Как взращивают фашизм
Парламент Латвии 23 апреля запретил публичную демонстрацию военной формы Красной и Советской армий, знаков различия, боевых и трудовых орденов, государственных и ведомственных медалей, юбилейных наград Советского Союза и наград за выслугу лет. В решении есть исключение: «Униформа и опознавательные знаки разрешены в случаях, когда использование этих символов не предназначено для прославления тоталитарных режимов [СССР и Германии времён Гитлера] или оправдания уголовных преступлений».
Желающие надеть форму должны подать заявление в местный муниципалитет, который примет решение, сообразуясь с рекомендациями Службы государственной безопасности Латвии. Появление без санкции в общественном месте в форме, при орденах и медалях наказывается штрафом.
«Люди должны понимать, что недопустимо носить нацистские или советские униформы и символы на общественных мероприятиях в нашей стране», – заявил председатель парламентской комиссии по правам человека Артус Кайминьш. Его поддержали первый председатель Народного фронта Латвии Дайнис Иванс и Элита Вейдемане, Cумасшедшая Комсомолка, как её называют за глаза: «Освобождение от советского удушья надо продолжать». Информагентство LETA цитирует Иванса так: «Это совсем не просто сделать в обществе, в котором существенная, если не большая, часть кажется запутавшейся во враждебном информационном пространстве». На исходе апреля спикер парламента Эстонии Хенн Пыллуаас в интервью изданию Maaleht назвал 9 мая символом репрессий. «Отмечающим 9 Мая известно, что для эстонцев это означает 50 лет притеснений и оккупации, а отлитый из бронзы солдат Красной армии и так называемый «Бессмертный полк» для нас олицетворяют захватчиков, разорителей, являются символами репрессий и убийств». Мэр Таллина Михаил Кылварт призвал жителей столицы оставаться 9 мая дома.
Всё это связывается с коронавирусом. «Рекомендую оставаться дома представителям группы риска и более молодым жителям страны. Избежав возможности передачи вируса, мы защитим людей старшего поколения и проявим своё к ним уважение», – подвёл «научную базу» медицинский руководитель кризисного штаба департамента здоровья Минздрава Эстонии Аркадий Попов.
Власти Литвы тоже категорически против торжественного празднования дня Победы советского народа в войне против немецко-фашистских захватчиков. Армейский полковник Ауксе Усене, чрезвычайно популярное лицо среди литовских неонацистов, открыто радуется: карантин, объявленный из-за коронавируса, «не позволит ватникам и «колорадам» широко отметить 9 мая; и вообще в стране не будет мероприятий, связанных с 75-летием Победы». Госбезопасность и полиция уже обезглавили народное движение «Бессмертный полк». В Клайпеде под надуманным обвинением в шпионаже в пользу России арестован активист «Полка» Алексей Грейчус, в Вильнюсе прошли обыски на квартирах организаторов празднества.
Литовские власти изобретают «альтернативную» военную историю. Сегодня в официальную повестку введён миф о «полувековой борьбе против советской оккупации», который гласит: «Война для Литвы закончилась только в 23.46 минут 31 августа 1993 года, когда территорию страны покинул последний воинский эшелон с солдатами Советской армии».
Усилиями отставного майора Альбертаса Даугирдаса и снайпера-инструктора Шарунаса Ясюкявичюса в Литве создано пособие для добровольцев на случай военного кризиса. Документ называется «Убей ватника!». Два «стратега» предлагают в мирное время уничтожать потенциальных врагов Литовского государства морально и экономически, а с началом агрессии со стороны России физически: из любого огнестрельного оружия, топором, ножом и всем, что под рукой. Именно так националисты поступали с гражданами Литвы еврейской национальности в июне 1941 года, ещё до появления на горизонте регулярных частей германского вермахта.
Литовский историк и политик Валерий Иванов считает, что в Литве при полном попустительстве власти, госбезопасности и полиции взращивают фашизм. Правозащитник из Риги Александр Гапоненко не сомневается: решение Сейма Латвии от 23 апреля полностью перечёркивает значение Победы Объединённых Наций над Гитлером и его союзниками. «Этот символический акт переводит Латвию в лагерь стран, проигравших войну – в союзники нацистской Германии, фашистских Италии, Венгрии, Румынии, Болгарии». С Гапоненко согласен директор Балтийского центра исторических и социально-политических исследований Виктор Гущин. По его словам, 2/3 жителей Латвии выступают за сближение с Россией и укрепление двустороннего взаимодействия, а у власти находятся представители 1/3 населения, которая «исповедует откровенно ультраправую или неонацистскую идеологию, реализует политику возрождения нацизма».
Однако значительная часть населения Прибалтики, чьи родственники участвовали в разгроме фашизма, не хотят повторения ужасных событий периода нацистской оккупации Литвы, Латвии и Эстонии. Только время бежит вперёд, живые свидетели войны уходят, и всё чаще наследники Победы сталкиваются с другими настроениями. Пишет из Эстонии журналист Андрей Заренков: «Проявилось двоякое отношение [ко Дню Победы]. Есть запуганная часть населения, которая живет по принципу «как бы чего не вышло» и «не надо нервировать власть». В любом народе есть такие люди. Но предать своего деда – это не в традициях русского народа».
Заренков подчёркивает: потомков предателей в странах Прибалтики много, но наследников Победы в разы больше. 9 мая торжества по случаю 75-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне состоятся (с вынужденными мерах предосторожности) по всей Прибалтике. В литовской Клайпеде организатором выступает антифашист Вячеслав Титов. В латвийском Резекне – общество ветеранов RRO LAKCA. В Таллине тысячи горожан принесут цветы к Бронзовому солдату. В очередной раз с треском провалится попытка примирить жертв и палачей; в Литве, например, этим занимаются пропагандисты из МИД, призывающие излечить «исторические травмы жертв их палачей» «совместной скорбной исповедью» и «готовностью не мешать друг другу вспоминать события прошлого» (так звучит один из пунктов декларации, принятой участниками вильнюсской конференции, съехавшимися из Америки, Европы и Азии).
Однако невозможно представить, как полковник Пётр Кожемякин, в большой излучине Дона воевавший против литовских карателей из полицейского батальона капитана Йонаса Семашки, станет мириться с последователями этого мясника. Или как семья гвардии полковника Николая Головко, летавшего на боевые задания стрелком-радистом бомбардировщика Пе-2, начнёт брататься с бандеровцами, которые в 1944 году подо Львовом живьём сожгли экипаж соседней «пешки», совершившей вынужденную посадку? И, кстати, о Львове: там 300 горожан примут участие в торжествах по случаю дня Победы на Кургане Славы. Поведёт туда людей бывший подполковник милиции Олег Ростовцев. Лозунг у Ростовцева и его единомышленников от юга Украины до севера Эстонии один: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»
https://www.fondsk.ru/