Украино-грузинские отношения в ближайшее время могут осложниться еще больше. Причина — развитие ситуации вокруг бывшего президента Грузии, гражданина Украины Михаила Саакашвили. Он продолжает голодовку в Глданской тюрьме, требуя перевода в городскую клинику. Судя по итогам пятничного телефонного разговора между президентом Украины Владимиром Зеленским и премьер-министром Грузии Ираклием Гарибашвили, Тбилиси решил занять жесткую позицию и выполнять просьбы Киева, касающиеся господина Саакашвили, не собирается.
О степени напряженности телефонного разговора между украинским президентом и грузинским премьером, обладающим, согласно конституции, всей полнотой власти в парламентской республике, можно судить по содержанию и тональности заявлений, распространенных администрациями Владимира Зеленского и Ираклия Гарибашвили.
Президент Украины позвонил председателю правительства Грузии после встречи с грузинским певцом Вахтангом Кикабидзе, который считается его близким другом еще с тех времен, когда господин Зеленский был шоуменом. В то же время Вахтанг Кикабидзе, отказавшийся от выступлений в РФ после вооруженного конфликта 2008 года вокруг Южной Осетии, слывет одним из самых рьяных сторонников Михаила Саакашвили.
Еще одним «импульсом» для Владимира Зеленского наверняка стало обращение матери Михаила Саакашвили Гиули Аласании и украинской супруги экс-президента, влиятельного депутата от пропрезидентской партии «Слуга народа» Елизаветы Ясько.
Согласно сообщению администрации президента Украины, в телефонном разговоре с Ираклием Гарибашвили, состоявшемся по инициативе Киева, глава украинского государства «попросил премьер-министра Грузии допустить к Михаилу Саакашвили украинских врачей» и «гарантировать права заключенного в соответствии с международным правом».
Как отметили в пресс-службе офиса Зеленского, он назвал меры принуждения, применяемые к экс-президенту Грузии, непропорциональными и недопустимыми.
Как на это ответил грузинский премьер, сообщила его администрация. «Ираклий Гарибашвили отметил, что со дня ареста Саакашвили посетили в тюрьме более ста человек»,— говорится в сообщении. Одновременно с этим господин Гарибашвили напомнил Владимиру Зеленскому: украинский гражданин Саакашвили «незаконно проник на территорию Грузии, где он приговорен к тюремному заключению», а во время перевода в Глданскую тюрьму «оказал сопротивление, нанес физическое и словесное оскорбление сотрудникам пенитенциарного учреждения».
Ираклий Гарибашвили в ходе разговора назвал недопустимым любое вмешательство «украинских граждан во внутренние дела Грузии» и отверг требование президента Украины о подключении украинских врачей к процессу лечения Михаила Саакашвили.
«Об этом заботятся высокопрофессиональные грузинские врачи»,— подчеркнул глава кабинета министров.
Михаил Саакашвили и раньше становился фактором напряженности между Киевом и Тбилиси. В прошлом году после призыва экс-президента к грузинам «не соблюдать драконовские COVID-ограничения» посол Грузии на Украине Теймураз Шарашенидзе был временно отозван «для консультаций». Комментируя этот дипломатический демарш, Михаил Саакашвили тогда сказал: «Украина — великая держава, и она должна наказывать грузинские власти за их действия экономическими санкциями». В результате, по мнению экс-президента, «официальный Тбилиси сразу поумнел бы, поскольку во многом зависит от украинского рынка».
Георгий Двали, Тбилиси