В начале марта в Стамбуле состоится встреча лидеров России,Турции Германии и Франции, которая будет посвящена урегулированию ситуации в сирийском Идлибе. РФ и три страны НАТО попытаются найти компромисс, который должен устроить основные стороны конфликта. Дату встречи, 5 марта, можно считать крайним сроком стабилизации обстановки в Идлибе, срыв которого может привести к катастрофе , вплоть до «прямого столкновения между русской и турецкой армиями». Об этом сегодня, 26 февраля, пишет болгарский портал Bulgarian Military.
Если Москве и Дамаску удастся обеспечить развитие событий по оптимистическому сценарию, то все последние успехи сирийских правительственных войск в Идлибе по итогам предстоящих переговоров в верхах очертят новые зоны контроля и линии разграничения на северо-западе арабской республики. Именно поэтому Башар Асад ни на день не останавливает наступательные операции, пытаясь отобрать у боевиков-исламистов, опекаемых Турцией, максимальное количество населённых пунктов, стратегических высот и дорог в регионе Большой Идлиб (провинции Идлиб и Хама, части провинций Алеппо и Латакия), отмечает издание.
Турецко-исламистский альянс за минувшие сутки смог продвинуть позиции на востоке Идлиба, в районе посёлка Нейраб и города Саракиб, но сразу получил удар на другом участке фронте — сирийская армия выбила боевиков из ряда селений и городов к югу от Идлиба.
Под удары правительственных войск периодически попадают турецкие военные, которые отвечают обстрелами со своих «наблюдательных постов» в Идлибской зоне деэскалации, превратившихся в опорные пункты и огневые точки. ВКС России активно поддерживают силы Дамаска, обеспечивая им превосходство в воздухе. Однако Анкара снабдила исламистов переносными зенитными ракетными комплексами (ПЗРК) американского производства и дала понять, что ожидает от США конкретной поддержки в виде размещения в южных районах Турции противоракетных комплексов Patriot.
Риск прямого столкновения между русскими и турками остаётся высоким, поэтому важно понаблюдать, как бывшие высокопоставленные военные Турции оценивают втягивание их страны в конфликт с Россией, отмечает Bulgarian Military.
Военные комментаторы указывают, как атмосфера в турецкой армии после подавления попытки госпереворота в июле 2016 года резко изменилась. В вооружённых силах ближневосточного фланга НАТО отмечен рост националистических настроений, хотя распространено и понимание того, что любая конфронтация с Россией, даже при условии получения реальной, а не голословной поддержки со стороны США, чревата для Анкары крайне негативными последствиями. Присутствует ощущение того, что внешними силами Турции навязывается игра, результаты которой могут оказаться для неё плачевными. Отставные турецкие генералы ныне делятся своими опасениями по данному поводу.
Так, бывший адмирал ВМС Турции Тюркер Эртюрк сказал в интервью местному изданию: «Нашей стране невыгодно работать против сирийского центрального правительства и нести бремя войны, опосредованной империалистами».
Бригадный генерал в отставке Эрдал Шенер считает, что у Турции сегодня нет чётко сформулированной политики в отношении Сирии, а «зоны безопасности», которые то здесь, тот там пытается установить в соседней арабской республике президент Реджеп Тайип Эрдоган являются «инструментом влияния на региональную политику, навязанную Соединёнными Штатами».
Тюркер Эртюрк также склонен считать Турцию «доверенным лицом» Вашингтона для ведения опосредованной войны против России. По его мнению, Эрдоган отправляет турецких солдат на смерть «ради интересов Соединённых Штатов, ради повышения своего рейтинга и популярности его собственной партии».
Генералы в отставке полагают в интересах Турции вывести свои войска из Идлиба. Однако между военными и гражданскими назначенцами Эрдогана в системах генштаба и министерства обороны страны существует внутренний конфликт: «кадровые офицеры недовольны некомпетентными, но абсолютно лояльными турецкому лидеру лицами».
Присутствует также (пока приглушённое) недовольство в армейской среде в связи с тем, что офицерскому корпусу ВС Турции приходится иметь дело с самыми настоящими бандформированиями, а зачастую и террористами, признанными таковыми самой Анкарой (группировка «Джебхат Фатх аш-Шам», бывшая «Джебхат ан-Нусра»), а также отдавать жизни за интересы «каких-то арабов».