На встречу специального представителя премьер-министра Грузии по вопросам отношений с Российской Федерацией Зураба Абашидзе и члена Федерального собрания Российской федеральной думы Григория Карасина, состоявшуюся в онлайн-режиме 28 ноября, откликнулось Министерство иностранных дел России. Как отмечается на официальной веб-странице ведомства, беседа между сторонами затронула, в основном, две темы – восстановления воздушного сообщения и положения на территориях, прилегающих к зоне конфликта, в том числе – похищения людей.
«Стороны рассмотрели перспективы восстановления воздушного сообщения между двумя странами, условия для которого хорошо известны: прекращение антироссийских выпадов и обеспечение безопасности граждан России в Грузии … Надеемся, что русофобская риторика, проявленная в ходе предвыборной кампании со стороны радикальных кругов, останется в прошлом».
В заявлении также отмечено, что события 20 июня 2019 года, которые последовали за визитом депутата Российской думы Сергея Гаврилова, в рамках сессии Межпарламентской ассамблеи Православия в Тбилиси, были самым ярким проявлением антироссийской политики и настроений со стороны определенных деструктивных сил, которое требует соответствующего подхода со стороны государства (без этого восстановление авиасообщения ведомство считает невозможным). Однако в заявлении не уточняется, когда можно начать процесс восстановления авиасообщения между странами, и что на данном этапе делается для того, чтобы этот процесс ускорить.
Для сведения: упомянутое заявление т.н. прозападная оппозиция Грузии (в основном, представители «Национального движения» и «Европейской Грузии») назвали провокационным, что якобы является еще одним ярким проявлением антигрузинской политики. Однако не менее тяжелые и острые заявления были сделаны и в отношении власти Грузии, среди которых было и традиционное обвинение в том, что тот или иной ее представитель является «агентом России». Есть ли сегодня в Грузии русофобские настроения, какие силы пытаются создать эти настроения, и каковы перспективы переговоров между двумя странами в формате Абашидзе-Карасин? По этим и другим важным вопросам беседует руководитель Института Евразии Гулбаат Рцхиладзе.
— Министерство иностранных дел России распространило официальное заявление, в котором отмечается, что одним из условий восстановления авиасообщения между двумя странами, Грузией и Россией, является «прекращение русофобских проявлений в Грузии…». Речь шла также о провокации т.н. Гавриловской ночи и развивающихся затем событиях… Что это за посыл для Грузии, есть ли здесь действительно русофобские настроения, и какие силы стоят за всем этим?
— Начнем с того, что все это уже вызывает ощущение своего рода де жавю, поскольку постоянно повторяется одно и то же, и результат нулевой. Если взять формат Абашидзе-Карасина или Карасина-Абашидзе, он ничего не дает, уже 4-5 лет топчутся на одном месте. Вообще, любое заявление, которое делается в рамках этого формата, будь то после встречи или до нее, является, как говорится, дежурными фразами. Все. Дальше этого процесс не идет. Это факт. Однако после каждой встречи здесь начинается своего рода политическая суета. Выходит господин Абашидзе и разговаривает, будто он герой, будто принципиально поставил какие-то вопросы и т.д. Почему, с кем или о чем он говорит, непонятно. В два-три месяца раз этот формат о себе напоминает, но не новшествами, а старыми текстами, которые, возможно, у них хранятся где-то в компьютере, и после встреч распространяют с небольшими изменениями. Что касается авиасообщения, то это почти потеряло смысл. Туризм из-за пандемии мертв и еще долго не сможет восстановиться в прежней мощности… Между прочим, не хочу отходить от темы, но тут же коротко коснусь одного, очень важного вопроса, на котором наш т.н. прозападный политический спектр и медиа-средства не заостряют внимание. Недавно вступило в силу соглашение о пенсионном обеспечении трудовых мигрантов — граждан стран, входящих в Евразийский экономический союз, которое, фактически, является историческим соглашение для стран-членов этого Союза. Что оно, в частности, подразумевает? Скажем, гражданин одной страны, например, Киргизии, легально работает во второй стране-участнице Евразийского союза, к примеру, в России. И платит налоги, в которых, естественно, есть и пенсионные вклады, как минимум, годового стажа. В пенсионном возрасте он имеет право потребовать российскую пенсию. Догадываетесь, о чем речь?! Этому лицу засчитывается и стаж работы в своей стране, и он получает двойную пенсию… Возникает вопрос: пока мы ждем вступления в Евросоюз и надеемся, что наши граждане смогут там легально работать, что, разумеется, является полной иллюзией, не лучше ли взглянуть со стороны и подумать об интеграции в этот Евразийский экономический союз?
— Помните, наверное, как Иванишвили примерно год назад заявил: 2 миллиона рабочих мест экономика Грузии не сможет создать ни за 10, ни за 20 лет, поэтому люди должны ехать на работу за границу, кто-то будет работать в Кутаиси, кто-то – в Мюнхене…
— В Мюнхене, извините, невозможно… Недавно я лично видел, в каком состоянии люди у посольства Германии, где стояла очередь несчастных молодых людей, и почти всех отправили с отказом – плачущих девушек, расстроенных юношей… Не говоря уже о том, что в очередь, фактически, не встанешь, нужно часами сидеть у компьютера и щелкать, чтобы с трудом зарегистрироваться… Это, практически, мучение людей и в частых случаях заканчивается отказом консульства. Исходя из этого, господин Иванишвили напрасно надеется, что достигнет с Европой какого-то соглашения. И если здесь не сможет создать рабочие места, то какая-то часть граждан трудоустроится в Европе. Наши люди там на нелегальном положении, и их судьба висит на волоске. Недавно в стамбульском аэропорту я видел множество грузин, которые вынужденно возвращались в Грузию. Что касается налаживания отношений с Россией и того, что для Грузии это жизненно важно, то думаю, для того, чтобы это видеть, не нужно ни Карасина, ни Абашидзе, нужно нормально мыслящее правительство, которого у нас нет и, видимо, не будет…
— На фоне всего этого, каково будущее Грузии? Что принесет политика, которую проводит страна?
— Я не раз говорил через вашу газету, что на будущее нашей страны смотрю очень скептически. Наш народ обречен на истребление. Наверное, на это потребуется лет 30-40… Не хочу говорить, но, полагаю, тут ничего не получится, если не установится серьезная авторитарная система. Возможно, нужна и диктатура, но это, наверное, нереально, потому что сегодня у нас нет ни военной, ни какой другой элиты. Сегодня все торгаши, временщики и аферисты. Не говоря уже о полных цинизма чревовещателях, которых почему-то прозвали политиками.
К сожалению, мы не сумели научиться мыслить цивилизационными категориями. Мы по-прежнему остались в узком понимании националистами. Посмотрите, какие процессы идут вокруг – Турция и Азербайджан заявляют, что это один народ в двух государствах (т.е. стремятся к объединению, и кто у них застрял посередине?), Евросоюз говорит о культурном единстве, Россия собирает вокруг себя евразийские народы. Там акцент делается на православии и евразийских т.н. традиционных ценностях… Где находится Грузия?! Грузия выпала из всяческого контекста, мы, фактически, повисли в воздухе, потому что нигде, ни в каком политическом контексте и конъюнктуре нас не рассматривают…
— Что вы можете сказать о стремлении к евроатлантическим структурам? Ведь это, согласно декларированному властью курсу, главный ориентир? Кстати, в этом контексте сегодня «прозападные» политические силы возлагают определенные надежды на Байдена. Считают, что новая администрация, в отличие от администрации Трампа, сделает больше для ослабления российского влияния на Южном Кавказе…
— Думаю, тот ажиотаж, который поднялся из-за выборов в Америке (имею в виду как болельщиков Байдена, так и «трампоманов»), который взорвал социальные сети, является одной большой трагикомедией. Успокойтесь, друзья, ни приход Байдена не сулит нам чего-то особенного, ни уход Трампа. Поскольку система, в которой мы находимся, не меняется. Ни в случае Трампа, ни в случае Бадена Грузия не будет интегрирована в НАТО, так же, как не будет в Евросоюзе, и условия жизни не улучшатся. Что касается того, что сюда периодически входят американские военные, в том числе – американские корабли, и осуществляют определенные действия, думаю, ажиотаж по поводу этого и оценки, якобы тем самым НАТО подтверждает нам какую-то беспрецедентную поддержку, это обычный политический перфоманс. Входят, и что, что-нибудь нам прибавилось?! Останутся несколько дней, покрутятся и, как предусмотрено соответствующей международной конвенцией, снова уходят. Вот это есть реальность, которая не меняется и поменяться не сможет. Ни ожиданиями, ни мечтами ничего плохого не случается, но страна стоит лицом к лицу с горькой действительностью. При этой реальности и данности будущее Грузии стоит под очень большим вопросом, при этой реальности Грузия, фактически — страна без будущего. В отличие от других государств региона, которые так или иначе нашли свое место и роль в мировом геополитическим контексте.
Беседовал Джаба Жвания