Поток обвинений в адрес Китая от США не иссякает. Санкции, ограничения, предупреждения, обвинения и беспрецедентная мера — закрытие консульства. Отношения двух стран накалились до исторического предела. За что Вашингтон ополчился на Пекин и есть ли выход, разбиралось РИА Новости.
Франкенштейн» на нашу голову
«Президент Никсон однажды высказал опасения, что, открыв миру компартию Китая, создал «Франкенштейна». И не ошибся», — заявил госсекретарь США Майк Помпео 23 июня в библиотеке имени Никсона в Калифорнии.
Глава американской дипломатии жестко прошелся по американо-китайским отношениям. И расставил акценты: пора прекращать «слепое сотрудничество» со страной, от формулы «доверяй, но проверяй» необходимо перейти к «не доверяй и проверяй».
«Политика — наша и других свободных стран — воскресила слабую китайскую экономику. Теперь Пекин кусает руку, которая его кормила», — добавил Помпео.
Ричард Никсон действительно открывал Китай миру с надеждой, что путем рыночных реформ КНР придет к либерализму не только в экономике, но и в других сферах. Однако спустя десятилетия стало ясно: Пекин принимает не все западные ценности, а лишь те, что ему удобны.
«Мы должны действовать настойчиво и креативно, потому что Пекин угрожает нашим народам и процветанию. Если свободный мир не изменит Коммунистическую партию Китая, она изменит нас», — предрек глава Госдепа.
Речь госсекретаря прозвучала на фоне беспрецедентного ухудшения американо-китайских отношений. Некоторые наблюдатели усмотрели в словах Помпео объявление холодной войны.
Со всеми против Китая
Накануне разгорелся дипломатический скандал: власти США потребовали закрыть китайское консульство в Хьюстоне, в штате Техас. Причина — обвинения в адрес двух граждан КНР. Они якобы совершали хакерские атаки на американские лаборатории, где разрабатывают лекарства против коронавируса.
Китайцы вину не признали, но очевидцы заметили: во дворе консульства сотрудники сжигали какие-то бумаги, очевидно, секретные документы.
Дональд Трамп не исключил закрытие и других представительств КНР. В частности, в Сан-Франциско, где, как считают в ФБР, скрывается китайская исследовательница, которую подозревают в мошенничестве с визой.
Пекин в ответ потребовал от американцев прекратить работу консульства в городе Чэнду провинции Сычуань. Ответственность за эскалацию в китайском МИД возложили на Вашингтон. «Мы вновь призываем США отменить ошибочное решение и создать условия для нормализации двусторонних отношений», — отметили в ведомстве.
Дипломатическое давление на Пекин нарастало давно. Белый дом в этом году хотел организовать саммит «Большой семерки» с приглашенными гостями — Россией, Индией, Южной Кореей и Австралией. На встрече предполагалось обсудить поведение КНР, из-за чего Вашингтон обвинили в попытке создать антикитайский альянс.
У западных стран разный подход к Пекину. Например, Италия первой из ЕС вошла в проект «Один пояс, один путь». По словам самого Помпео, кое-кто из участников НАТО не хочет отстаивать свободу Гонконга из страха потерять доступ к огромному китайскому рынку.
Холодная, но не очень
Несмотря на накал страстей, в том числе и в сфере вооружений, называть ситуацию холодной войной не совсем корректно. «Да, внешне это напоминает советско-американские отношения в XX веке, — говорит директор по научной работе Международного дискуссионного клуба «Валдай» Федор Лукьянов. — Но содержание совсем другое: важна не политика, а экономика».
По словам эксперта, холодная война исключает тесные торговые связи, но они есть — и очень давние. «Похоже, обе стороны планируют сворачивать сотрудничество. Интересно, как они реализуют эту идею», — рассуждает он.
В то же время Лукьянов подчеркивает: для США единственный реальный мотив конфронтационной риторики — предстоящие выборы. «Команда Трампа сознательно пришла к выводу, что китайская угроза — самая перспективная тема для переизбрания. Ее педалирование будет нарастать, и через несколько месяцев речь Помпео по степени воздействия может сравняться с Фултонской речью (Уинстона Черчилля. — Прим. ред.)».
И Трамп, и его соперник в борьбе за президентский пост придерживаются жесткой позиции в отношении Китая. Но разница в подходах есть, отмечает консультант Московского центра Карнеги Темур Умаров. Он подчеркивает: противостояние США и КНР было и при предыдущих администрациях, а структурные проблемы в отношениях между странами заложены с самого начала. «Разница в том, как работают с этим правительства. Советники Трампа, которых называют ястребами, — сторонники радикальных мер. Они понимают: до выборов нужно успеть максимум — с победой Джо Байдена на планах республиканцев можно ставить крест».
Позиция кандидата от демократов немного иная. «Он за то, чтобы сесть за стол переговоров, объединяться с союзниками, душить Китай институциональными руками, но при этом сохранять лицо, вести себя дипломатично и не впадать в истерику», — указывает Умаров.
Сторонники Байдена против закрытия консульств и давления на китайские СМИ в США. «Ответные меры Пекина нанесут больший ущерб. Америка — открытая страна, и у китайских лоббистов свободный доступ к американским официальным лицам и бизнесменам. КНР же — закрытое государство. Поэтому любые представители США — будь то пресса или дипломаты — очень важны. Их высылка сильно ударит по доступности информации и по «ушам» американцев в Китае», — объясняет эксперт.
При этом, отмечает он, китайцы сдержанно реагировали на колкости, которыми Вашингтон в последние месяцы сыпал чуть ли не ежедневно.
В июле американцы несколько раз вводили санкции против китайских чиновников из-за ситуации в Синьцзян-Уйгурском и Тибетском автономном районах. Затем США отменили режим особых отношений с Гонконгом из-за принятия Пекином закона о безопасности города. В планах Белого дома — запретить китайское приложение Tik-Tok: оно, мол, угрожает национальной безопасности. Кроме того, Госдеп недавно обнародовал официальную позицию США, согласно которой притязания КНР в Южно-Китайском море незаконны.
«Пекин ограничивался протокольным ответом пресс-секретаря МИД на брифинге. Однако когда возникают беспрецедентные ситуации вроде закрытия консульства, Китай вынужден действовать зеркально», — говорит эксперт.
К чему приведет невиданная доселе эскалация, выяснится после ноябрьских выборов. До этого риторика вряд ли вернется в мирное русло. Но горячий конфликт не выгоден никому, а болезненные проблемы, копившиеся десятилетиями, придется в любом случае решать.