Не знаю, помнит ли Саломе Зурабишвили, как она стала президентом, но мы-то прекрасно все запомнили. «Грузинская мечта» не стала выставлять своего кандидата на президентские выборы и поддержала кандидатуру Саломе Зурабишвили. После первого тура, когда вполне реальная возможность выиграть выборы обозначилась и у кандидата от «Национального движения» Григола Вашадзе, правящая партия обязала актив (в прямом смысле слова) поддержать Зурабишвили. Основное ядро «Грузинской мечты», прямо скажем, к избирательным урнам пришло без особого энтузиазма, но так или иначе партийную установку выполнила, и Зурабишвили стала пятым президентом Грузии. Решающее и переломное влияние на итоги второго тура голосования оказало телеобращение Бидзины Иванишвили. Он лично попросил актив поддержать Зурабишвили…
«Бидзина Иванишвили является олигархом… Он олигарх в том смысле, что у него есть деньги, он имеет влияние на медию, на политику. В этом смысле Иванишвили, конечно, олигарх, однако проблема олигархии гораздо больше, чем Иванишвили, а проблема самого Иванишвили больше олигархии. Я хочу сказать, что во всем этом необходимо разобраться, чтобы знать, где принимаются главные решения, как эти решения поменять или каким образом на них можно повлиять». Не подумайте, что повторяя ее слова, мы в чем-то допустили неточность или ошибку, просто заявление президента было приведено нами без изменений и корректив.
Любопытно было бы поинтересоваться у госпожи Саломе Зурабишвили: неужели придя в свое время к господину Иванишвили с просьбой об оказании поддержки на президентских выборах, она не знала, что у него есть деньги и влияние?! Или может быть тогда эти деньги и влияние были необходимы мадам Зурабишвили, и потому она плотно зажмурила оба глаза, заткнула ватой оба уха, и лишь после того, как именно Иванишвили буквально на блюдечке преподнес ей мандат президента, вдруг вспомнила о том, что он олигарх. Как минимум, это называется черной неблагодарностью, но дело, как вы, наверное, догадываетесь, обстоит гораздо сложнее, чем может показаться с первого взгляда. Зурабишвили ополчилась против Иванишвили после того, как встретилась с европейскими и американскими дипломатами, прошла у них необходимую консультацию, так что, именно Запад придал ей решимости. Зурабишвили верит, что после истечения президентского срока Запад пристроит ее где-нибудь в Европе на тепленькое местечко, где ей будет обеспечена безбедная старость, и потому она готова безропотно исполнять любые указания. Одним словом, президент и Верховный главнокомандующий страны официально встала в оппозицию грузинской власти. Причем, этого ей показалось мало, и она, вдобавок, начала наставлять других. Возможно, госпожа Саломе Зурабишвили действительно не помнит, как она оказалась в кресле президента, но должна же она помнить, как пару месяцев назад обратилась к избирателям – приходите, мол, встаньте рядом. Однако никто, кроме сотрудников собственной администрации, так на ее призыв и не откликнулся. Было бы хорошо, если б господин Иванишвили честно признался, что Зурабишвили ему подбросил Запад, как кукушка подкладывает свое яйцо в чужое гнездо. Он ошибся с ней так же, как с Гахария и другими. И было бы не лишне это признать.
Помимо того, что Зурабишвили назвала Иванишвили олигархом, она недвусмысленно намекнула на возможность помилования Ники Гварамия. Госпожа президент даже подчеркнула, что не питает в отношении Гварамия личной обиды, уважает его решение не просить о помиловании, однако сама, судя по всему, явно об этом подумывает. Она не стала отрицать, что помнит, как Гварамия ее обзывал нецензурными словами, вдобавок, ругал ее семью, детей, тех самых, которые так замечательно трудоустроены в Европе, что их мать вынуждена теперь во всем подыгрывать западным партнерам. Отметим и то, что сказала посол США Келли Дегнан:
«Здесь в Грузии, где мы наблюдаем ущемление медийной среды, думаю, важным посылом является то, что происходит поддержка независимой медии. У общественности должны быть четкие представления о различных мнениях, а не односторонняя информация. Исходя из того, что мы видим, как ущемляется медийная среда, существует риск того, что обществу недоступен весь существующий спектр взглядов, в результате чего оно принимает решения, основанные на неполной информации».
В период пребывания у власти «Национального движения» в стране не было не то что свободы медии, а вообще все информационные сообщения зачитывались одинаковым текстом. Никто не менял даже точек и запятых, и единственное отличие состояло в том, что на различных телеканалах их озвучивали разные дикторы. Попробовал бы кто-нибудь из них отступить от имеющегося текста или ошибиться в одном единственном слове! Его бы тут же отправили с вещами по направлению к Глданской тюрьме. Что-то не припоминается, чтобы кто-нибудь из американских послов поднял тогда шум – дескать, почему так сужено медийное пространство и как получилось, что общество принимает решения, не имея достаточной информации? А все исключительно потому, что Саакашвили тогда безропотно исполнял любые указания, идущие с Запада, а взамен получил право делать все, что взбредет ему в голову. Теперь же нынешняя непокорная власть ни на что не имеет права, и Запад любую «муху» тут же раздувает до уровня «слона».
Вернемся, однако, к нашему президенту. Оппозиция анонсирует очередную акцию 9 апреля, и Зурабишвили уже приняла решение на нее отправиться. Напомним, эта мадам в свое время публично, официальным письмом поздравила Тенгиза Китовани, Тенгиза Сигуа и Джабу Иоселиани со свержением Звиада Гамсахурдиа, объявив всю троицу героями, а Звиада – изменником Родины. Мне совершенно непонятно, с какой совестью она собирается появиться 9 апреля на проспекте Руставели. Тем не менее, нам точно сообщают, что госпожа Саломе наверняка там будет. На упомянутой акции оппозиция собирается потребовать отставки власти (той, которая усадила Зурабишвили в президентское кресло) и еще раз осудить «российский закон». Но ведь действующий президент лучше всех знает, что документ этот не был российским, что практически все страны-члены Евросоюза собираются принять такой же закон, однако западные партнеры внятно ей сказали: надо кричать, и она раскричалась.
Почему-то мне кажется, что Зурабишвили непременно помилует Нику Гварамия, и это станет прямым признанием того, что оскорбление Верховного главнокомандующего бранными словами у нас является нормой, и в этом проявляется «американская демократия». Однако будь это действительно так, почему же подобная система не работает в самой Америке? Если кто-нибудь из совладельцев или генеральный директор телекомпании станет обзывать в телевизионном эфире президента Джо Байдена такими же словами, как Гварамия Зурабишвили, по-вашему, в Штатах ему это сойдет с рук? За подобное оскорбление первого лица государства его немедленно освободят от должности и, не исключено, возбудят уголовное дело. Однако что внушают нам? То, что недопустимо на Западе, у нас считается абсолютно нормальным и наоборот. Запад заставляет грузинских политиков терять не только имя и лицо, но и самолюбие. Как это ни печально, но Саломе Зурабишвили тут далеко не первая и не последняя. Кто-то готов на что угодно, лишь бы прибрать к рукам власть, другие становятся крайне неразборчивыми, когда дело касается выделения дополнительных грантов или получения вожделенной должности, а в конечном счете, урон наносится нашей стране. Впрочем, Запад мало волнуют как нанесение урона Грузии, так и рейтинг и лицо грузинских политиков. Ему ведь нужна только территория, на которой находится Грузия, и чем дешевле обойдется ее содержание, тем лучше. На современный взгляд, создается впечатление, что все это можно легко обеспечить в условиях дешевого правительства, и люди, которые однажды уже были порабощены, а теперь пребывают в оппозиции, вновь окажутся такими же покладистыми и безмолвными исполнителями, как прежде. И что главное, они по первому же взмаху руки втравят страну в войну с Россией, предадут все вокруг огню, точно так же, как сделали это в 2008 году и… Сошло же им все это с рук. Сошло и «Национальному движению», и Западу. Сделали вид, будто ничего не произошло. Более того, заставили всех нас отпраздновать на проспекте Руставели непонятную победу…
Парадоксально, но факт: у скончавшихся Звиада Гамсахурдиа и Эдуарда Шеварднадзе, арестанта Саакашвили и «пластилина» Маргвелашвили сегодня больше сторонников, чем у действующего президента. Похоже, Зурабишвили и правда об этом не догадывается и считает себя избранницей грузинского народа, а не одного конкретного человека – Иванишвили. Если б не Иванишвили, госпожа Зурабишвили собрала бы на выборах меньше голосов, чем кандидат на пост тбилисского мэра Ричард Огбунуджу. Речь идет об Огбунуджу, который обошел кандидата партии Георгия Вашадзе. Причем, не сумевший в конечном счете победить Ричард с достоинством отошел и молчит, а Вашадзе продолжает утверждать – скоро мы придем к власти и наведем в стране порядок.
Леван Габашвили