Бывший член «Грузинской мечты», депутат Михаил Кавелашвили направил послу США Келли Дегнан открытое письмо, в котором подчеркнул, что нарратив о включении Грузии в войну исходит вовсе не от Федеральной службы безопасности России («эф-эс-бэ»), а характеризует высказывания людей и организаций, финансируемых посольством Соединенных Штатов Америки.
Американский посол не замедлила с ответом на письмо Кавелашвили: «По правде говоря, я так и не сумела дочитать до конца это письмо, полное лживых конспирологических теорий. Из него было совершенно не понятно, чему все это служит. По-видимому, автор не замечает, что в процессе работы США поддерживают не конкретную политическую партию, а грузинский народ; поддерживают независимые институты страны, созданные в соответствии с Конституцией и обладающие конституционным мандатом. Очень опасно, когда подрываются основы конституционных институтов и происходит их ослабление. Не знаю, сколько еще раз повторять то, о чем уже многократно говорилось – ложь, будто США или кто-то еще подталкивают Грузию к войне. США не желают войны и делают все для того, чтобы эта война не получила продолжения и закончилась. Они готовы сотрудничать со всеми, кто выразит желание работать на мир и готов не щадить для этого сил, — заявила Келли Дегнан, и продолжила: — Полагаю, премьер-министр убедился на саммите НАТО в Мадридзе, что все усилия направлены на то, чтобы жестокая и агрессивная война, развязанная Путиным, как можно скорее закончилась. Это (письмо Кавелашвили) действительно странно, и, кроме того, хочу подчеркнуть, что этот нарратив парламентария, бывшего члена «Грузинской мечты», о втягивании Грузии в войну странным образом перекликается с нарративом членов партии, о чем уже много раз говорилось, и (со стороны посольства) была зафиксирована четкая позиция, что все это ложь, не соответствующая действительности. Мой вопрос, что служит мотивом для всего этого, почему этот нарратив получает продолжение?»
Дипломатичен ли ответ американского посла парламентарию Кавелашвили и имеет ли представитель зарубежного государства отвечать таким образом члену высшего законодательного органа страны? – По данному вопросу с нами сегодня беседует политолог Сосо Цинцадзе:
— Если руководствоваться общей для всех стран конвенцией, то нельзя не признать, что и Кавелашвили не имел никакого права писать подобное письмо и обращаться с ним к иностранному послу, поскольку это является исключительной компетенцией Министерства иностранных дел. Отношения с послом зарубежного государства поддерживает исключительно Министерство иностранных дел страны, в которой тот аккредитован. В свою очередь, и посол иностранного государства не наделен правом вмешиваться в отношения, складывающиеся внутри страны, где он находится на правах гостя. Посол не должен вступать в полемику с парламентом. В данном случае и посол, и парламент нарушили протокол.
— И все-таки… посол США позволила взяла на себя так много… Почему? Ведь невозможно вообразить, чтобы грузинский посол во время пребывания в Америке осмелится на нечто подобное?!
— Не сомневаюсь, грузинский посол никогда бы не осмелился на подобное. Более того, многие наверное, помнят, как в период правления Шеварднадзе ответственный сотрудник грузинского посольства в Америке совершил автомобильную аварию в Вашингтоне. Никто ему этого с рук не спустил: с него сняли иммунитет, и он был арестован. Причем, для мировой дипломатической практики подобные вещи настолько беспрецедентны, что американская сторона ареста официально не потребовала, но Шеварднадзе дипломата, по вине которого погибла американская гражданка, защищать не стал…
— Гарибашвили грозился рассказать всю правду о том, почему нам было отказано в предоставлении кандидатского статуса, однако не рассказал. Затем парламентское большинство выделило трех депутатов, устами которых власть решила высказать эту правду, вместо премьера. Эти люди уже не члены правящей команды, они вышли из нее и обратились к американскому послу как граждане страны. Что же тут неприемлемого?
— Нет, так это не работает. Кавелашвили является членом парламента, он представитель высшего законодательного органа страны и, соответственно, не имеет права обращаться к иностранному послу. Если у страны возникает проблема с тем или иным послом, вопрос решает Министерство иностранных дел, которое даже наделено правом объявить его «персоной нон грата». Это происходит в соответствии с Венской конвенцией, в которую наши политики, судя по всему, никогда даже не заглядывали. Впрочем, не только наши – Венскую конвенцию нарушают все страны. Между тем, времени для ознакомления было предостаточно – документ составлен 74 года назад…
Писать письмо американскому послу было недипломатичным поступком со стороны грузинского парламентария, и объясню, почему. Когда ты член парламента, в твоем распоряжении имеются действенные рычаги – например, вызвать министра иностранных дел, содрать с него шкуру и сказать: позови посла, передай ему все, что следует, и объяви нежелательной персоной. К тому же, не поленись напомнить, что он нарушил несколько статей Венской конвенции.
Обращение Кавелашвили, тем более, ответ, данный парламентарию страны послом, да еще в столь бестактной форме – все это, мягко говоря, было недипломатично.
Понять не могу, почему мы так вдруг встревожились именно теперь? Сначала сами пригласили Шарля Мишеля, так как, сами разобраться, что к чему и что нам дальше делать, не сумели? Пригласили человека и в знак уважения даже сформировали в парламенте фракцию его имени… А, следовательно, нас трудно назвать нормальной, адекватной страной. Ни крохотные Сан-Марино или Андорра, ни другие не сделали бы ничего похожего… Такое просто исключено!
Три депутата, отделившиеся от правящей команды, решили публично сказать правду о Евросоюзе, об Америке и НАТО. Как вы думаете, не ждать ли нам в скором будущем отделения еще трех депутатов с целью поговорить на этот раз об улаживании отношений с Россией?
— В принципе, вполне можно подобного поступка ожидать. 3 июля в Российскую Федерацию уже отправилась делегация, в составе которой находились представители государственных структур. И полетели они, между прочим, по приглашению России, что, в общем-то, неплохо.
Так что, знаете ли, я не удивлюсь, если завтра Ираклий Кобахидзе появится вдруг на публике, словно сфинкс, и с невозмутимым выражением лица объявит: независимые депутаты выступили и заявили, что улаживание отношений с Россией представляет огромную важность…
По правде сказать, я бы даже обрадовался этому, потому что нельзя десятилетиями враждовать со 140-миллионной страной, являющейся главным рынком сбыта для твоей продукции. Это попросту нонсенс! Я вовсе не имею при этом в виду, что нам следует стать сателлитом России, но нам обязательно необходимо с ней говорить и иметь отношения. Если б наши политики удосужились почитать Ришелье, они бы знали, что переговоры с врагом, с которым находишься в состоянии войны, надо вести всегда. Если б мы говорили с Россией, никто не стал бы сдвигать так называемые пограничные линии. Если бы мы отправились в Россию, когда нас туда позвали, территории наши не были у нас отрезаны. В конце концов, не мешало бы подумать и том, что делать кахетинскому крестьянину, если Россия откажется, к примеру, от наших персиков?!
Урегулирование отношений с Россией должно стать очередным нашим шагом, но для этого потребуется больше решимости. Власть на это не решится, особенно сейчас, когда идет война между Россией и Украиной. Надо было подумать об урегулировании отношений чуть раньше, тем более, человечество не помнит случая, чтобы страна столько лет находилась в состоянии войны со своим непосредственным соседом, как это делаем мы.
Беседовала
Эка Наскидашвили