Домой Рубрики Политика Гурам Николаишвили:Мы находимся в другой реальности

Гурам Николаишвили:Мы находимся в другой реальности

Гурам Николаишвили

22 января президент Грузии Саломе Зурабишвили, находившаяся с официальным визитом в Брюсселе, на пресс-конференции, состоявшейся после встречи с Генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом, коснулась обозначившихся в регионе вызовов и заявила, что несмотря на конфликты между ближайшими соседями и провокации, идущие с оккупированных территорий, которые регулярно осуществляют определенные силы извне, Грузия бесповоротно продолжит двигаться в сторону евроатлантических структур. По утверждению Саломе Зурабишвили, все это является закономерным результатом осуществления правильной внешней и внутренней политики, хотя совершенно очевидно, что в регионе сложился новый баланс сил, конфигурация которого свидетельствует о том, что Черное море и Кавказ теперь важны, как никогда, и должны привлечь к себе больше внимания со стороны Евроатлантического альянса. «Мы увидели в нашем регионе новую конфигурацию баланса сил, и это свидетельствует о том, что в настоящее время Черное море и Кавказ стали как никогда важны с точки зрения безопасности, и к ним должно быть приковано больше внимания со стороны НАТО…»

Чуть позже выступил с оценками и Генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг, который подчеркнул, что вновь избранный президент Америки Джо Байден активно поддерживает трансатлантический союз, частью которого, наряду с европейскими странами, является Грузия.

Напомним, избрание (сомнительное) Джо Байдена президентом Соединенных Штатов Америки породило определенные ожидания в грузинском политическом спектре. В том числе, и расчет на то, что байдновская администрация нарастит военное присутствие в Черном море и создаст серьезные проблемы России, вынудив ее уступить позиции…

Что изменит для Грузии избрание демократа Джо Байдена президентом Америки и что изменится в случае, если Североатлантический альянс попытается нарастить  активность в Черном море?

 «Грузия и мир» обратилась за ответами на эти вопросы к генерал-лейтенанту Гураму Николаишвили.

— Батоно Гурам, будучи с официальным визитом в Брюсселе, президент Грузии Саломе Зурабишвили заявила после встречи с Генеральным секретарем Североатлантического альянса, что в Кавказском регионе образовалась новая конфигурация баланса сил, которая требует больше внимания со стороны альянса. Не преминула она упомянуть и о необходимости активизации американских вооруженных сил в Черном море…  Какие, по-вашему, посылы содержит в себе это заявление, и адекватны ли ожидания, возникшие в грузинском политическом спектре, где полагают, что в результате избрания Байдена президентом США новая администрация будет более активно проявлять себя по отношению к России и проводить более действенную политику с точки зрения поддержки Грузии?

— Должен заметить, что в плане содержания в словах Саломе Зурабишвили не прослеживалось ничего нового. Это всего лишь один из неоднократных повторов риторики, которую мы слышим на протяжении вот уже почти 20 лет. Дескать, Грузии требуется поддержка НАТО, а самому НАТО нужна Грузия в качестве надежного партнера в регионе. А что дальше?

Теперь что касается конкретной оценки, что на Южном Кавказе изменилась конфигурация баланса сил и со стороны Запада к региону требуется больше внимания. Саломе Зурабишвили, надо полагать, имела в виду ту реальность, которая сформировалась после карабахских событий и которая действительно обусловливает новую геополитическую повестку дня. С другой стороны, ни для кого давно не новость, что протекающие процессы выявили значение российского фактора в регионе. Безусловно, наряду с Турцией, влияние и авторитет которой также сильно возросли. И вообще, политические посылы и призывы, содержащие своего рода попытку поднять тревогу в связи с усилением России, дескать, пора предпринимать какие-то меры, давно устарели морально. Реально же все это является, прежде всего, индикатором системной и политической слабости самого Запада, который безостановочно и очень давно кричит об этом, но ничего не может добиться…

Несколько слов о том, что бросалось в глаза в ходе этой встречи – я имею в виду встречу Зурабишвили и Столтенберга. Первое, что обращает на себя внимание – встреча была организована на очень высоком уровне. Впрочем, надо признать, что делегации из Грузии представители альянса всегда встречают на высоком уровне. Причина тут довольно простая и не требует глубокого анализа – Грузия представляет собой страну, которая направляет больше всего военных для выполнения миротворческих миссий НАТО. То есть, в то время как сами государства – члены Североатлантического альянса сокращают свой контингент, Грузия абсолютно бескорыстно, безо всякой политической выгоды и, вдобавок, за счет собственных средств посылает своих военнослужащих в миссии. Разумеется, представителей такой страны не грех встретить на высоком уровне…

— Перед какой реальностью возникшая в регионе новая конфигурация баланса сил ставит Грузию?

— Карабахская война, к великому нашему сожалению, в очередной раз ясно продемонстрировала, что курс, который мы проводим вот уже на протяжении многих лет, абсолютно вырван из геополитического контекста региона. Вспомните себе, сколько чего произошло за этот короткий период и продолжает происходить сейчас. Имела место война между двумя соседними государствами, и Азербайджан вернул значительную часть потерянных территорий. Затем начались переговоры, и что главное – посредником в этих переговорах был не Запад, как нам обычно представляется при разрешении конфликтов, а им стали Россия и Турция… (И переговоры закончились с результатом, приемлемым для всех – ред.).

В настоящее время разговор идет о новых перспективах в отношениях между Арменией и Азербайджаном, Арменией и Турцией. Во всем этом активно проявился и фактор Ирана, ничего уже не говоря о России… Прослеживается ли хоть где-нибудь в этих процессах роль Грузии?! Вообще, вспоминают ли нас хоть в каком-то контексте? (Зато из-за бездействия и беспомощности нашего руководства и в результате достигнутых в ходе этих переговоров транспортных соглашений транспортный потенциал Грузии оказался перед угрозой существенного обесценивания – ред.)

Касательно ожиданий того, будто байденовская администрация окажется дееспособней против России и Грузия получит более активную поддержку. Начнем с того, что в Америке сегодня возникли серьезные внутриполитические проблемы, аналогичных которым у нее давно не было, если вообще были за всю двухсотлетнюю историю Соединенных Штатов. Это первое. И второе – многие, возможно, не в курсе, однако внешний долг США превысил уже 30 триллионов долларов… Понимаете, о чем идет речь? Это достаточной серьезный показатель экономического кризиса, преодоление которого даже в условиях самой грамотной и осмысленной политики, займет весьма продолжительный период…

— Хотите сказать, что американцам практически будет не до нас?

— Во всяком случае, ожидания, что им удастся изменить новую конфигурацию баланса сил на Кавказе и с этой целью в Черное море в качестве спасения войдут военные корабли Североатлантического альянса, представляет собой иллюзию. Между прочим, напомню нашей общественности, что из-за пандемии, вызванной коронавирусом, НАТО в 2019-200 годах не смогло нормально провести ни одного учения. Посмотрим, что при этом делает Россия. Только в Черное море она ввела 30 новых военных судов. Причем, новых в прямом значении слова, то есть, не тех, что подверглись ремонту. Была осуществлена модернизация вооружений. Кроме того, значительно усилены военно-морские базы в Новороссийске и Севастополе, база на Азовском море, ничего уже не говоря о Каспийском. В действительности происходит то, что главный геополитический игрок в регионе все больше укрепляет и расширяет свои позиции. А мы тем временем пребываем в иллюзорной реальности. К великому сожалению, уже сейчас можно предположить, что чем больше времени пройдет, тем Грузия сильнее самоустранится и окажется оторванной от этих необратимых процессов… В будущем слепое и неосмысленное стремление к сказочному миру по имени НАТО обернется для нас еще более тяжелыми последствиями. Существует ли угроза военной экспансии? Мне доводилось слышать от многих политиков, что если альянс активизируется, в том числе, в Черном море, и вопрос интеграции Грузии в евроатлантические структуры встанет всерьез, Кремль, вполне возможно, в ответ на это действительно прибегнет к агрессии. Я не раз говорил – в Кремле лучше нашего знают, что перспектива приема Грузии в НАТО равна нулю. Именно по этой причине там и не усматривают особых угроз с данного направления и не прибегают к каким-либо провокационным действиям. Если уж говорить о провокациях и экспансии, то их надо рассматривать не точки зрения интересов Москвы, а как потенциальную деструкцию со стороны Белого дома с целью в очередной раз создать горячую точку на Южном Кавказе.

— Как можно, на ваш взгляд, избежать всего этого?

— Грузия, как ни печально, ни разу с самого дня обретения независимости не сумела избежать подобных опасностей. Потому, по правде сказать, особого оптимизма на этот счет я не питаю. Во всяком случае, государственная практика за последние 20-25 лет свидетельствует о том, что наши руководители слишком далеки от политического прагматизма, между прочим, в отличие от Армении и особенно Азербайджана.

А выход? Ну теоретически-то его увидеть очень просто – стране необходимо вернуться в ту реальность, которая сразу же бросается в глаза – достаточно лишь взглянуть на карту Кавказа. Нравится нам это или нет, но мы являемся членами этой геополитической семьи, и от того факта, что все здесь решают отнюдь не стратегические задачи Белого дома или Евросоюза, а, прежде всего, интересы России, Ирана и Турции, никуда не убежишь.

Беседовал

Джаба Жвания

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь