С 1 декабря Российская Федерация поднимает экспортную пошлину на подсолнечное масло. Что это означает для нас? Для наглядности приведу следующие данные: в ноябре экспортные платежи за 1 тонну растительного масла составляли 194,5 доллара, а с декабря они поднимутся до 276,7 доллара. Плавающую пошлину на подсолнечное масло Российская Федерация установила с 1 сентября 2021 года, с тем, что она будет действовать по 31 августа 2022 года. Затем вступит в силу особый режим для дружественных стран, а для всех остальных тариф будет отличаться от льготного. То есть, дело обстоит точно так же, как с ввозом пшеницы.
За последние 10 месяцев Россия осуществила экспорт растительного масла и жиров на сумму 5,4 млрд. долларов. Это на 47% превосходит показатель прошлого года. И что самое любопытное – для Грузии северный сосед является основным поставщиком подсолнечного масла. За 9 месяцев текущего года на закупку 25 257,6 тонны растительного масла пошло 36,9 млн. долларов, что на 42,9% больше, чем было потрачено за аналогичный период в минувшем году. К 2030 году Российская Федерация намерена освоить, как минимум, 30% неиспользуемых земель, на которых, помимо пшеницы, планирует выращивать и другую сельскохозяйственную продукцию. В мире считается, что за последнее десятилетие повсеместно наиболее ощутимо подорожало продовольствие, и эта тенденция непременно сохранится и в будущем. В результате, Россия имеет все шансы и стать главным игроком на мировом рынке не только нефтепродуктов, но и продуктов питания. В отношение пшеницы, или главной сельскохозяйственной культуры, у нее это уже прекрасно получилось, и, надо думать, успешно получится и по всем другим направлениям. Государство целиком переключено на расширение сельхозпроизводства, и тем самым способствует не только развитию экономики, но и добивается улучшения повседневного быта своих граждан.
«Что необходимо сделать на Кавказе? Столкновение с Россией – это неправильный и не европейский путь, для этого у Европы нет ни военной мощи, ни желания, однако она хочет показать, что является важным участником всех процессов и не намерена никому уступать своего места. Сегодня проводится немало дискуссий относительно осуществления в этом регионе крупных инфраструктурных проектов различного формата, которые соединяют Европу с Черным морем, Каспийским морем и с Азией. Такой регион не может считаться эксклюзивным ни для кого – ни для России, ни для Турции и ни для Ирана. Мы прекрасно видим, что сегодня указанные страны проявляют активность, имеют заслуги и выражают интерес к тому, чтобы присутствовать в нашем регионе. Но ни у одной из этих стран нет экономических возможностей для претворения в жизнь крупных инфраструктурных проектов, о которых постоянно идет речь. Европа единственная, кто такой мощью располагает. Помимо экономических возможностей, у нее должно быть правильное отношение к тому, что она намерена делать, правильный взгляд на стабилизацию региона и осознание того, в чем сегодня заключается ее сила. А эта сила может выразиться в реализации крупного политического проекта», — такое заявление сделала президент Грузии Саломе Зурабишвили.
Своим заявлением наша горе-президент невольно признала, что у Европы нет ни желания, ни возможностей вступать в военную конфронтацию с Россией. Но если б даже Зурабишвили не стала затрагивать данный вопрос, все и без нее было ясно, так как в Европе явно не найдется дураков, изъявляющих готовность стать жертвой смертельной схватки с могучей сверхдержавой. Да и не только в этом дело, потому что в последнее время Европа сама максимально старается добиться потепления отношений с Россией. Европейцы отлично понимают: именно наш северный сосед в будущем станет самым мощным игроком на рынке производства и продажи продуктов питания. И если еще совсем недавно европейцы могли позволить себе устанавливать санкции россиянам, то скоро у самой России появится реальная возможность вводить санкции состарившемуся континенту.
Все крупные европейские страны уже приступили неофициально к перезагрузке отношений с Россией. Из заявлений лидеров таких государств, как Германия, Франция, Италия начисто испарились строгие тона. Они изъявляют готовность по первому же зову Владимира Путина лететь в Москву на встречу с ним и готовы оформить долгосрочные договоры по любым направлениям. Европейские политики осознают, что в ближайшем будущем все будут желать дружбы с Россией. Так что же в подобных обстоятельствах предпринимают власти Грузии, практически все сферы экономики которой напрямую зависят от северного соседа? Да ничего не предпринимают! Причем, это «ничего» тянется уже годы. Нынешнему руководству хотя бы хватило, к счастью, воли и ума устоять перед давлением Запада и не ввязаться в вооруженный конфликт с Россией. Однако одного этого явно недостаточно, поскольку дипломатические отношения с Россией как в период правления предыдущей власти, так и теперь полностью заморожены. Членами нашего правительства предпринимались попытки независимо, напрямую переговорить с высшими лицами российского руководства, однако все они остались на уровне словесных заявлений, и даже в такой форме вызвали у Запада острейшую реакцию.
С другой стороны, нынешнее руководство явно понимает, что альтернативы диалогу с Россией не существует. Тем не менее, власть не решается предпринять первый шаг. Для обеих сторон совершенно ясно, что встречи в формате Карасин-Абашидзе ощутимых результатов не принесут, и проводятся они исключительно в силу формального обязательства обеих сторон начать диалог, которое они, как бы, символически теперь выполняют. Признаюсь, не считал, сколько раз Карасин и Абашидзе уже встречались друг с другом, но факт тот, что никаких реальных результатов от этих встреч не последовало. Стороннему наблюдатели вообще может показаться, что двое пожилых мужчин попросту регулярно дружески встречаются друг с другом, обсуждают между собой какие-то темы, которые, при том, абсолютно никак не соотносятся с реальностью.
Не случайно я упомянул выше о подорожании растительного масла. Согласно официальным данным, после того, как цена на него в Грузии взлетела вверх, продажа данного продукта сократилась на 14%, а это означает, что населению стало трудно покупать не только подсолнечное масло, но и любые другие продовольственные товары. Грузинская экономика испускает дух, и в качестве подспорья ей требуется более 4 миллиардов лари, которые правительство намеревается взять в долг в 2022 году. Ну да, буквально недавно мы решительно отказались от ссуды Евросоюза в размере 75 миллионов евро, и не скрывали своей радости от того, что сохранили достоинство и не опустились до самых низов. А теперь вот выясняется – власть, оказывается, точно знала, что ей предстоит влезть в крупные долги и «мелочиться» с Евросоюзом, возможно, просто не стала. А вот мыпочему-то считаем, что начало прямого диалога с Россией как раз и станет основной для того, чтобы у народа появилось ощущение стабильности. Действенные шаги хотя бы в одном из направлений (не важно будет ли это пшеница или растительное масло) пойдут стране на пользу в будущем. Тем более теперь, когда весь мир именно с Россией пытается урегулировать отношения, так как наш северный сосед, похоже, всерьез взялся за подключение к делу самого мощного своего рычага – гигантской территории, и с помощью освоения этой территории намерен создавать избыток продовольственных продуктов. Если Российской Федерации удастся обработать все неосвоенные земельные участки, она сможет производить столько продукции, что, не исключено, окажется в состоянии в одиночку обеспечивать продовольствием всю Европу. Запад уже это понял, а Россия решительно приступает к осуществлению задуманного плана.
Какую пользу может извлечь Грузия в случае начала прямого диалога с Россией? Урегулирование отношений с Россией даст, первым долгом, принесет стране и ее населению ощущение стабильности, и это позитивно отразится, в том числе, на курсе национальной валюты. Появятся условия для того, чтобы установить льготные цены как на энергоносители, так и на пшеницу, подсолнечное масло и другие жизненно важные продукты питания. В свою очередь, грузинская продукция станет беспрепятственно вывозиться на российский рынок. Собственно, подавляющая часть грузинских товаров и в настоящее время реализуется именно на нем, однако вывозить продукцию в условиях спокойных, отлаженных и пребывающих в режиме диалога отношений будет гораздо выгодней и легче.
Пусть каждый понимает меня, как хочет, однако выход из создавшегося тупикового положения, в условиях которого мы бесцельно бродим вот уже 30 лет, кроется в нейтральном внешнеполитическом курсе и умении вести равноправный разговор с любым партнером. Грузия не должна становится рабом первых лиц каких-либо иностранных государств или их послов, у нашей страны должен быть свой собственный взгляд на вещи. В наши внутренние дела никто не вправе вмешиваться, и по всем проблемам со всеми странами мы должны иметь возможность говорить напрямую, безо всяких посредников. В противном случае зарубежные государства будут максимально стараться подогнать решение наших проблем под себя и иметь с этого собственную выгоду. Что, между прочим, еще никогда на пользу Грузии не шло – не пойдет и в будущем. Чем раньше мы это поймем, тем будет лучше.
Бесо Барбакадзе