Выпуск двадцать первый
22 июня 1941 года, 4 часа утра.
Проснувшиеся на голос диктора из репродукторов более двухсот миллионов советских граждан были огорошены страшной информацией:
«Внимание, говорит Москва!
Передаем важное правительственное сообщение.
Граждане и гражданки Советского Союза, сегодня в 4 часа утра без объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза.
Началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков.
Наше дело правое!
Враг будет разбит!
Победа будет за нами!»
Самая масштабная, жестокая и кровопролитная война в истории человечества продолжалась до 9 мая 1945 года, когда фашистской Германией была подписана безоговорочная капитуляция. Война между фашистской Германией и Советским Союзом, вошедшая в историю под именем Великой Отечественной, стала самым крупным и ужасным фрагментом Второй мировой войны…
Великая Отечественная война была, надо заметить, не просто столкновением фашистской военной машины с Советским Союзом. В «священный поход» на СССР пошел по сути дела весь тогдашний Запад – это была война не на жизнь, а на смерть капиталистической системы с системой социалистической… Вот что пишет по данному поводу доктор политических наук, профессор Игорь Панарин: «Запад с начала 30-х годов сотрудничал с нацистами. Предвыборную кампанию Гитлера в 1932 году финансировал Банк Англии. Гитлера также щедро подпитывала деньгами одна из старейших и мощнейших в США финансовых групп – Морганы, находившиеся в тесной связи с британской разведкой».
Известно заявление, сделанное на Нюрнбергском процессе бывшим президентом немецкого Рейхсбанка Ялмаром Шахтом, с которым тот обратился к американской стороне: «Если вы хотите предъявить обвинение промышленникам, которые помогли перевооружить Германию, то вы, в первую очередь, должны предъявить обвинение самим себе». Эти слова отражали реальность, при которой США и Великобритания длительное время финансировали и вооружали Гитлера. Цель их действий состояла в том, чтобы поставить на колени Советский Союз, который капиталистическим Западом расценивался как абсолютно недопустимый прецедент, поскольку создавал в пику ему социально справедливый социалистический уклад жизни общества.
Одновременно со Второй мировой в 1945 году закончилась и Великая Отечественная война. Завершился и Нюрнбергский международный судебный процесс, проведенный с целью осуждения военных преступников. Вот только противостояние между Западом и Советским Союзом не закончилось. Это противостояние продолжалось на протяжении еще 46 лет и увенчалось в 1991 году распадом Советского Союза. Впрочем, как оказалось позже, оно и после этого факта не было завершено. Являясь правопреемницей Советского Союза, Россия и по сей день остается для Америки государством, которое она официально, на уровне государственной военной доктрины объявила своим врагом. Это уже совсем не столкновение двух систем и идеологий (сегодня и Россия считается капиталистической страной), это столкновение двух государств, при котором одно (в данном случае США) пытается распространить свое влияние на весь мир, а второе (в данном случае Россия) не предоставляет ему такой возможности. США стремились перевести коммунистический Советский Союз на капиталистическую систему, так как автоматически видели в лице капиталистической Россия своего вассала. И та после распада Советского Союза действительно пошла по этому пути. Ельцинская Россия была государством, находившимся в вассальной зависимости у США. Именно потому весь Запад льет крокодиловы слезы по тому счастливому для себя периоду.
На пресс-конференции 16 июня в Женеве после встречи первых лиц России и США президент Байден сделал следующее заявление: «В один прекрасный момент после Горбачева, когда все в России очень быстро менялось, появилась возможность сформировать демократическое правительство, однако Путин счел, что российская мощь всегда опиралась на жестоких царей и комиссаров, а не на идеологию. И он решил, что Россия может поддержать репутацию великой державы, объединив россиян на силе государственного контроля, а не идеологии».
Эта фраза Байдена напрямую подтверждает, что американский политический истеблишмент и не думает скрыть свои симпатии по отношению к ослабленной и доведенной Ельциным до грани развала России, а вот набирающая мощь и вставшая на ноги под руководством Путина Россия ему не по душе, и он объявляет ее своим врагом.
Сегодня ясно как день, что война, начатая восемьдесят лет назад и, якобы, семьдесят лет назад закончившаяся, оказывается, не завершена и поныне. Свидетельством этому может служить тот факт, что и сейчас противостояние между Россией и США рискованно балансирует на грани военного конфликта. Правда, во Второй мировой войне, когда победа Советского Союза была практически предрешена, США и Англии пришлось выступить в роли его союзников, однако союзничество это было вынужденным. Ненависть к Советскому Союзу, социалистической системе и персонально к Сталину ни у одной из этих стран не ослабевала. И конкретным ее проявлением стал план совместной войны военных действий Англии и США против Советского Союза, разработанный еще до окончания Второй мировой военной эпопеи.
«Этот план, который был назван Operation Unthinkable (операция «Немыслимое» — В.К.), упоминался также и под названием Третьей мировой войны. Вплоть до 1998 года Великобритания категорически отрицала существование подобного плана, но теперь документы запланированной операции хранятся в Британском национальном музее», — сообщает «Википедия». Западу далеко не чужды прецеденты войн без видимого конца. Одна только война между Англией и Францией в средние века продолжалась сто шестнадцать лет (1337-1456 гг.). Так что, не имеющая конца война коллективного Запада с Россией никого, собственно, не должна удивлять.
В подобной обстановке (не закончившейся войны) и прошла встреча Путина и Байдена в Женеве 16 июня 2021 года. Результаты ее еще долго будут служить предметом для всякого рода пересудов, домыслов и политических, дипломатических, информационных инсинуаций.
Что было выяснено, достигнуто и что изменится после этой встречи в международных отношениях? – этот вопрос в течение всех 24 часов вертится во всех мировых средствах массовой информации. Однако, судя о всему, однозначного ответа на него, как и ожидалось, не видно.
Наиболее правильной и исчерпывающей оценкой встречи мне представляются слова российского президента, которые он произнес, отвечая на вопрос корреспондента канадского радио, после которого пресс-конференция была завершена. Вопрос, надо заметить, оригинальный:
— Перед тем как я отправилась в командировку, моя девятилетняя дочь спросила меня: что это за саммит? Почему он так важен? Что бы вы ответили на этот вопрос девятилетней девочки?
Российский президент великолепно воспользовался приправленным своего рода лиризмом вопросом женщины-журналистки, Эту лирику он сумел тонко сплести со своим собственным отношением к проблеме и дал ответ, насыщенный человеческим теплом:
«Это здорово, что ваша девятилетняя дочь интересуется такими вопросами. А ответить очень просто — надо посмотреть вокруг себя и сказать: видишь, как прекрасен этот мир? И взрослые люди, руководители двух стран, крупнейших ядерных держав, встречаются для того, чтобы сделать этот мир безопасным, надежным, процветающим домом для всех жителей нашей планеты. Они будут обсуждать вопросы, связанные со страшным оружием, которое нужно ограничивать, и выработать общие правила его неприменения. Они будут говорить о защите окружающей среды, о том, чтобы реки и моря были чистыми, чтобы не было наводнений, засухи, чтобы было достаточно в этой связи продовольствия для всех жителей планеты, где бы они ни находились. Они будут говорить о вопросах здравоохранения, чтобы когда дети растут, они меньше болели, могли учиться и смотреть уверенно в будущее. Мне бы очень хотелось, чтобы нашу сегодняшнюю встречу, уважаемые дамы и господа, вы освещали именно исходя из этих соображений. Благодарю за внимание и желаю успехов!»
Замечательный получился ответ. Именно духом заботы о человеке должны быть продиктованы встречи на высшем уровне. Главами государств должно двигать стремление к достижению благополучия и обеспечению светлого будущего народов. Однако этого, к сожалению, не происходит. Что можно было бы отнять и вырвать друг у друга, в чем друг друга обмануть и как кого-то «прокатить», обогатить финансовых магнатов и олигархов, представляющих преступные кланы, что стоят за спиной – вот главнейшая забота глав современных капиталистических государств. К счастью, имеются и исключения из правила. Россия – тоже капиталистическая страна, но несмотря на это, оно выступает в современном мире главным сдерживающим фактором, препятствуя торжеству безнаказанности и наглости американского империализма. Именно глубокое осознание этой миссии заставило Путина произнести слова, которыми он завершил пресс-конференцию в Женеве. К сожалению, для того чтобы вплотную подойти к подобному осознанию порядка вещей, человечеству предстоит пройти еще большой и долгий путь. А до того главной силой, движущей политикой в мире, будут оставаться насилие, вражда, животный инстинкт взаимного подавления. И таким образом вопросы, поставленные выше – какими результатами завершится прошедшая в Женеве встреча, что будет достигнуто или что изменится после этой встречи, остаются пока без ответа, во всяком случае, однозначный ответ на них отсутствует. И снова гадания, опять бесконечные споры и дискуссии – вот что принесла женевская встреча миру. Но несмотря на сказанное, даже в такой мутной реке различия мнений можно прийти к нескольким почти не вызывающим сомнений выводам.
1. США признали Россию в качестве сверхдержавы. До этого они рассматривали ее как державу региональную. Наверное, все помнят заявление президента Обамы на эту тему. Путин тогда даже сострил – раз уж пытаются масштабы России свести к региональным, пусть тогда скажут, какой регион имеется в виду. По одну сторону, с нами, мол, граничит Азия, по вторую – Европа, с третьей стороны находятся США, еще с одной – Канада и Япония. Любопытно, какой же регион подразумевается, когда нас опускают до регионального уровня. Замечательная была шутка на географическую тему. В конце концов американцы, наконец-то, были вынуждены признать Россию как сверхдержаву, и это признание оформлено 16 июня 2021 года.
2. Сегодняшнее руководство как в России, так и в Соединенных Штатах предпочитают эскалации напряженности переговоры и достижение определенного консенсуса, даже если это связано с уступками позиций.
Это нашло отражение в конкретном факте – после того, как Байден публично назвал Путина убийцей, российский президент не стал отвечать отказом на его инициативу о проведении встречи. Аналогичны подтверждением являются также и предпринятые президентом Байденом два серьезных шага. Первый из них касался продления на пять лет соглашения по «СНВ-3» (стратегическим наступательным вооружениям), выход из которого Соединенных Штатов был равносилен жирной точке в деле обеспечения мировой безопасности и означал вступление в эпоху новой скрытной гонки вооружений. О разумной уступке позиций свидетельствует и второе решение Байдена, связанное со снятием санкций со строительства российского газопровода в Германию через Балтийское море «Северный поток-2». Остановка этого строительства окончательно завела бы российско-американские отношения в тупик.
3.При том, что женевской встречей не было установлено стратегическое партнерство между Россией и США, не вызывает сомнений тот факт, что конфронтация отныне не будет носить столь же стихийного характера, какой у нее был до сих пор. Она сохранится, но после того, как послы вернуться на свои рабочие места, а дипломатические службы начнут в полном объеме выполнять свои функции и у глав государств больше не будет проблем по части коммуникации, конфронтация, как минимум, из неуправляемого режима переключится на режим управляемый. А это существенно снижает опасность глобальной войны, на грани которой мир находился вплоть до 16 июня 2021 года.
4.Данная встреча, как видно, убедила президента Байдена в том, что существуют геополитические темы, при рассмотрении которых не получится, если можно так выразиться, пробивать вопрос рогами. Взять, к примеру, вопрос Украины. Путин на пресс-конференции признал, что на встрече он затрагивался: «Что касается Украины, то – да, эта тема затрагивалась. Не могу сказать, что очень уж подробно. Но, насколько я понял Президента Байдена, он согласен с тем, что в основе урегулирования на юго-востоке Украины должны лежать Минские соглашения. По поводу возможного вступления Украины в НАТО – эта тема затрагивалась мазком. Здесь, пожалуй, нечего обсуждать!». Не знаю, насколько вас убедит моя позиция, однако у меня создалось впечатление, что в конечном счете президент Байден уступит Украину так же, как он уступил «Северный поток 2», так как не готов к начинать войну с Россией из-за этих вопросов, а по-другому сделать Украину членом НАТО и превратить ее в военном отношении в составляющей часть Запада невозможно. Сказанное, конечно, не значит, будто соглашение по Украине уже достигнуто и проблема исчерпана. Даже при огромном личном желании президент США не сможет принять такого рода решение в обход финансовых группировок, из-за кулис управляющих Америкой. Для этих группировок борьба за господство над миром является «святая святых», поскольку именно она способствует наращиванию и укреплению их капиталов. Они, скорее, расстанутся с президентом Байденом, чем откажутся идти по пути конфронтации с Россией, а потому борьба за Украину, составляющая важную часть борьбы США с Россией, будет продолжена. Тем не менее, твердо выраженная американскому президенту на швейцарской встрече позиция российского президента, безусловно, оставила свой след: «Здесь, пожалуй, нечего обсуждать!». Тем более, что президент Байден не относится к тем политическим и государственным деятелям, которые не способны вникнуть в значение этих слов.
5. Продолжением украинской темы является и вопрос Грузии, поскольку включения в НАТО бывших союзных республик и изменение таким образом геополитической картины в ущерб России, как и военно-политические мероприятия, направленные на создание вокруг РФ натовского окружения, являются частями единого комплекса. Поэтому представлялось, на первый взгляд, совершенно естественным, что аналогично Украине состоятся политические и геополитические торги и по Грузии. Однако этого не случилось. Как выяснилось, никто в ходе встречи имени Грузии даже не вспомнил. Лично для меня это не стало неожиданностью, так как на фоне общих тенденций, о которых мы говорим, страна наша стремительными темпами теряет свое геополитическое значение. После последних событий в Нагорном Карабахе российским военным удалось закрепить свое присутствие во всех трех закавказских республиках – в Азербайджане, Армении и Грузии. Правда, международная общественность не признает независимости Абхазии и Южной Осетии, в результате чего присутствие российских военных баз в Грузии нелегитимно, однако, как ни прискорбно, это факт, который радикально изменил сформировавшуюся посла распада Советского Союза геополитическую конфигурацию в Закавказье. Таким образом, России нечего было обсуждать и согласовывать с американцами по Грузии, и потому разговор на эту тему она бы и стала начинать. Иное дело президент Байден. Если б Грузия представляла для него какую-то ценность, поднять данный вопрос следовало именно ему, однако после твердого ответа, полученного от Путина в отношение Украины («Здесь, пожалуй, нечего обсуждать!»), Байден, по-видимому, счел, что разговор на тему Грузии утратил всякий смысл, то есть, мы получили именно тот результат, который, по идее, не должен был явиться для нас неожиданностью. Грузия разом потеряла и свою политическую функцию, и, соответственно, свою политическую ценность.
Грезящим о НАТО грузинским политикам придется смириться с мыслью о том, что Россия поставила точку в их мечтах о членстве во враждебном северному соседу военном блоке. В результате тридцатилетней непродуманной политики оказалось, что на ценнике Грузии уже не фигурирует та высокая международная цена, какую многие из нас себе воображали. Напротив, в геополитических торгах Грузия уподобилась той мелочи, о которой по-русски обычно говорят: «Сдачи не надо!»
Валерий Кварацхелия
P.S. Советский Союз распался, его давно не существует, однако война Запада с СССР Союзом не закончена. Результатом именно войны Запада с Советским Союзом стала и разгромленная, разоренная, отданная на поругание неофашистам Украина, которая не только разрушается на глазах экономически и духовно, но и терпит невосполнимый ущерб от деформации своей государственности и нарушения территориальной ткани, от потрясения основ своего физического существования. В аналогичном положении пребывает и Грузия со своими разорванными границами, на которую с жадно открытым ртом смотрят соседние государства, выжидающие подходящее время, чтобы отхватить свою «долю» от страны, вставшей на путь развала, и мечтающие о том, чтобы урвать у нее свой «лакомый кусок».
22 июня дата, правда, трагическая, однако все равно это исторический день, который вот уже в восьмидесятый раз напоминает нам о себе, в восьмидесятый раз обнажил рану, которая настолько глубока, что не зарубцевалась по сей день и продолжает болезненно отдавать глухой болью. И, похоже, эта боль еще очень долго не исчезнет. Потому что тот же самый враг, как и раньше, продвигается сегодня в нашу сторону, чтобы довершить то подлое дело, которое он не сумел тогда довести до конца, и распластать под ногами бывшие Советы, чтобы на всем этом необозримом пространстве восторжествовало зло, покоящееся на четырех монстрах – насилии, лжи, несправедливости и разврате.
В прежние времена существовало одно единственное государство, способное остановить этого врага, и звали его Советский Союз. Вот и теперь для того, чтобы остановить еще более коварного на сей раз врага, тоже существует единственное государство, которое называется Россия. Однако Россия при исполнении этой великой миссии не должна оставаться одна. На пути агрессивного коллективного Запада должна встать коллективная сила, осененная идеалами свободы и гуманизма, справедливости и равенства. Трагический день 22 июня и через восемьдесят лет вдохновляет и объединяет Советы общей истиной, которая звучит сегодня так же, как и тогда: «Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!»
В.К.
Прекрасная статья, молодец Валерий.
Спасибо, за статью. Главное, как точно подмеченно геополитическое состояния Армении и Грузии. Обидно.