Шумные события, развернувшиеся на днях в селе Букнари Чохатаурского района (которые уже вышли за рамки противостояния по религиозному признаку и, в определенной мере, обрели политический оттенок), по-прежнему остаются предметом активного обсуждения в обществе. В медиа и социальных сетях много пишут, что определенные силы искусственно создают напряженность. Более того, среди мнений, которые открыто высказываются частью политически активных людей, есть и оценки, что в регионе (и не только в одном конкретном регионе) активизация мусульман с требованием строительства новых мечетей может быть инспирирована из Турции. От этого мнения многие отмежевываются и считают его опасным для страны политическим посылом. Однако т.н. прозападная оппозиция во всем снова видит вину власти и считает, что правящая команда бессильна перед существующими вызовами и якобы, волей-неволей, выполняет задачи единственной страны – России и ее политического руководства… Какие процессы протекают сегодня в регионе Гурии, искусственно инспирировано ли противостояние среди местного населения кем-то или определенными силами, и адекватна ли власть в отношении всего этого? Об этом с «Грузией и миром» беседует независимый правозащитник Дмитрий Лорткипанидзе.
— Противостояние между местными жителями, произошедшее несколько дней назад в селе Букнари, по-прежнему является предметом обсуждения как в политическом спектре, так и в обществе. Делается множество заявлений…Бытует также мнение, что всем этим, возможно, управляли определенные силы, видимо, имеется в виду Турция… Что происходит реально, и какие угрозы могут создавать эти процессы для Грузии?
— Начнем с того, что политизация религиозных вопросов является одной из составных частей политического мирового тренда, которому сегодня, фактически, уже никто не удивляется. Это своего рода «апробированный» метод, о котором свидетельствует пример множества стран. Грузия также в числе этих стран. Напротив, вы видите, что здесь периодические предпринимаются попытки политизации ислама, и могу привести конкретные факты…
— Например?
— Вспомним кобулетский инцидент, когда на входе в медресе повесили свиную голову, аналогичный инцидент произошел и в селе Чела, в результате которого ситуация между местным мусульманским населением и христианами крайне обострилась. Вспомните те проблемы, которые были в Болнисском и Марнеульском районах, в Панкисском ущелье и т.д. Проанализировав анатомию этих событий, убедимся, что все имеет под собой искусственную основу То, что это искусственно управляемый процесс, на который тратится масса денег как на проект, могу объяснить одним фактом. Мы все помним период, когда в рядах «Исламского Государства» появились грузинские мусульмане. Это были 2015-2016 годы. Как раз тогда в интернет-пространстве появился видеоматериал, в котором уехавший отсюда гражданин Тамаз Чагалидзе прямо угрожал отомстить «врагам мусульман». Кто не помнит, напомню, что Тамаз Чагалидзе был молодым человеком, которого завербовали определенные спецслужбы, перевезли в Египет, где он прошел специальную подготовку, а затем оказался в террористической группировке. Вот этот человек затем объявил войну уже Грузии и заявил, что существует какой-то список людей, которые здесь притесняют мусульман, и они будут очень строго наказаны. Чагалидзе уж нет в живых, он погиб во время одной из спецопераций, что очень печально, поскольку я считаю, что этот человек – жертва. Однако, к несчастью, у нас есть новые Чагалидзе. Имею в виду тех молодых людей, которых также завербовали определенные спецслужбы. И вот как раз этот процесс вербовки является тем главным вопросом, по которому мы все вместе, в том числе медиа, и не только медиа, должны говорить публично… Как на территории Грузии происходит массовая вербовка молодых граждан Грузии таким образом, что эти люди, практически, незаметно переходят в Турецкую Республику, оттуда – в Иорданию и Египет, там их готовят, а затем они становятся обычными террористами?
— Вначале вы несколько раз отметили, что в Грузии определенные силы пытаются политизировать ислам. По вашему мнению, какие силы стоят за всем этим?
— Прежде всего, наверное, те силы, которые в свое время создали «Исламское Государство» как инструмент для расширения сфер влияния на Ближнем Востоке. Эта целая серия действий, осуществленная в рамках англосаксонской политики, которая служила определенным целям и задачам, в том числе – в Кавказском регионе. Между прочим, свободное передвижение Ахмеда Чатаева из Турции в Грузию и серия запланированных им террористических актов является еще одним ярким подтверждением этого. Считаю, что в Грузии влияние политического ислама и существование группировок – это составная часть западного интереса, поскольку в любой момент можно их активизировать. И если это произойдет, упаси Господь, конечно, то вызовет необратимый процесс гражданского противостояния…
— На ваш взгляд, в каком случае кому-то может понадобиться это противостояние?
— По сей день мы не раз видели попытки устроить революцию, не раз видели провокационные действия, направленные на создание в обществе определенной вражды и противостояния, что, к счастью, оказалось очень дешевым политическим трюком… Повышение напряженности на религиозной почве и затем уже открытый конфликт могут быть как раз таким рычагом… Что касается развернувшихся конкретно в Букнари событий, думаю, в результате всего этого, еще раз проявилось, что то, что не удалось после выборов (имею в виду свержение власти революционным путем), определенные силы теперь посчитали возможным. Вот потому пытались задействовать те мины, которые, к нашему сожалению, существуют. Однако, слава Богу, пока им это не удается. Кстати, в свое время попытка задействовать такие мины была и в Панкисском ущелье, когда «мирное» население, вышедшее якобы в знак протеста против строительства ГЭС, вступило в конфронтацию с правоохранителями, и мы видели демонстрантов, вооруженных т.н. коктейлями Молотова…
— Все это понятно, но адекватна ли власть в отношении эти вопросов?
— Прежде чем ответить на ваш вопрос, хочу напомнить обществу, что в период власти Саакашвили в селе Пахрало Болнисского района с нарушением закона построили мечеть. Разрешения на строительство выдано не было. Знаете, кто был тогда губернатором? Давид Киркитадзе, человек, который был заинтересован таким незаконным строительством. Вообще, этот человек в течение лет поощрял строительство мусульманских ультовых сооружений в своих чисто политических, электоральных целях. Это знают все, но кто-нибудь с него спросил?! Вот тут видно, адекватна ли в отношении этих вопросов нынешняя власть… Что касается угроз, я уже говорил, что эти процессы от начала до конца управляемы. И более того – в целях пропаганды салафито-сунистского ваххабизма, в Кахети, Квемо Картли и Гурии с Аджарией аккумулируются довольно серьезные финансы. По этому вопросу должны быть обнародованы материалы Службы безопасности…
— Существует мнение, что за всем этим стоит Турция. Как вы думаете, это реально? И вообще, какие интересы могут быть у Турции в отношении Грузии в нынешней ситуации, с учетом того, что в этом году истекает срок Карского договора?
— То, что Турция осуществляет в Грузии религиозную, политическую и экономическую экспансию, не новость. Это мы видим многие годы, и процесс поныне продолжается. Однако проблема состоит не столько в империалистической политике соседнего государства, сколько в предательских походах, существующих в нашей же политической системе, которые вообще исключают национальные интересы Грузии. Имею в виду ту угодническую, вассальскую политику, которую с «завидным» успехом проводила и проводит наша власть –бывшая и нынешняя…
— В чем все это выражается сегодня?
— Приведу один факт: например, в селе Хресили Ткибульского района, где в честь знаменитого Хресильского сражения стоит обелиск. До 2009 года на стеле была надпись, гласящая, что в 1757 году царь Соломон Первый победил турок. После 2009 года эту надпись стерли, и сегодня написано, что Соломон Первый победил врага. Представьте, из-за того, чтобы потрафить Турции, переделали надпись, и вообще, из истории Грузии постепенно стерли упоминание в негативном контексте нашего соседа как исторического захватчика.
Что касается опять же политики власти и того, насколько адекватны подходы этой власти, к сожалению, не могу сказать ничего обнадеживающего. Потому что у правительства Грузии сегодня, фактически, нет политики. То, что оно делает — это абсолютно не продуманные, не просчитанные, не проанализированные шаги, в результате которых, к сожалению, завтра-послезавтра мы окажемся в еще более тяжелой реальности. Это то, что мы имеем, нравится нам или не нравится, и, наверное, так же будет и в будущем. Поэтому, конечно, до тех пор, пока у нас будет это руководство, оценки останутся те же. Грузия пребывает на пути постоянного регресса, с все новыми угрозами и вызовами, перспективы решения которых пока что не видно…
Беседовал Джаба Жвания