Мы слышали не от одного грузинского политика, что Турция – наш исторический друг. В условиях, когда Германия дружит с остальной Европой, это, вроде бы, не должно удивлять. Однако немецкий народ после 1945 года много раз извинился, практически, перед всеми теми странами, в которые вторглись фашистские войска. И чуть ли не все канцлеры преклонили колено перед могилой Неизвестного солдата в той или иной стране.
В Грузии коленопреклоненного высокопоставленного турецкого чиновника мы еще не видели (в будущем тоже не увидим), и сожаления не слышали хотя бы по поводу многочисленных опустошающих набегов на Грузию турок-сельджуков…После того, как турки-сельджуки завоевали восточные провинции Византии, Грузия осталась единственным независимым христианским государством в Передней Азии. Поэтому с конца 1070-х годов главные удары сельджуков были направлены против нее. В 1080 году турки охватили всю Грузию – от Картли до Одиши и Аджарии. Они пережгли все, чуть ли не до последнего дома в Кутаиси, Артануджи, в Кларджетской низменности, погромы продолжались до самой зимы. После этого сельджуки взяли за правило ежегодные набеги в Грузии. С весны до наступления зимы они бесчинствовали и громили. Забирали все, что можно было забрать, остальное уничтожали. И это – лишь один эпизод из нашего «дружеского» прошлого.
Так вот, предположительно, именно в ознаменование этой исторической дружбы, мы передали турецкой стороне право на строительство НамохванГэс. К тому же, не просто передали, а из договора видно, что эту территорию мы подарили им на полвека, да так, что не оставили себе никаких прав. Согласно договору, турецкой компании «Энка» за 121 лари переданы в собственность имущество несельскохозяйственного назначения и , площадью в 1 535 975 квадратных метров в Цхалтубском, Ткибульском и Цагерском муниципалитетах. На 49 лет за 16 лари годовых переданы имущество несельскохозяйственного назначения, площадью 2 372 409 квадратных метров, и 445 245 квадратных метров леса. К сожалению, и это не все. Вместе с «подарками», государство взяло также обязательство, что в течение 15 лет гарантированно будет закупать электроэнергию за 6,2 цента, которые будут ежегодно расти на 3 %.. Между тем, по положению на сегодня, цена будет выше, нежели энергии, обеспечиваемой на энергорынке другими поставщиками. Речь о России, откуда мы получаем основной источник энергии, но к этой теме мы еще вернемся.
По тому же договору, правительство обязано за 1 лари передать туркам и другие «нужные земельные участки». «Нужность» земли устанавливает компания (!), а ее определения настолько широки, что включают ущелье района, Рачу-Лечхуми и Имерети. Компания имеет право использовать не только Риони и его притоки, но и водный ресурс реки Цхенискали. По договору, компания освобождается от обязанности иметь лицензию, необходимую для добычи из карьеров природных или любых других ресурсов. Соответственно, она может добывать любые ископаемые и, просто, выгодно продавать их на внутреннем рынке. Напомню: граждане Грузии не имеют права унести с берега реки камешек или из лесу – шишку.
По тому же договору, любой рост налогов, который в будущем установит государство, турецкую компанию не затронет, но снижение налогов обязательно на ней отразится. Соглашение не создает для граждан Грузии гарантии трудоустройства. То есть, компания может весь состав привезти из Турции (в Турции на законодательном уровне определено, что у любого инвестора 80% рабочей силы должны быть из местных жителей). 32 километра реки Риони на 49 лет стали собственностью турецкой компании. Если в результате протеста населения или по какой-либо иной причине турецкая сторона не сможет осуществить строительство НамохванГЭС, то она потребует от государства компенсацию в 400 миллионов долларов. Кроме того, в ее владении останутся земельные участки, а на добывание на этой земле ископаемых получение лицензии ей опять же не понадобится.
Вернемся к российской теме. Оппозиция также говорит, что у этой турецкой компании есть бизнес также в России, и оборот составляет 2,6 миллиарда долларов. То есть, оппозиция указывает на российский след, что является большой ложью. Это ложь, потому что с 2016 года несколько российских компаний предложили власти Грузии строительство ГЭС-ов, и к тому же – не на таких кабальных условиях, однако получили отказ. Причина проста – российские компании не пустил в Грузию Запад, и что с того, что бОльшую часть электроэнергии мы получаем именно из России, но не хотим построенное и сделанное ими, только покупать. Так обойдется дороже, но, дескать, ничего страшного. Такова примерно позиция Запада. Так вот, когда Турция – исторический друг, а Россия – исторический враг, мы получили то, что в краткосрочной перспективе страна получит ущерб в 400 миллионов долларов. В долгосрочной – если осуществится строительство, то еще больше, поскольку обязательство закупать электроэнергию по высокой цене ляжет на нас тяжелым грузом. А ископаемые, вывезенные из лесов и рек – отдельная сумма.
Из-за пандемии подавляющее большинство населения Грузии исчерпало финансовый ресурс. Это означает, что для ведения весенних работ у населения нет денег, получение кредитов в банке настолько затруднено, что, чтобы вам дали деньги, вы должны быть, если не министром, то хотя бы членом парламента. В нынешнем году в Грузии масштабы обработки земли будут рекордно низкими. В результате, скудный урожай означает высокие цены, и государство по поводу субсидии этой сферы молчит. Зато Леван Давиташвили гордо заявил, мол, основную часть пшеницы мы уже не завозим из России, нашли другие страны и уже не будем зависеть от России. Параллельно заявлению министра сельского хозяйства, соответствующее ведомство в России распространило информацию о том, что страны в списке самых крупных покупателей пшеницы расположены в следующем порядке: Турция, Египет, Пакистан, Грузия… То есть, Грузия – четвертая страна, которая закупает из России самое большое количество пшеницы. Заодно скажем, что численность населения Турции превышает 80 миллионов, Египта – 100 миллионов, Пакистана – 200 миллионов, а Грузия… По простой логике, мы действительно полностью привязаны к России, и господин министр нас, просто, обманывает.
Мы скрываем от населения, что главным рынком производимой в Грузии продукции является Россия, что из России мы завозим больше всего продуктов, что самый главный поставщик электроэнергии – Российская Федерация, и по поставкам пшеницы на сто процентов зависим от России. Громко говорить об этом – не «западло», но если это скажешь, потом, возможно, население в каких-то вещах усомнится, разочаруется в Западе. Поэтому и власть, и оппозиция должны упоминать Россию только в отрицательном контексте. Мы находимся в смешном положении – стараемся скрыть то, что является реальностью, и громко кричим о том, что на руку не стране, в Западу. И сейчас власть говорит о НамахванГЭС не то, что мы потерпим убытки, и народ прав, а то, что это якобы является выходом. Горькая же правда состоит в том, что грузинской экономике жизненно нужны иностранные инвестиции, российскую сторону запер Запад, а Турция, которая прекрасно знает наше положение, предложила нам кабальные условия. Эта инвестиция даст вздохнуть грузинской экономике, но лишь в краткосрочной перспективе. А в долгосрочной – Турция очень надолго, практически, присваивает территорию, которой хватило бы на целый город. Ведь если те гектары земель, которые мы передали «историческому другу», они огородят колючей проволокой – дескать, мы охраняем свою территорию – ведь никто это опротестовать не сможет? И будет у нас в сердце Грузии маленькая турецкая автономия, а через 50 лет отправить их с этой территории будет делом крайне трудным. Когда сегодня ребенку 10 лет, и он последующие 50 лет будет знать, что эта территория турецкая, 60-летним туркам кто-нибудь что-то опротестует? Нет, и не сможет!
И одна, очень важная деталь: если эта ГЭС настолько выигрышна, то у Министерства инфраструктуры Грузии есть возможность, чтобы начать строительство и подогнать условия под интересы государства, а не турецкой компании. И трудоустроится местное население, да и прибыль – за 49 дет или более – пойдет опять же в Государственный бюджет. Собака зарыта именно здесь. Государство не осуществляет этот проект и… Пускай хотя бы тендер объявили, может, местный бизнесмен сделал бы все это? Только не говорите, что здесь таких сумм ни у кого нет. Не знаю, вот, из-за порта Анаклия грузины чуть не поубивали друг друга, а что за проблема – одна маленькая ГЭС?! Просто, все это похоже на процесс отчуждения территорий и закладки очередной мины.
Бесо Барбакадзе