринять в этой ситуации, в каком направлении надо двигаться стране?
— Впервые в течение последних 32 лет мы видим, что руководство Грузии, невзирая на беспрецедентное давление, действует, исходя из интересов страны. Наша главная задача – изыскать возможность для того, чтобы каким-нибудь образом без войн и серьезных потерь пережить период передела мира. За последнюю неделю произошло столько событий, сколько в минувшем веке не случалось даже за 10-15 лет. Надо ждать, внимательно наблюдая за тем, как они будут развиваться, чтобы извлечь максимальную пользу с точки зрения отечественных интересов и сохранения спокойствия и мира для нашего населения. Российская концепция внешней политики должна заставить не только Грузию, но и ее соседей задуматься над тем, зачем и для чего она была разработана. Касательно же того, куда нам двигаться дальше, думаю, происходящие с быстротой молнии изменения в мире к 2024 году обозначат необходимые ориентиры, и в этот период будут весьма актуальны вопросы Самачабло и Абхазии.
Мир вступает в новую фазу, и давайте не будем допускать ошибку, которую совершили в 1990-е годы.
«Обычно Россия сначала говорит об опасностях, которые ей грозят, а затем переходит к действиям»
Тамар Кикнадзе, политолог, профессор:
— Большие государства обычно никому не угрожают. Концепции, как правило, оказывается вполне достаточно, чтобы все поняли, чего им в случае чего ожидать. Происходит реанимация России, и хотя страна, скорее всего, не будет такой, как Советский Союз, факт того, что на постсоветском пространстве намечаются интеграционные процессы, не вызывает сомнений. Россия считает, что постсоветское пространство, и не только оно, представляет собой ареал ее влияния и действий. Ей как стране, более того, как огромной державе присущи подобные амбиции. Обычно Россия сначала говорит об опасностях, которые ей грозят, а затем переходит к действиям.
В Концепции подчеркивается, что между Россией и Западом имеет место конфликт ценностей. Ценности, которыми оперирует сегодня Запад, постмодернистской России представляются неприемлемыми.
Существует одно важное обстоятельство – все в мире считают, будто именно в России заключен источник всех несчастий и зол. Людям настойчиво внушают, что, если где-нибудь происходит что-то неладное, то это делается исключительно в результате российского влияния. То есть, интенсивно ведется демонизация России. Образованные люди понимают, что на самом деле происходит, но проблемы возникают с молодежью, и наша страна из-за этого находится в тяжелом положении.
Грузия и ее руководство оказались в сложном положении, поскольку движение в сторону Запада может привести к гибели, при этом в случае поворота в направлении Севера тоже будет не легче… Представителям грузинской власти сегодня точно не позавидуешь. Страна находится на грани очередной «цветной революции», и если мы не сумеем сами урегулировать обстановку, не пресечем собственными руками деяния деструктивных сил, результаты окажутся очень плачевными. В Концепции, утвержденной Российской Федерацией открыто указано на то, что она в подобном случае безо всякого спроса вмешается сама, то есть, произойдет «оккупация». Оккупация – дело тяжелое, и в условиях ее никто не будет принимать во внимание наших условий, не исключено, для нас вообще станет избавлением превращение, как когда-то, в губернию.
Все в этом отношении делается в Грузии целенаправленно: оккупированы телеканалы и информационное пространство в целом, чтобы вводить в заблуждение население страны. Информационные источники с утра до ночи внушают людям: «У вас отнимают европейский путь», но никто при этом не говорит, о каком именно европейском пути идет речь. Никто не желает уточнить, какую конкретно пользу принесет Грузии предоставление ей кандидатского или какого-нибудь другого статуса Евросоюза?
Я политолог и хорошо знаю, что существуют правильные пути доведения информации до населения, но никто не хочет и не собирается их использовать. К сожалению, даже профессора и преподаватели часто оказываются не в состоянии осознать, какой путь правильней и что следует предлагать студентам или требовать от них. Происходящее в Грузии намного опасней, чем нам представляется на первый взгляд.
— Российская Федерация предлагает нашей стране добрососедские отношения, однако в восьмом пункте пятой статьи Концепции записано, что она будет оказывать всяческую поддержку Абхазии и Южной Осетии. Похоже, если мы в этом отношении не начнем действовать грамотно, Россия их попросту присоединит…
— Определенная часть населения Грузии опустилась до уровня, когда ее не волнует ни Абхазия, ни Южная Осетия. Они не понимают, в чем заключается наша главная задача, и это не может не наводить на грустные размышления…
Российская Федерация, утвердив Концепцию, активировала свой план действий. Россия – мощное государство, и если мы не приемлем ее решений, она проведет их силой. Если данная Концепция будет осуществлена – а она будет – нам придется многое переосмыслить и многое предпринять.
Членство в формате «3+3» означает, что страны, входящие в состав региона, смогут самостоятельно, без всякого вмешательства Запада решать свою и общую судьбу. Этот формат создан для вытеснения расставившего щупальца Запада. Именно по этой причине американцы проявляют такую болезненную реакцию в отношении него. Они заявили, что Черное море представляет сферу их интересов, стремятся сохранить за собой роль глобального гегемона, однако новый мировой порядок означает, что американцам мировым гегемоном не стать… Россия идет ва-банк, потому что если она не сумеет сейчас добиться успеха, у нее возникнут серьезные проблемы как у «державы»…
Для Грузии же открываются дополнительные возможности, и, думаю, правительство нашей страны, несмотря на огромный пресс со стороны Запада, примет наиболее оправданное решение. Полагаю, потребуется гораздо больше работы с молодежью, чтобы разъяснить ей, как действовать политически грамотно, чтобы не только не создавать угроз своей стране, а, напротив, искать способы для обеспечения ей доминантного положения в новых условиях …
«Грузия и безо всякой Концепции принята в России, мы получаем максимум дивидендов благодаря этим отношениям»
Гулбаат Рцхиладзе, политолог, руководитель «Института Евразии»:
— В Грузии царит большая смута, просто мы этого не замечаем… В полицию бросают «коктейли Молотова», правительство идет на уступки и, как заметил политолог Гамлет Чипашвили, на второй же день акций отступает, позволив вымазать себя испражнениями, потому что был звонок из Америки. Это еще не война, однако это серьезнейшее внутреннее столкновение…
Россия хорошо знает, что тут у нас, да и не только у нас, происходит, но не вмешивается. Однако, когда все слишком осложнилось, она приняла решение назвать врага врагом, поняв, что прежняя концепция нуждается в пересмотре. По правде сказать, пересмотреть ее России следовало еще в 2014 году, когда Запад учредил первый пакет санкций против нее. А Грузия и безо всякой Концепции принята в России, мы получаем максимум дивидендов благодаря этим отношениям…
— В Концепции упоминаются Абхазия и Осетия. Похоже, Россия угрожает отобрать у нас эти территории, если мы откажемся считаться с принятым ею документом…
— Если нам нравится наше сегодняшнее правительство или мы ему сопереживаем и сочувствуем, тогда, что ж делать, давайте смиримся и окончательно потеряем и без того утраченные территории. Причем, и не станем обвинять в этом ни Саакашвили, ни всяких хоштарий и т.д. Если территории окажутся потерянными, это будет исключительно вина нынешнего правительства. А если мы продолжим так же много говорить о мужестве Гарибашвили и о патриотизме Иванишвили, то это будет очередной горстью пыли в глаза нашим гражданам. Между тем, им такое очковтирательство и так уже давно стоит поперек горла. Не надо вечно держать население в заложниках у страха утраты территорий. Тут ведь все просто: откажемся поступать, как следует – территории потеряем. А беспорядки и неопределенность будут продолжаться, пока правительство не изменит своей политики и не свяжется с президентом Путиным, являющимся автором указанной концепции и подписавшим ее российским лидером. В противном случае, мы не сможем справиться с проблемой Абхазии и Цхинвали, мы не сумеем ничего предложить.
Россия пригласила Грузию принять участие в формате «3+3», и для нас это, объективно говоря, гораздо важней новой Концепции. В нем заседают и враждующие друг с другом страны. Приглашением в формат «3+3» Россия дала нам понять, что хоть и признает Абхазию и Южную Осетию, она согласна с Грузией в том, что ни одна, ни другая не являются полноценными республиками. Россия продемонстрировала, что согласна участвовать в этой платформе без включения Абхазии и Южной Осетии. Руководители Сухуми и Цхинвали не опротестовывают это решение, поскольку информированы о российской позиции и осознают, что иначе нельзя, иначе не получится… Грузия вообще могла бы действовать по-другому, многого достичь и без помощи России, сделав так, чтобы абхазы и осетины не протестовали. Но увы…
Беседовала Эка Наскидашвили