На прошлой неделе президент Российской Федерации Владимир Путин сделал очень примечательное заявление: «Все нас хотят где-то укусить или чего-то от нас откусить, но они должны знать — те, кто собираются это сделать, — что мы зубы выбьем всем, так, чтобы они не могли кусаться».
Любопытно, что за этим путинским заявлением последовало сделанное «строгим тоном» предупреждение министра иностранных дел Грузии Давида Залканиани: «НАТО напрямую призывает Россию немедленно вывести войска с территории Грузии!». Больше того, к Залканиани присоединился посол Грузии в США Давид Бакрадзе, в компетенцию которого решение данного вопроса, вроде бы, не входит: «Россия продолжает проводить политику доминирования и устрашения, но нас не запугать». А дальше слово взяла европарламентарий Марина Кальюранд, которая расставила кое-какие точки над «i» – в 2024 году Грузия не получит согласия на вхождение в Евросоюз.
Что же в таком случае надо срочно предпринять нашей стране? Имеет ли для нас смысл преследовать химеру Евросоюза и НАТО или лучше раскрыть глаза на реальное положение вещей? Между прочим, не объявив о присоединении к себе Абхазии и Осетии, Россия, как бы, оставила нам тему для торгов. По этим и другим важным вопросам с «Грузией и миром» беседуют известные политологи.
«Российский президент проводит реальную политику, поэтому было бы полезней наладить отношения с ним, однако ни у кого нет готовых рецептов, как начать этот процесс»
Сосо Цинцадзе, политолог:
— Грузию в НАТО не примут, и я постоянно всем об этом твержу. Наше руководство продолжает поддерживать в себе ожидания, однако совершенно напрасно. В дверь НАТО мы стучимся начиная с шеварднадзевских времен. И не просто стучимся, но даже стараемся пролезть туда в приоткрытую форточку. Ничего у нас, тем не менее, не получается.
Министр иностранных дел Залканиани прекрасно осознает, что любые разговоры о НАТО совершенно бессмысленны. Не сомневаюсь, ему очень внятно это объяснили во время зарубежных встреч. Просто он говорит теми фразами, которыми его наставляют.
Грузия, прямо скажем, не готова ко вступлению в НАТО. Пора понять, что НАТО — это не только военный блок, это, прежде всего, политическое объединение, в котором действуют очень строгие критерии и требования. А Грузия выполнить их не может – и не сможет! Сегодня на дворе 21-й век, а не 1952 год, когда в члены альянса была принята недемократическая Турция. И случилось это из-за войны в Корее…
— Если положение нашей страны в отношение НАТО настолько безнадежно, не лучше было бы изменить внешнеполитический курс и активно включиться в процессы, протекающие в нашем регионе? Я имею в виду идею «Единства шести стран», автором которой является лидер Турции Эрдоган.
— С «Единством шести стран» ничего не получится. Россия хотя и создает видимость того, будто она поддерживает эту идею, в конечном счете все-таки не согласится. Если б эрдогановская инициатива включала в себя только вопросы экономического развития, возможно, из этого дела что-то и получилось бы, но у президента Турции слишком большие и далеко идущие планы. Он националист, и его российский коллега вряд ли допустит их воплощения. Российский президент проводит реальную политику, поэтому было бы полезней наладить отношения с ним, однако ни у кого нет готовых рецептов, как начать этот процесс. Кроме того, о какой большой политике мы тут говорим, когда подавляющая часть нашего населения голодает, когда страну покидают лучшие представители грузинской молодежи… Я бы посоветовал властям, проявлять больше заботы о людях, не отдаляться от общества, не давать всяким нодарам меладзе повода для разговоров. В противном случае, желанной мечтой для нас будет уже отнюдь не вступление в НАТО, потому что сама возможность проживания в Грузии окажется под вопросом.
«Наш посол в США, говорящий, что он не робеет перед российским президентом и перед Россией, не обманывает нас; он действительно не боится, поскольку находится далеко отсюда – вместе с семьей живет в Вашингтоне»
Гулбаат Рцхиладзе, руководитель «Института Евразии»:
Наш посол в США, говорящий, что он не робеет перед российским президентом и перед Россией, не обманывает нас; он действительно не боится, поскольку находится далеко отсюда – вместе с семьей живет в Вашингтоне. А вот что касается министра иностранных дел Залканиани, то тому есть чего бояться, даже несмотря на то, что у него в паспорте стоит американская виза и сбежать из Грузии труда для него составить, вроде бы, не должно. Во всяком случае, именно так всегда поступали наши «патриоты», вывозившие затем из Турции богатства нашей страны, которые Сталин и Берия вернули назад исключительно благодаря такому уникальному и порядочному человеку, как Эквтиме Такаишвили…
Хочу сказать читателям несколько слов по поводу Беларуси. Повсюду обсуждается, будто бы Александр Лукашенко, белорусский президент, угнал самолет. Европа ужесточила санкции, в результате чего было приостановлено воздушное сообщение в направлении Беларуси. Кроме того, объявлено, что эта страна теперь не получит 3-миллиардные инвестиции, которые, если верить, были для нее уже приготовлены. Мол, не угони «батька» чужой самолет, чего доказать ему, кстати, не могут, указанная сумма уже находилась бы в Беларуси. Это, надо заметить, на редкость примитивная, просто смехотворная пропаганда на уровне детского лепета, которую ведет перезревшая и погрузившаяся в маразм бюрократия Евросоюза. За компанию с ним «рвет и мечет» по поводу инцидента и НАТО…
Тем временем, Лукшенко прилетел в Сочи, встретился там с российским президентом, у которого до этого уже взял 500 миллионов долларов, а теперь в конце июня получит еще 500 миллионов. Это и вправду реальные деньги. Все соглашения между Россией и Беларусью остаются в силе. Таким образом, Россия дает белорусам реальные деньги, а также окажет реальную помощь с точки зрения укрепления безопасности. После сочинской встречи российский президент примет меры по оказанию помощи и авиакомпании «Белавия», у которой появятся дополнительные полеты в российском направлении, поскольку из Беларуси, в общем-то, летают в основном в Россию. Получается, Путин помогает «Белавии» за счет российских авиаперевозчиков.
Теперь пусть сами читатели рассудят, что для Беларуси лучше – несуществующие три миллиарда или реальный миллиард зримых денег, причем, выданных на льготных условиях – почти подаренных?
Обо всем этом я упомянул для того, чтобы нормальные адекватные люди могли сделать вывод – что лучше: сотрудничество с Россией и ее щедрость или псевдо дружба с Америкой-Европой?
Для Грузии членство в НАТО – это миф, с которым мы давно и подробно знакомы. Никто из здравомыслящих людей уже не верит в ожидания нашего руководства и его разговоры о вступлении в альянс.
— Несмотря на «признание», Россия не присоединяет к себе Абхазию и Южную Осетию, хотя могла бы это сделать. Не настало ли время Грузии переговорить с ней на эту тему?
— На кой черт, простите, России присоединять эти территории?! Она не считает Абхазию и Южную Осетию своими. Русские знают, что земли эти – сердце Грузии. Саакашвили сделал все для того, чтобы вынудить Россию признать эти территории в качестве независимых республик. Чему в немало степени способствовала и политика НАТО. Не будь наше государство ориентировано на НАТО, Россия никогда бы не пошла на такой шаг.
Вам, наверное, интересно, что, на мой взгляд, лучше для Грузии – НАТО и Евросоюз или сотрудничество с Россией? Так вот, мне думается, я дал исчерпывающий ответ на этот вопрос, приведя пример Беларуси и рассказав, как Беларусь благодаря России, которая помогла ей в этом, «наплевала» на американо-европейские санкции.
«Раз западные страны агрессивно настроены по отношению к России, Грузия находится в их числе, потому что мы подписали ассоциированный договор и другого выхода у нас нет…»
Тамар Кикнадзе, политолог:
— Все руководящие режимы в нашей стране за последние годы надо рассматривать как часть западного мира, во всяком случае, они сами считают себя таковыми, и потому не отрицают наличия у себя обязательства проводить ту политику, которая согласована с Западом. Соответственно раз западные страны агрессивно настроены по отношению к России, Грузия находится в их числе, потому что мы подписали ассоциированный договор и другого выхода у нас нет.
Европарламентарий Марина Кальюранд, говоря, к сожалению, не только о нас, но и о тех, кто уже интегрирован в Евросоюз, призналась, что решения, что делать, еще не приняты даже по членам союза…
В то же время хотя Грузия и маленькая страна, российского президента Владимира Путина устраивает сотрудничество с нами, поскольку мы ключевое государство в Закавказье. Если Россия желает сохранить свое влияние на Кавказ, а она этого очень хочет, Грузия ей того стоит. У нас стратегическое местоположение – именно по этой причине и Запад, и Америка проявляют к нам такой большой интерес. Западный мир не готов потерять для себя нашу страну как основную свою опору на Кавказе, тем не менее, самые большие амбиции с связи с нашим местоположением вынашивает Россия, что, конечно же, следует предусмотрительно принять в расчет.
Грузия – небольшое буферное государство. К сожалению, такие страны не являются субъектами международной политики, они представляют собой ее объекты, потому наша судьба зависит от интересов и действий больших стран.
16 июня в Женеве встретятся президенты Америки и России. Вряд ли, судьба такой страны, как наша, будет решена мгновенно и одним махом, однако факт, что случится перераспределение сфер влияния и вступит в силу новый мировой порядок, поскольку инициатором этой встречи выступили сами Соединенные Штаты Америки.
Грузия не является суверенной страной, она подписант ассоциированного соглашения и полностью зависит от Запада, так как вся помощь поступает именно оттуда. Потому нам бывает трудно принять решение по тем или иным очень важным вопросам. Мы избрали для себя курс на конфронтацию с Россией, который Саакашвили еще больше укрепил, и теперь уже ничего нельзя изменить, даже несмотря на то, что упорядочение отношений с Россией жизненно важно для Грузии. Более того, любого, кто заикнется о необходимости конструктивного диалога с Россией, тут же объявляют предателем. Между прочим, в дипломатии превращение «врага» в доброжелателя рассматривается как фигура высшего пилотажа.
Если мы не заговорим с Россией, она постарается проводить по Грузии самую негативную политику. Потому очень любопытно, что конкретно дало нашему послу в Америке Бакрадзе основание для того, чтобы заявить, что он не боится России?! У нас уже есть конкретный опыт: те, кто «не боятся» России, сбегут отсюда, и на то существуют классические примеры. А вот что делать тем, кто покидать Грузию не намерен?!.
Подготовила
Эка Наскидашвили