Чем выкрикивать НАТО и Евросоюз, лучше наладить более конструктивные и позитивные отношения с Россией
15 января правительство Российской Федерации в полном составе подало в отставку. Изменения, происходящие в стране, находятся сейчас в центре внимания всего мира. Это неудивительно, поскольку вслед за отставкой правительства президент России Владимир Путин заявил: «Убеждён, серьёзный и прямой разговор об основных принципах стабильного миропорядка, о тех острейших проблемах, с которыми сталкивается человечество, безусловно, назрел. Надо проявить политическую волю, мудрость, мужество. Время требует осознания нашей общей ответственности и реальных действий. Подать пример должны страны – основательницы Организации Объединённых Наций. Именно пять ядерных держав несут особую ответственность за сохранение и устойчивое развитие человечества. Пять наций должны прежде всего начать с мер по устранению предпосылок для глобальной войны, выработать обновлённые подходы к обеспечению стабильности на планете, которые бы в полной мере учитывали политические, экономические, военные аспекты современных международных отношений…»
Что за изменения и какие обновленные подходы имел в виду российский президент? – по этим и другим важным темам с нами беседует профессор Кавказского международного университета, политолог Тамар Кикнадзе.
— Свою идею многополярного мира Россия представила международной общественности давно. Такое решение обусловила возникшая в мире обстановка… После развала Советского Союза стали предприниматься попытки нивелировать роль России как крупного мирового игрока. Не случайно кое-кто кое-где хотел даже переписать историю, пересмотреть результаты Великой Отечественной войны, уровняв автора победы Сталина с Гитлером. Несмотря на то, что Россия является государством-членом Совета Безопасности ООН и на нее возложены важные функции, непрерывно предпринимаются всевозможные действия для того, чтобы вычеркнуть эту страну из глобальных проектов. Тем не менее, события, развернувшиеся на протяжении нескольких последних лет, показали всему миру, что пропаганда, начатая против России, себя не оправдала и намеченный план осуществить не удалось.
Приход к власти в США президента Трампа тоже не случаен, как не случайна и политика, которую он сегодня проводит. Америки как гегемона больше не существует, политика Трампа направлена на то, чтобы при минимально возможных расходах суметь сохранить позицию лидера, однако так теперь не получится – архитектура мировой политики станет совсем иной – будет сформирован многополюсной мир, в котором появятся региональные лидеры. В подобной обстановке Россия как раз и предстает при непосредственном согласии Запада в роли одного из таких региональных лидеров. Это согласие подтверждаются заявлениями президента Америки, французским президентом. При всем том, что Германия прямо не говорит об этом, ее заинтересованность «Северным потоком», как и активизировавшиеся отношения с Российской Федерацией, свидетельствуют о поддержке ею России.
Исходя из процессов, происходящих в мире, Европа пришла к заключению, что сближение с Россией лучше и продуктивней, чем дистанцирование от нее. Изменения, начатые в России, приведут к значительным переменам. Россия уже добилась внушительных успехов на международной орбите, однако внутри страны все еще сохраняется сложное социально-экономическое положение. Смена правительства Медведева была продиктована необходимостью дать стране возможность осуществить значительные, объективно назревшие перемены. Из-за экономических проблем заметно снизился и рейтинг самого российского президента.
Происходящие в России кадровые перемещения предусматривают перераспределение функций среди различных ветвей власти. Будет усилена роль парламента, прибавятся функции у исполнительной власти. Все это свидетельствует о том, что в стране больше не будет единоличного правления.
Российский президент готовит ее к будущему, поскольку факт, что меняется «архитектура» мира. Но за этим, возможно, последуют болезненные перемены и в нашем регионе.
— Как будут происходить эти так называемые архитектурные изменения, и какие процессы могут за ними последовать?
— Кулуарно процессы, по-видимому, уже начались, однако все это предстоит оформить формально, что, по-видимому произойдет на специальной встрече мировых лидеров. Возможно, она будет аналогична Ялтинской конференции. Там и будет все, о чем так долго говорится, оформлено – мир должен будет стать многополярным, а существующее положение в корне изменится. Очень скоро мы увидим новое региональное перераспределение, ослабление некоторых государств и усиление других. Жертвами при этом могут стать многие страны Евросоюза и часть постсоветских государств.
— Факт, что изменения неизбежны. Но как вы полагаете, вспомнят ли «наши стратегические партнеры» в ходе такого перераспределения о Грузии? Что ждет нас?
— Грузия небольшая страна. Мы не формируем политический климат. Будет, конечно, хорошо, если Европа и Россия станут действовать согласованно и сотрудничать. В таком случае в начавшихся процессах нам, возможно, будут отведены неплохое место и довольно заметная роль. Но для этого руководство страны должно признать, что политика, которую оно проводило, была ошибочной. Сказать, что было ошибкой выкрикивать НАТО и Евросоюз, вместо того, чтобы позаботиться о более конструктивных и позитивных отношениях с Россией. Процессы, происходящие в мире и в самой России наглядно показывают, что она является страной, с которой следует считаться. Я неплохо знаю российскую историю, и у меня никогда не возникало сомнений в ее мощи. Все, кто знакомы с возможностями этой страны, должны понимать, что даже если зарыть ее в землю, все равно она рано или поздно уверенно встанет на ноги. Расчеты, произведенные Западом, которые он щедро преподнес Грузии, оказались неточными. Деструктивная политика по отношению к России была огромной ошибкой для всех и в особенности для Грузии. Позицию, которую избрала наша страна, никто больше не занимал. На Кавказе политические связи с Россией отсутствуют только у нас; и Азербайджан, и Армения всегда стремились иметь с ней нормальные отношения. Политический выбор и внешний курс Грузии были ошибкой. Грузии придется теперь ее исправлять, а это гораздо болезненней, чем проводить последовательную и правильную политику, когда не приходится постоянно опасаться реакции внешних и внутренних сил.
— А каковы, по-вашему, перспективы НАТО и Евросоюза в процессе нового перераспределения мира?
— Отношение президента Америки Дональда Трампа к НАТО и Евросоюзу свидетельствует о том, что роль этих игроков уже не актуальна. Можно сказать, время политики блоков завершилось…
— Осознает ли наше руководство, что за процессы протекают в мире и перед какими реалиями мы может оказаться?
— Я внимательно слежу за процессами в стране, но в них пока не просматривается ничего , позволяющего предположить, что Грузия готовится к новшествам. Я не знаю, что происходит в кулуарах власти и что они там планируют. Как не знаю и того, осознал ли кто-нибудь из них происходящее в мире… Единственное, что я изначально заметила – это то, что сама по себе правящая команда не выделяется антироссийским настроем. Вообще, «Грузинская мечта», в отличие от предыдущей власти, не была агрессивной по отношению к России. Они формировали позицию, опасаясь так называемой оппозицию, но сегодня уже не время чего-то бояться, лучше изменить направление и взять курс на Россию, попытаться решить с ней имеющиеся проблемы, поскольку это страна, не считаться с которой нельзя.
Печально, что за столько лет мы так и не уяснили, на кого следует держать курс и что надо делать; именно по этой причине наши потери так велики. Хотелось бы надеяться, что хотя бы теперь над этим серьезно задумаются. Изменения будут болезненными, но они обязательны и крайне необходимы.
— Как должна повести себя Грузия, чтобы закрепить за собой место в условиях нового мирового порядка, и кто станет нашими партнерами? На каких условиях нам надо выстраивать международное сотрудничество в плане укрепления безопасности и развития экономики?
— Прежде всего, следует научиться внимательно отслеживать происходящие в мире процессы, посмотреть, как будет перераспределяться региональное управление, к кому нас отнесут.
— Получается, что от нас ничего не зависит. Не имеет значения, чего мы хотим, как хотим, куда хотим?
— Не совсем так, потому что от нас тоже многое зависит. Политика – это искусство возможного, и надо непременно вести закулисную работу, особенно, когда это касается такой страны, как Россия.
— По силам ли нынешней власти подобная игра и сумеет ли она наладить кулуарные отношения? Как вы уже отметили, они все напуганы. Пару дней назад американцы прислали какой-то листок, в котором была забракована работа правительства, и из-за этого началось такое…
— Они обязаны договориться с Россией – другого пути просто нет. Как я отметила выше, мы итак уже повсюду опоздали и перемены будут болезненными, но надо перестраховаться. Что касается письма, отправленного из Америки, то все прекрасно знают, как это делается. Местные кого-то лоббируют, а потом сами же поднимают шум в социальных сетях и некоторых средствах массовой информации. К сожалению, в этой стране деструктивные силы укоренились слишком глубоко, в чем опять-таки проявилась вина властей.
Действующая власть в Грузии должна, наконец, опомниться и взяться за ум. Если судить по процессам, протекающим в России, то можно сказать, что перераспределение уже началось и разговоры о многополярном мире – это не миф. В России стали ограничивать либералов, а это свидетельствует, что страна усилится экономически, и все это отразится на международном сообществе в целом. Российский президент заявил, что Россия должна быть суверенным государством, и ее законодательство должно обладать большей силой, чем международные акты.
Беседовала
Эка Наскидашвили