В один прекрасный день это может перерасти в большой социальный конфликт.
На днях парламент Грузии всё же утвердил кандидатуры четырех новых судей Верховного суда, несмотря на критику со стороны Евросоюза и США. Судьями ВС Грузии официально стали Тамар Окропиридзе, Генадий Макаридзе, Нино Сандодзе и Тея Дзимистарашвили.
По мнению авторов telegram-канала «Грузинский Маяк — Новости Грузии», отбор судей Верховного суда – одна из самых чувствительных тем для страны, и не раз вызывала недовольство как внутри государства, так и за его пределами. Предложения по назначению судей выдавала Венецианская комиссия.
Так, комиссия рекомендовала сначала реформировать Высший совет юстиции и только после этого проводить отбор судей. Парламент Грузии советы проигнорировал и назначил судей согласно действующему законодательству.
Корреспондент «Кавказского рубежа» задал несколько вопросов касательно утверждения кандидатур судей Верховного совета Грузии и текущей политической обстановки в стране политологу Георгию Мдивани.
«Кавказский рубеж»: Посол Евросоюза в Грузии Карл Харцель заявлял, что недавнее назначение судей Верховного суда лишило Грузию 75 миллионов евро, так как это было сделано без учета мнения европейских партнёров из Венецианской комиссии. Скажите, пожалуйста, почему для Европы так важно, чтобы грузинские власти прислушивались к их мнению? И не является ли такой подход открытым шантажом?
Георгий Мдивани: Очень важно, каким тоном и как именно разговаривают с грузинскими политиками. Конечно, это принимает форму не то что шантажа, а форму взаимоотношения эксплуататора и эксплуатируемого. Это принимает форму отношений, когда это не взаимоотношения равных и равноправных членов. Я имею в виду Грузию с одной стороны, и Евросоюз, Соединённые Штаты и ряд других европейских стран с другой. Так что это не равноправное общение. Когда тебе говорят, что ты должен делать и каким образом. По моему мнению, это является формой современного неоколониализма. Когда ты являешься вроде бы независимой страной, но политику, даже внутреннюю, тебе диктуют извне, в том числе экономическую политику. Вот сейчас это и происходит в Грузии.
«Кавказский рубеж»: Новых судей утвердили несмотря на критику ЕС и США. Почему Высший совет юстиции Грузии всё же решился на такой шаг? Разве утверждение Тамара Окропиридзе, Генадия Макаридзе, Нино Сандодзе и Теи Дзимистарашвили является более важным, чем сохранение отношений с Западом в том формате, в котором они находятся со времён «Революции роз»?
Георгий Мдивани: Назначение судей — это технический вопрос. Я, к сожалению, не могу его разобрать, но раз назначили, значит, были для этого кое-какие причины.
«Кавказский рубеж»: Как Вы считаете, могут ли власти Грузии компенсировать денежные потери от разногласий с Евросоюзом изменив внешнеполитический вектор? Что для этого необходимо?
Георгий Мдивани: На протяжении последних нескольких десятилетий мы активно получаем гранты, мы активно получаем финансовую помощь от МВФ, от мирового банка, от международного валютного фонда. Однако, эти средства нам никто не дарит, следующие поколения должны будут расплачиваться. При этом, когда МВФ, тот же Евросоюз, Европейский банк развития, любые такие, скажем так, институты глобализации, нам дают кое-какой грант или ссуду, они нам строго диктуют правила игры. Они нам строго диктуют, как надо максимально либерализовать экономику, как надо максимально убрать всякие налоговые нагрузки. Они нам диктуют экономическую политику, основанную на уменьшении преград для мирового финансового капитала, чтобы максимально уменьшить налоговое бремя для иностранных компаний, чтобы мы были членами всяких соглашений о свободной торговле. И, соответственно, это в конечном счёте приводит к тому, что грузинская экономика не работает, потому что благосостояние большинства населения не растет. И, соответственно, очень остро чувствуется социальное и экономическое неравенство в стране, нищета.
«Кавказский рубеж»: Не боятся ли члены Высшего совета юстиции Грузии, что после такого демарша они могут подвергнуться критике всех НКО, находящихся на содержании у американских и европейских фондов?
Георгий Мдивани: Конечно, очень многие НКО, общественные организации, находятся на содержании у американских и европейских фондов. В Грузии очень много таких. Есть USAID, есть NED, есть IRI, есть организации НАТО, организации Евросоюза. Например, у нас в стране очень активно действует Фонд Сороса. Подобным образом они действуют не только в Грузии, но и в других странах постсоветского пространства, в том числе и в Украине, и в Молдове.USAID маскируется, делает вид, что заботится о развитии Грузии, но у него же свои задачи, продвижение интересов внешней политики США. То же самое можно сказать и о Фонде Сороса, который активно продвигает идею открытого общества и максимально старается либерализовать общество не только с экономической, но и юридической точки зрения.
«Кавказский рубеж»: Бытует мнение, что сегодня именно «прозападные организации», живущие за счёт грантов США и ЕС, формируют основную точку зрения на внутреннюю и внешнюю политику. Так ли это? Много ли людей задействовано в подобных полуобщественных проектах?
Георгий Мдивани: Все эти некоммерческие организации, ведущие медиа, политические деятели являются прозападными. Если рассматривать политический спектр, то 80-90% партий здесь, в Грузии, являются прозападными. Хотя, сложно находить идеологические различия между ними. Например, сложно найти идеологические различия между «Мечтой» (партия «Грузинская мечта — Демократическая Грузия», является правящей партией в стране – прим. ред.) и партией экс-президента Саакашвили. Прозападные силы активно участвуют в политической повестке дня. Очень много людей задействованы в их деятельности, очень много фондов, очень много организаций, очень много всего, что задействовано — работает уже как Сеть.
Очень важно, что поддержка среди простых людей у таких прозападных организаций, находится на минимальном уровне. Потому что, если брать народ в целом, он презирает их, потому что они очень далеко находятся от реальных проблем и навязывают свою повестку дня. Соответственно, у данных организаций нет поддержки среди населения и в конечном счёте разрыв между ними и обществом растёт с каждым днём. С одной стороны – люди со своими реальными проблемами, социальными и экономическими и т.д. С другой стороны – прозападные медиа, прозападные политические партии, организации, которые живут в параллельной реальности и очень далеки от насущных проблем. Вот эта разница между ними растет. И в один прекрасный день это может перерасти в большой социальный конфликт, с которым они справиться уже не смогут.