Президентские выборы в Сирии не сулили никаких неожиданных итогов. Подсчет голосов еще идет, но, по предварительным прогнозам, Башар Асад лидирует с большим отрывом. Явка была очень высокой — около 80% избирателей. И часы голосования были продлены до полуночи.
Сирийские аналитики прогнозируют, что действующий президент после окончательного подсчета результатов наберет 80−90 процентов голосов. Сторонники Асада начали отмечать победу своего кандидата в президенты еще до объявления результатов массовыми гуляньями.
Башар Асад действительно пользуется симпатиями значительной части населения Сирии. Даже несмотря на то, что в последние годы уровень жизни населения упал. Не хватает товаров первой необходимости, бензина. А пандемия очень сильно ударила по стране, ее экономике и социальным сферам. Многие потеряли работу и средства к существованию. Тем не менее Асад сохранил рычаги управления страной и продолжает пользоваться большим авторитетом на контролируемых Дамаском территориях. Хотя объективности ради следует отметить, что независимых комплексных полевых исследований политических предпочтений граждан в Сирии давно не проводилось. В том числе российскими специалистами.
Кроме того, большинство оппозиционно настроенных сирийцев давно покинули страну. А сами выборы проводились в подконтрольных Дамаску регионах — примерно две трети территории довоенной Сирии.
Несмотря на то, что ряд ведущих стран еще до выборов 26 мая отказались признавать их демократическими, ЕС продолжит оказание гуманитарной помощи стране.
Что касается России, то именно поддержка с ее стороны рассматривается как основная гарантия стабильности режима Башара Асада. На гуманитарные цели, восстановление электросетей и промышленного производства, объектов религиозного культа в Сирии Россией выделено более 1 миллиарда долларов. За пять лет при поддержке России в Сирии были восстановлены 975 образовательных и 246 медицинских учреждений, более 4,8 тыс. жилых домов. Кроме того, были отремонтированы более 1,4 тыс. км линий электропередачи и свыше 1,6 тыс. км автодорог.
Сирия является главным адресатом российской гуманитарной помощи. Так, доля оказанной этой стране помощи достигла 84% от всего объема российской гуманитарной помощи. Однако, как показывает анализ сирийских социальных сетей и личный опыт поездок в эту страну, отношение к России и ее помощи в Сирии не однозначно. Многие сирийцы благодарны России. Особенно, жители средиземноморской Латакии, где находится крупнейшая база ВКС РФ в арабской республике — «Хмеймим». Но есть мнения, что Россия зашла в страну, чтобы «забрать нефть, порты, заводы и курортные отели». И есть заинтересованные структуры, насаждающие эти взгляды. Общественные институты т. н. мягкой силы, на которые Россия могла бы опираться в Сирии, не обладают собственным ресурсом и зависят от внешних источников финансирования.
Очевидно, что являющийся главой страны уже 20 лет Башар Асад продолжит править ею в ближайшие семь лет. И эти годы вполне могут стать переломными в развитии Сирии, в том числе в выборе внешнеполитических приоритетов. При этом нельзя забывать о свойственной политикам Ближнего Востока прагматичности. И о том, что президент США Джо Байден заявил о намерении активизировать политику на Ближнем Востоке и «исправить ошибки Трампа» в реализации сирийского направления. И о том, что ресурсы России в условиях кризиса не безграничны. И о том, что будет с Сирией после Асада. Ведь в этом мире все не вечно.
Татьяна Полоскова, доктор политических наук, государственный советник РФ первого класса
https://eadaily.com/