О трагедии в Казани уже сказано и написано немало. Все говорят о возможным причинах случившегося, ищут виновного, пытаются найти решения для предотвращения повторных ситуаций. К сожалению, то, что казалось, происходит на «диком Западе» нашу стране не коснётся никогда и трагедии «того мира» не для нас и не про нас. Но, увы, беда пришла и в наши школы, к нашим детям, беда пришла к нам с вами. И тому не одна причина и даже не несколько, а их множество и носят они комплексный системный характер. Кратко коснусь лишь некоторых из них, на мой взгляд, основных.
И часто причины кроются не «здесь и сейчас», они начинают зарождаться в более ранние сроки. Далеко копать не станем и точку опоры, от которой начнём двигаться в анализе ситуации, выберем развал Советского Союза. Хотя, надо признать, скорее всего, начало проблем нужно искать в более ранние сроки…
С развалом Союза была развалена и выстроенная годами и опытом обучения и воспитания детей отечественная система образования с переходом от развития мышления, творчества, самостоятельности на механическое заучивание и запоминание материала, качество которого оставляет желать лучшего. Из школьных предметов были убраны классические произведения русских классиков, в которые я вношу и советский период литературы, предметы по истории сокращены, а порой искажена трактовка исторических событий. Нарушена сама система взаимодействия учитель-ученик, в которой главенствующую роль всегда играл учитель. Да, главным в школе должен быть по праву учитель, как человек, дающий знания, да просто даже как старший по возрасту. И это было непреклонным. В советские времена за оскорбление учителя, ученика могли даже исключить из школы, и это знали и сами ученики, и их родители. И это было правильно, это вырабатывало уважение к человеку, дающему знания, человеку, который учил, а не отрабатывал урок.
Логичным, к сожалению, продолжением развала системы советского образования последовало уничтожение и всей вертикали детской организации, с традициями, детскими кружками, секциями, модным ныне «наставничеством»: октябрята-пионерия-комсомол без замещения другой формой организации деятельности детей. Фактически с этого момента дети были предоставлены сами себе и до сих пор изменений нет. А на что способна детская несозревшая и неокрепшая психика, предоставленная сама себе, без какого-либо контроля, присмотра и направления? Чаще всего к обычной дезорганизованной анархии, попыткам понять окружающий мир, но через призму своей незрелости и агрессии…
Очередным ударом являются так называемые «права детей», где на вершину пирамиды взаимоотношений с окружающими поставлено эго ребёнка, важность, его главность, что привело к безнаказанной вседозволенности детей. Когда, в той же школе, в частности, и во взаимоотношениях с взрослыми почему-то главным стал ребёнок. Но так не должно быть в принципе, это переворачивает все отношения между возрастами с ног на голову. Права, в первую очередь подразумевают свободу их применения, но у каждой свободы есть главная мера — это ответственность. Свобода без ответственности есть анархия. Сейчас у детей есть так свобода, прикрываемая фасадом «прав ребёнка» и в настоящее время ничем не ограниченная. Учителя, превращённые из главных действующих лиц школы в бесправных рабов, обслугу детей уже не могут практически влиять подрастающее поколение и более того, даже детей от агрессии других детей не могут защитить, ведь нарушают права, как правило, именно «агрессивных детей» да и жалобщики-родители всегда готовы накатать кляузу, что учитель просто может лишиться своей работы…
Конечно, свою роль играет и сокращение медицинской службы в школьных учреждениях. Если раньше в школах были медицинские кабинеты, фельдшеры и даже врачи, то сейчас это всё сокращено. Раньше, ребёнок мог всегда прийти к медицинскому работнику за помощью, ушибся ли, упал и т. д., а заодно и рассказать свои проблемы и получить совет. Порой такая неформальная помощь оказывала большое психологическое влияние на подрастающую психику. Сейчас этого нет.
А что есть? Да, есть психолог школьный, чаще всего один, несмотря на размеры школьной организации, который просто физически не способен уследить за психологическим состояние всех учеников. И это тоже проблема.
В довершение этой ситуации вносит развал семьи, как основы общества. Неспособность и нежелание государства к созданию и поддержанию здоровых семейных отношений приводит к снижению авторитета родителей среди подростков. А фактическое преследование мужчин, завышенные требования по алиментам, несоблюдению их прав по воспитанию детей после развода приводит к тому, что дети перестают чувствовать «мужскую руку и мужское слово», а мать для них не авторитет. И, да, так называемая ювенальная юстиция с органами опеки, которые грубым образом вмешиваются в личные семейные дела, способные фашистскими способами под любыми предлогами, а порой и без, изымать детей из семей вбивает последний гвоздь в российскую семью и её благополучие.
Та же ювенальная юстиция привела к парадоксальной ситуации, когда подростки даже в общественных местах могут курить, пить, ругаться матом и им сделать замечание взрослый, по сути, не может. Ведь если ребёнок скажет, что против него была агрессия, не дай Бог ударили, то виноват априори будет взрослый, и в ситуации никто просто разбираться не станет. Не каждый взрослый будет с этим связываться. Не говорю о модных нынче ситуациях, когда взрослых по причине или без оной обвиняют в сексуальных домогательствах… Ситуация эта напоминает недавнее наше прошлое, когда мужчину можно было отправить в места не столь отдалённые лишь по заявлению женщины в изнасиловании и тогда тоже мало кто разбирался.
Предоставленные сами себе дети или даже в семьях, где авторитет родителей снижен в силу различных причин, в том числе и переходного подросткового возраста, при развитии информационных технологий имеют бесконтрольный доступ, который часто запаролен от родителей, к социальным сетям, различным деструктивным социальным группам и агрессивным играм, которые без проблем можно найти и скачать в официальных интернет-магазинах. И это является немаловажным фактором выработки агрессии у детей
Итогом всего этого является отсутствие элементарного воспитания подрастающего поколения, отсутствие уважения к старшим, учителям, отсутствие каких-либо морально-этических традиционных жизненных ориентиров. А расстрелы в школах, это первые, но кричащие набатом, деструкции поколения разрушенной страны.
В связи с этой ситуацией начался поиск виновных, и он всё больше и больше становится похожим на «охоту на ведьм», когда врачей пытаются вновь сделать крайними и виновными в ситуации. Идут допросы врача-психиатра, выдавшего справку казанскому стрелку, появились сообщения, что мальчик страдал головными болями и у него органическое заболевание головного мозга. Тем самым идёт подготовка почвы и общественного мнения для очередного обвинения врачей. Сейчас общество на эмоциях и шоке от происходящего не станет разбираться, а виноваты ли врачи вообще, но уверен, что только здравомыслящие увидят тот примитивизм следственных органов, с которым они пытаются сделать виноватыми в трагедии невиновных медицинских работников.
К сожалению, развал психиатрической службы привёл к тому, что психиатрические стационары сокращены в разы, амбулаторная служба задыхается и от потока пациентов и непомерных нагрузок по выполнению государственных планов, как бы это ни парадоксально в этой ситуации ни звучало. Конечно, опытный психиатр «на справках» может увидеть или даже заподозрить психическое отклонение и отправить на более подробное психиатрическое обследование или просто отказать в выдаче разрешения на оружие. А ведь может и не заподозрить ничего и этому множество факторов: большой поток, мало времени на пациента, пациент на момент осмотра не выявляет какую-либо психопатологическую симптоматику либо подозрение на её наличие и т. д. и т. п. И врач в такой ситуации спокойно даст разрешения.
Хотелось бы пару слов сказать об общем информационном фоне, который царит в нашем обществе и СМИ. Здоровым его, да порой и адекватным, сложно назвать. С экранов ТВ, печатных СМИ, интернет-изданий льётся поток агрессии, грубых манипуляций, зашкаливающих отрицательных эмоций, что само по себе не способствует созреванию здоровой психики, но способствует возникновению озлобленности, тревоги, страхов и агрессии, как в адрес окружающих, так и в свой. Такой информационный поток психика не каждого взрослого выдержит, не говоря о подростках.
И вновь, как всегда, мы видим, что у властей нет системного подхода к решению возникшей уже не сегодня, проблемы. Есть какие-то отрывочные, выдернутые и уже привыкшие репрессивные меры — усилить контроль по оружию, выдаче разрешений на него, запрет выходить в интернет без паспорта, увеличить возраст разрешения на оружие до 21 года и так далее, кто во что горазд. Но зрить в корень, похоже, никто и не собирается или уже не способен. Решить проблемы точечными «ударами» не удастся, а значить ситуация будет повторяться, и будут новые жертвы…
https://svpressa.ru/