За месяц до первой официальной встречи, запланированной в Вашингтоне между президентами Америки и Украины, администрация Байдена «партнеру»-Украине дала еще один «дружеский совет». И по поводу германско-российского трубопровода «Северный поток 2», который наносит значительный ущерб экономическим и политическим интересам Украины (и не только), призвала молчать. Как сообщает влиятельное онлайн-издание «Политико», Белый дом серьезно недоволен критикой проекта со стороны официального Киева…
Что ответит Киев Вашингтону, пока неизвестно, однако за этой риторикой страны-«союзницы» в политическом спектре Киева уже последовали острые оценки – в Раде представители как большинства, так и меньшинства, не скрывали возмущения. А эксперты, в том числе — настроенные прозападно, делают весьма пессимистичные прогнозы для Украины.
Для справки: Два месяца назад президент Украины Володимир Зеленский после встречи с сенаторами Джин Шахин и Робертом Портманом заявил, что только США могут приостановить строительство «Северного потока 2». По его словам, все это в интересах самого Вашингтона, однако примерно через неделю после заявления в одном из выступлений выразил недовольство тем, что Вашингтон воздерживается от блокирования проекта: «Этот трубопровод — настоящее орудие в руках России, и непонятно, почему этому оружию поставляет патроны такая великая страна, как Соединенные Штаты…» .
Почему сегодня Белый дом требует от Киева молчания и воздерживания от критики России, и что значит это для Грузии, которая, как и Украина, рассматривает Вашингтон как главного союзника? По этому и другим важным вопросам беседует правозащитник Дмитрий Лорткипанидзе.
— Если верить сообщению, распространенному во влиятельных медиа-средствах, США призывает Украину воздержаться от критики России по поводу «Северного потока 2» и замолчать. Более того, Украине уже неприкрыто указывают, чтобы она не обсуждала с Конгрессом потенциальные планы Америки и Германии, из-за чего могут пострадать переговоры. Что означает эта позиция со стороны Америки, считающейся главным стратегическим партнером, и, главное, что за политический посыл для нас все это?
— Это очень важный вопрос, требующий внимания, поэтому начну несколько издалека. В Украине после того, как изменилась власть, и во главу пришло т.н. прозападное правительство, которое управлялось извне, сформировалась совершенно новая политическая повестка дня. В соответствии с конъюнктурой и тем информационным полем, которое сопровождало этот прозападный дискурс, возникло ожидание, что страна быстрыми темпами пойдет к евроатлантическим структурам, что, само по себе, обеспечило бы стабильность и безопасность. Исходя из того, что потом события не развивались по этому сценарию, и у новой власти тоже не оказалось даже минимальной политической самобытности, появилось разочарование. Доверие сменилось недоверием, а лояльная риторика, которой без оглядки пользовалась марионеточная власть, приведенная с Запада, время от времени сменялась критикой. Проявилась реальность, что Запад не только не выполнял или не мог выполнять обещание по интеграции в НАТО или Евросоюз, а полностью изменял политическую конъюнктуру, чем, практически, пренебрег рисками, на которые пошла Украина, и делал расчет только на собственные стратегические интересы. В данном случае эти интересы подразумевают энергобезопасность, конкретно, пользу, которую можно получить от проекта «Северный поток 2»… Между прочим, это не первый случай, когда Запад, вместо того, чтобы протянуть руку помощи, разочаровал союзника – Украину. Первый такой случай был годы назад, когда ее заставили уступить ядерный потенциал с условием, что глобальный Запад возьмет политическую ответственность за ее безопасность. В конечном итоге, ни одно обещание не было выполнено, и горячие точки на территории Украины по-прежнему остаются нерешенной проблемой, что, разумеется, погружает суверенитет этой страны в кризис. Не говоря уже о Крымском полуострове, о котором глобальный Запад вообще перестал говорить… Что касается конкретного заявления и того, что Белый дом уже прямо требует, чтобы Киев замолчал, конечно, это еще она неприкрытая демонстрация того, что даже 40-миллионная Украина, которая выполнила все условия Запада, а в ряде случаев — в ущерб собственным интересам, есть разменная монета. Обыкновенный субъект для торговли и спекуляций, которым торговались, и все получили свое, кроме самой Украины.
— Грузия также сегодня зависит от Вашингтона и Европы не менее, нежели Украина. Я вначале спросил и повторю: каким политическим уроком может быть требование, чтобы Киев замолчал в отношении России? Как известно, речь о проекте, после осуществления которого Украина будет ежегодно терять порядка 7 миллиардов долларов.
— Для глобалистского Запада Грузия, Молдова и Украина всегда рассматриваются в одном флаконе, понятно, с относительным преимуществом по тому или иному вопросу. Кстати, то, что на встрече высшего уровня Байдена и Путина в Женеве вообще не упоминались конфликтные регионы Грузии, говорит об очень многом…
— Что вы имеете в виду?
— То, что для Запада, в особенности – Соединенных Штатов Америки как главного остова западной глобалистской политики Грузия, так же как и Молдова и Украина, уже не является субъектом большого геополитическго значения, как это было хотя бы 5-10 лет назад. Между прочим, то, что сейчас происходит в том же Афганистане, является еще одним ярким примером того, что для американцев означает стратегическое партнерство и союзничество. После того, как вывели войска из Афганистана, построенные ими же за годы «мир» и «свободу» они оставили в пасти «Талибана». И сейчас последний расправляется с людьми, которые годами были лояльно настроены в отношении американцев…Что касается того, что для нас как государства означает призыв к Украине со стороны Америки – молчать (и мы все знаем, что это никакой не призыв, а реально – она грозит пальцем), то в случае Грузии в данный момент, просто, нет таких интересов, скажем, экономических или каких-то других, как в случае Украины — проект «Северный поток 2». Не то достаточно, чтобы создалась аналогичная ситуация, и какому-либо ведущему европейскому государству или Соединенным Штатам Америки понадобились компромиссы, и Грузию так продадут и используют для спекуляции, что нас даже не спросят. Кто-нибудь о чем-нибудь спросил Украину, когда сняли с России санкции, установленные из-за «Северного потока 2»? Президенту Зеленскому даже не позвонили …. Вот, это и есть то, что в результате принесла им слепая и в зародыше же бесперспективная пронатовская политика. И, разумеется, аналогичные результаты принесет такая политика и нам, если, понятно, ничего не изменится и не изменится коренным образом…
— Однако Грузия неуклонно следует взятому курсу, и ее главными ориентирами по-прежнему являются североатлантический альянс и Евросоюз…
— Не думаю, что с нашей стороны отклонение от бесперспективной политики стремления к НАТО должно предполагать непременно переход в противоположный альянсу лагерь. Нет, у нас нет такой роскоши, и нам не надо также искать врагов. Но самое важное то, что мы сегодня находимся в авангарде противоположного России лагеря. Грузия, так же, как Украина, является оружием в руках Запада, которое первым используют, чтобы стрелять, первым используют на передней линии. А в конце снова начнут торговать Грузией и достигнут договоренности, но так, что мы ничего не получим. В этом я абсолютно уверен, потому что это политика, которая уже доказана в случае Украины. Поэтому и нужны политика баланса и равновесие между векторами, достичь которого, просто невозможно без относительно улаженных отношений с Россией…
— Все это возможно в условиях существующей власти?
— Я бы заострил внимание, скорее, на повестке дня, нежели на конкретных политических субъектах. Разумеется, в тех условиях, когда баланса вообще не существует, и повестку дня полностью составляет Запад, когда все это полностью определяет вектор, ненавидящий биполярный мир и мечтающий о мире однополярном (в этом случае – Вашингтон), даже мысль о диалоге с Россией кажется мне иллюзией. В этом, наверное, все соглашаемся, мы все придерживаемся одной точки зрения. Поэтому тут нужны коренные изменения – нужна ротация не лиц и личностей, что до сих пор является обычной практикой, а существенная перестройка в видении. Вот, если это удастся, и страна выйдет из политических комплексов (якобы выставлять на передний план собственные интересы — означает быть чьим-то агентом, разговаривать с врагом нельзя, его только нужно называть оккупантом и надеяться на других), тогда, я уверен, все уладится. А если нет, то мы видим, что регресс продолжается, и в будущем еще лучше увидим, что, как Украина, мечтая победить Россию, под зонтиком НАТО не смогла ничего получить, кроме того, что ее же «союзники» заставляют ее замолчать, так и мы ничего получить не сможем. Просто, в один прекрасный день нам тоже скажут, что «игра закончена», и все, нужно замолчать.
Беседовал Джаба Жвания