2020 год в грузинской политической действительности, по идее, должен стать переломным. Именно в этом году мы увидим, сменится ли власть после 8-летнего правления, или останется та же. Европейские и американские партнеры, практически, категорически требуют, чтобы власть сменилась (какое их дело, но все же). А правящая команда уходить не собирается. Тут же скажем, что России, которая, якобы, вмешивается в наши внутренние дела и делает политическую погоду, пока что вообще не видно, и мы подозреваем, что она и не появится. Российские политики, скорее всего, не станут делать комментариев, и эти предвыборные трения пройдут без вмешательства русских. Разумеется, это не гарантия, что, как власть, так и оппозиция, не начнут, в угоду Западу, ругать северного соседа – дескать, мы ваши сторонники, поносим Россию.
Более всего в Грузии видно то, что политика – дело грязное и является искусством лжи. Иначе, как можно 9 лет править страной, утопить народ в крови, а потом твердить, что хочешь вернуться во власть? Или — как можно 8 лет возглавлять страну и своего избирателя превратить в попрошайку, в прямом смысле этого слова? Но нет, господа, перед выборами по-прежнему эти же люди придут к вам, к нам – ко всем и нахально начнут утверждать, что будущее будет лучше, чем настоящее. А сейчас оппозиции и власти – не до народа. Они выясняют, по какой системе должны быть проведены парламентские выборы 2020 года, и как суметь как можно легче попасть в парламент.
По мнению оппозиции, в случае пропорциональной системы, у них будет больше шансов на то, чтобы прийти к власти или создать коалиционное правительство. А власть уверена, что смешанная система оставит им возможность по прежнему быть во власти. и потому ничего не намерена уступать. Скажем также, что оппозиция задействовала старый круг знакомых, и раз в день американские конгрессмены, которые, подозреваем, в период господства «националов» питались грузинскими деньгами (в деле пиара), шлют письмо за письмом и призывают власть к большей демократии. Несколько смешно, когда ты — сторонник «националов» и говоришь о демократии. Смешно с колокольни народа, а, если спросить «националов», расстрелов на улицах, объявления людей криминалом — такого ни до, ни после не было, и, вообще, все, что они делали, находилось в тесной связи с демократией.
А вот, власти совершенно наплевать, что думают конгрессмены, поскольку дело касается их благополучия. Не то, будьте уверены, что, если те же конгрессмены призовут наше правительство ругать Россию, у микрофонов выстроится очередь — кто сильнее выругает северного соседа, и этих конгрессменов будут наперебой благодарить.
Но сейчас другая ситуация. Если верить тем же конгрессменам, у кресла власти может отломаться одна ножка, а то, что расшатанный стул легко заменить, хорошо известно. Поэтому, не то что четыре и пять конгрессменов, но и если президент Дональд Трамп скажет в прямом эфире, что в Грузии выборы должны проводиться по пропорциональной системе, «Грузинская мечта» слушать не станет. И скажет, мол, почему в наши внутренние дела вмешивается президент-миллиардер Америки. То есть, получится, что один миллиардер не дает второму миллиардеру заглянуть в свой «бизнес». Если кто полагает, что те же Трамп и Иванишвили не ведут бизнес в собственной стране и не добывают дополнительные миллионы, то он очень наивен.
Интересно еще и то, что ни американская сторона, ни власть, ни оппозиция не упоминают избирателя. То есть, никто не говорит: давайте, сначала спросим у людей, чего и как они хотят, и потом примем решение. Нет, господа, они хотят под свои желания подогнать законы, а затем уже избиратель будет обязан именно так выбрать сильных мира сего, как те установили. Оппозиция непременно скажет, мол, наши сторонники с требованием пропорциональных выборов неделями стояли на улице, но ничего подобного: 50 человек – это не население Грузии. На уши «Мечты» скажу: и 70 тысяч трудоустроенных человек тоже не вся Грузия. Грузия – в тех селах, о которых не помнила прежняя власть, и нынешняя тоже не помнит. В тех регионах, в которых даже нормальные мусорные урны не стоят, чтобы в них изголодавшиеся люди могли найти кусок хлеба для физического существования. Грузия – в сердцах тех голодных людей, которые в течение всего дня сами терпят голод, чтобы еда досталась их детям. Это есть Грузия, но вы эту Грузию не хотите. Не хотите перед выборами, не то, до следующих выборов – хоть вымрите…
После получения независимости, думаю, был единственный случай, когда у народа спросили мнение и провели референдум. После того по своей выкройке создавала власть и закон, и план действий. Как бы парадоксально ни казалось, с позиции сегодняшнего дня видно, что больше всего демократии, демократии для народа было в период Эдуарда Шеварднадзе.
Саакашвили установил настоящую демократию – огнем и мечом боролся со всеми, кто не был на его стороне. А нынешняя власть, просто, не проливает кровь, а так, она не очень-то отличается от «Национального движения». Кстати, не один «махровый» член «Национального движения» до сих пор остается на должности, по сей день «радеет за народ». Ведь ему простили то, что он натворил раньше, то, что творит сегодня – тоже будет прощено. Это потому, что у них совершенно нет совести, они прекрасно знают, как воздействовать на массы, как положить желательный для правителей результат. Потому-то они больше всего нравятся власти.
Если у избирателя спросить – отдельно власть, отдельно оппозиция – какую систему он предпочитает или какого правителя, он откажется от обоих. То есть. не поддержит ни «Мечту», ни, тем более ,«националов». Пусть «европейская Грузия» не чувствует себя счастливой от этого вывода. Она – «китайское «Национальное движение», и она тоже не должна надеяться на поддержку народа. То есть, реально избиратель не хочет ни одного, ни второго, ни третьего. Хочет новой, заботящейся о народе и стране партии, но… В том, что выбрать таковую среди множества партий будет почти невозможно, вина не только политиков, в этом виновны и мы. У нас, грузин. снизились требования, и мы сошли к проблемам сытости желудка, только до сытости. Людей сделали настолько несчастными, что их волнует лишь то, чтобы, выйдя утром из дому, вечером вернуться и принести голодным детям хотя бы достаточного на тот день пропитания. Такова горькая реальность и… Политикам на руку именно эта реальность. Если люди окрепнут материально, им не понадобится платить за выход на акцию, они сами выйдут. И у них появятся нематериальные требования. а это опасно, к тому же – очень опасно. Если у власти потребовать что-то другое, помимо еды, это уже грузинский парадокс. А парадоксов правители не любят.
Что еще мне вам сказать? Придут через несколько месяцев выборы, так, что у людей никто ничего не спросит. Мы придем к избирательным урнам и сделаем выбор, о котором впоследствии обязательно пожалеем. Поскольку – повторяю – сегодня не существует силы, которая бы заботилась о родине и людях. Да, кто-то придет сам, кого-то – вынудят. Но это значения не имеет, результат все равно будет один. И последующие четыре года мы продолжим жить во лжи, в той лжи, которую в день выборов сами же и выберем.
Бесо Барбакадзе