Помните, как в прошлом году в это время нашей помещенной в изоляцию, запертой стране придавало стимул то, что отправившееся к родительским корням горожане размещали в социальных сетях фотографии своих фамильных семейных наделов, писали о том, какую площадь обработали, что посеяли, каковы их виды на урожай. И еще с восторгом отмечали, что годами не обрабатывавшаяся и отдохнувшая земля буквально «взбесилась», «сошла с ума», одарив своих хозяев феноменальными результатами. Смотреть на это было не только радостно; обнадеживало и то, что большая часть населения заодно убедилась – общаться с землей не так уж сложно и совершенно не постыдно, а дары ее, добытые собственными руками, вообще имеют совсем иной привкус. И когда несколько дней назад министр сельского хозяйства Леван Давиташвили с удовлетворением отметил: в минувшем году в Грузии был получен рекордный урожай кукурузы, никого это не удивило. Люди собрали ее в таких количествах, что полностью покрыли потребности собственных семей. Факт этот существенно повлиял и на цену. Хотя запасы кукурузы в Грузии исчерпываются, она сегодня не дотягивает и до одного лари за килограмм, хотя в прошлом году была дороже. Вдобавок и сам лари как валюта был тогда гораздо тверже. Аналогичное можно сказать и по поводу зелени и бахчевых.
В плане пандемии положение у нас в нынешнем году ничем не лучше, с той лишь разницей, что население наглухо не заперто, может перемещаться. Казалось бы, условия улучшились. Тем не менее, если в прошлом году урожай был получен рекордный, то в нынешнем установлен рекорд совсем иного свойства – было обработано рекордно малое количество земли. Повальная безработица, гигантский рост цен на завозимую продукцию (а завозим мы практически все) плюс обесценивание лари привели к тому, что у людей попросту не осталось денег на расходы, связанные с землей. Население практически исчерпало все свои накопления, и, несмотря на то, что пример прошлого года убедил в продуктивности труда на земле, мы столкнулись с тем, что повторить этот опыт не удастся. Впрочем, о «рекорде» такого рода господин министр даже не упомянул – у нас ведь принято обо всем плохом умалчивать. Мы не раз доказывали, что спасение Грузии кроется именно в сельском хозяйстве. Не поленюсь подробно объяснить, почему.
Площадь Грузии составляет 69700 квадратных километров, и по оценкам за 2020 год в стране проживает 3719000 человек – то есть, на один квадратный километр приходится приблизительно 53,5 жителя… Для сравнения: площадь Нидерландов гораздо меньше Грузии – 41543 квадратных километра, а население страны чуть ли не в пять раз многочисленней – 16856620 человек. По логике у нас больше площадей под сельское хозяйство и перспективы для его развития, возможно, предпочтительней. Однако… Согласно официальным данным, в 2018 году Нидерланды получили от сельского хозяйства доход в 100 миллиардов евро, ну а если поточнее, чтобы никто не стал эти цифры оспаривать – 99,8 миллиарда евро. Эта страна удерживает второе место в мире (после США) по экспорту сельскохозяйственной продукции. А больше всего аграрном экспорте приходится на фрукты и овощи. Наверное, кто-то удивленно подумает, как при столь маленькой общей площади страны удается получить такой объем сельхозпродуктов, и сразу же возникнет подозрение в широком использовании пестицидов и ядохимикатов. Между тем, главный секрет Нидерландов кроется в проведении грамотной аграрной политики, которую, в первую очередь, формируют ученые и эксперты. В стране функционирует Вагенингенский университет, который окончила и где учится сейчас почти вся «аграрная элита» Европы. Именно с этого университета начиналось развитие голландского сельского хозяйства. С 2000-го года нидерландские фермеры практически не применяют пестицидов, а с 2009-го – на 60% сократили использование антибиотиков. Тем самым, они не только удовлетворили требования Евросоюза, но и стали выращивать натуральные продукты, на которые буквально набросился весь мир. На аграрную сферу в Нидерландах приходится 10% валового внутреннего продукта, и в данном секторе занято 660 тысяч человек. Голландские фермеры на одном гектаре в среднем производят в 2,5 раза больше продуктов питания, чем их коллеги в любой другой европейской стране. Именно благодаря этому Нидерланды, как мы уже отметили, занимают второе место в мире в аграрной сфере, а с учетом размера территории страна убедительно удерживает первенство. Общепризнано, что Нидерланды производят самое здоровое и качественное продовольствие в мире. В этой стране больше других применяют органические удобрения и отказываются от химических препаратов…
100 миллиардов евро, полученные Голландией от реализации сельскохозяйственных продуктов только за один год, в 22 раза превосходит весь Государственный бюджет Грузии. Нам постоянно твердят о том, что спасение Грузии зависит от иностранных инвестиций, что если, мол, к нам ежегодно будет поступать по полмиллиарда долларов, мы справимся с проблемами и заодно стабилизируем курс лари. Но теперь вы видите, чего можно добиться, если по-настоящему взяться за сельское хозяйство? Речь идет даже не о ста миллиардах – если б нам удалось обеспечить получение хотя бы десятой доли от этой суммы, в грузинский бюджет было бы направлено втрое больше денег, и, что главное – в иностранной валюте. Скажем прямо, именно такой план вынашивал Бидзина Иванишвили, и именно по этой причине еще до прихода к власти главный акцент в развитии страны он делал именно на сельском хозяйстве и именно в эту сферу планировал самые крупные инвестиции. Согласно цифрам, которыми мы располагаем, у него все было детально расписано – куда, на что, как, сколько… Иванишвили осуществил двухмиллиардную инвестицию. Что же стало причиной того, что в конечном счете эти деньги оказались пущенными на ветер? Прежде всего, то, что сельскохозяйственную сферу оккупировали непрофессионалы. При предыдущем руководстве министром у нас являлся автор новых терминов — «корова-самка» и «корова-самец». Да и министр от новой власти, хотя он самок от самцов, к счастью, мог отличить, сильно хромал в остальных вопросах. Помните, нашумевшее дело о тракторах? Наглядный пример, как сняли с должности, а затем и полностью потеряли неплохого хозяйственника.
Изначально никто не стал делать акцент на конкретных наиболее эффективных направлениях, страна даже не была условно поделена на регионы с учетом традиций и навыков производства тех или иных продуктов сельского хозяйства. Стараниями прежнего руководства мы хватались за все и вся, а в итоге два миллиарда оказались попросту спущены в «канализацию».
Впрочем, причина не только в этом. Несколько раз предпринималась попытка вывезти на европейский рынок в значительном количестве хотя бы грузинские лесные орешки или яблоки и цитрусы и попробовать как-то на этом рынке утвердиться. Наряду с неплохими вкусовыми качествами у грузинских продуктов была еще и низкая цена, однако в конечном счете возникли искусственные барьеры, и наш щедрый урожай Европа просто не приняла. Все помнят нереализованные и сгнившие мандарины и персики. А потому голова собаки, похоже, зарыта в другом месте, и можно с уверенностью утверждать, в каком.
Дело в том, что Грузии был, к сожалению, присвоен статус развивающейся страны, и это автоматически поставило ее в положение, при котором она не может начать крупное производство. Страна считается потребителем, а не производителем, и потому мы вынуждены покупать, а не продавать. Предыдущая власть об этом знала, знает и нынешняя. Несмотря на это знание, ни одно наше руководство не поставило данный вопрос перед европейскими партнерами в острой форме и не потребовало изменения статуса страны или хотя бы хотя бы предоставления в виде исключения права на широкомасштабное производство. Как бы кому ни показалось удивительным, но попытку такого рода предпринял Михаил Саакашвили, однако вместе с отказом получил такую пощечину, что еще долгое время горела щека. Сейчас, наверное, самое время нашей власти открыто заявить, что Грузии не позволяют добиться сдвигов по линии сельского хозяйства в лучшую сторону. Что нас обязывают продавать у себя тот мусор (в прямом смысле этого слова), который поступает в страны в основном из Азии. Кто-нибудь встречал на наших прилавках продукцию голландского производства? Если где-то она и промелькнет, то в крайне ограниченных количествах, потому что Голландия производит самые натуральные продукты в мире, и потребляют их, видите ли, только сверхдержавы. Гитлера обвиняют в том, что он хотел создать из немцев арийскую нацию, которая должна была господствовать над остальным миром. Так есть ли тогда разница? Получается, есть в этом мире те, кто вправе питаться натуральными продуктами, а есть мы, которым не только не позволяют натуральную продукцию покупать, но даже лишили права самим ее производить.
Статус развивающейся страны с нас снимут тогда, когда мы станем членами Евросоюза. Вот и считайте-пересчитывайте, когда это может случиться, когда Европа предоставит нам такое право, откроет дверь, чтобы принять нас в свою семью? Сколько бы ни твердили нам, что ждать осталось недолго, реально перспектива вступить в Евросоюз в ближайшие пятьдесят лет представляется здравомыслящим людям близкой к нулю. Ну а будет ли Грузия через полвека все еще присутствовать на карте мира, это большой вопрос. Нации грозит голодная смерть, и эта угроза нарастает день ото дня.
Бесо Барбакадзе