За минувший год мы стали свидетелями уже трех крупных скандалов, связанных с демонстрацией карт, иллюстрирующих фантазии турецких политиков о «Великом Туране» за счет сильно уменьшившихся территориально, а то и вовсе поглощенных соседей.
В сентябре 2020-го турецкий парламентарий Метин Кюлюнк показал карту «Турции будущего», в которую вошли большие куски Греции, Болгарии, Армении, Грузии, Ирака, Сирии, Кипра. Эту карту представитель возглавляемой президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом Партии справедливости и развития (ПСР) выложил в интернет, сопроводив соответствующими комментариями.
Надо сказать, что поступок турецкого политика не вызвал особого резонанса: мало ли что выкладывают неадекватные люди в соцсетях. Однако уже в феврале нынешнего года еще одну провокационную карту показал в прямом эфире турецкий государственный телеканал TRT – 1.
Нарисовали карту не где-нибудь, а в американской разведовательно-аналитической компании Stratfor, которая не нуждается в представлениях. Эта структура называет себя «теневым ЦРУ» и имеет на это некоторые основания в силу специфики кадрового состава и профессионального опыта значительной части сотрудников.
Называлась карта не так провокационно, как карта Колюнка. Речь шла не о будущих границах Турции, а о лишь о «турецкой сфере влияния». Зато и масштаб претензий был куда более значительным, охватывая все Закавказье и Среднюю Азию, а также Крым, Кубань, Северный Кавказ и еще ряд российских регионов.
Демонстрация карты на официальном телеканале не прошла незамеченной, в том числе и в России. К Анкаре возникли вопросы, на которые турецкая сторона отвечала в том духе, что, мол, рисовали карту не мы, это просто мнение иностранных экспертов, которое интересно турецкому зрителю.
Наконец, 13 ноября этого года на официальной странице турецкой Партии националистического движения (ПНД) в Facebook появилась еще более провокационная, чем две предыдущие, «Карта Тюркского мира».
Стало ясно, что границы «Великого Турана», очерченные Stratfor, пантюркистов не устраивают, им нужно значительно больше. К «Тюркскому миру» здесь причислена чуть ли не половина Евразии, в том числе и огромные куски территории Российской Федерации.
Как выяснилось, амбиции турецких националистов распространяются на не только на республики Северного Кавказа, Татарстана и Башкортостана, но еще и на Алтай, Бурятию, Тыву, Хакасию, Якутию. А также на территории Астраханской, Иркутской, Курганской, Новосибирской, Пензенской, Омской, Оренбургской, Самарской, Ульяновской, Челябинской областей.
Не был обойден вниманием Пекин и Тегеран. В «Тюркский мир» зачислили китайский Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР), а в Иране – северо-западные районы, населенные этническими азербайджанцами.
Лидер ПНД Девлет Бахчели является сегодня коалиционным партнером президента Эрдогана. Его партия вместе с ПСР образует предвыборный блок, который контролирует сегодня парламентское большинство. И надо сказать, что исторически ПНД – это точка сбора одиозных турецких русофобов, для которых Россия всегда является историческим врагом.
В 1940-е года основатель партии полковник Тюркеш симпатизировал нацистам, но пошел под суд после того, как Красная Армия разгромила вермахт под Сталинградом, и в Анкаре решили избавляться от прогерманских элементов. На суде Тюркеш заявил буквально следующее:
«Россия нас привела к нынешнему состоянию, Россия точила на нас зубы, Россия разрушила нашу империю. И опять же Россия обречена грызться и возиться с нами из–за нашего географического положения. Поэтому я считаю, что самый наш большой враг – Россия». С тех пор идеология партии не сильно изменилась. Упомянутый выше Девлет Бахчели – преемник Тюркеша, после смерти последнего в 1997 году возглавивший ПНД.
«Карта Тюркского мира» была выложена в интернет в тот самый день, когда Эрдоган успешно завершил саммит Тюркского совета, поменявшего свое название на Организацию тюркских государств и принявшего Концепцию Тюркского мира до 2040 года, к слову, достаточно взвешенную и политкорректную, изобилующую ссылками на уважение к суверенитету независимых государств, нерушимость границ, важность культурного обмена и прочие самоочевидные вещи.
Вот только в самой Турции итоги саммита стали трактовать так, как будто бы на нем был запущен процесс создания пантюркистского сверхгосударства. И пресловутая «Карта Тюркского мира», где в желтый и оранжевый цвета были закрашены огромные территории стран, не входящих ни в какие тюркские содружества, дала пищу для очень тревожных размышлений.
Наконец, ситуация приобрела совсем уж зловещий характер после того, как рядом с этой картой, подаренной ему вожаком националистов, сфотографировался лично Эрдоган. Это подняло историю из сферы маргинальных провокаций на уровень межгосударственных отношений, поскольку присутствие президента страны рядом с таким вот картографическим «шедевром» – это очень серьезно.
Успокоительные заявления о том, что Эрдоган, мол, сделал подобный жест лишь для «внутреннего применения», с целью привязать к себе электорат радикальных националистов, не должны вводить в заблуждение.
Напомню, что одновременно с саммитом тюркских государств резко обострилась обстановка на границе Армении и Азербайджана, которое удалось купировать лишь благодаря вмешательству России. Внешнеполитический посыл демарша, который предпринял Эрдоган, очевиден, и турецкий лидер, видимо, хорошо отдает себе в этом отчет.
Сегодня много спорят о том, какова роль Турции в современном мире, в какую сторону движется Анкара. Стремится ли она стать одним из центров многополярного мира или, напротив, не мыслит себя вне НАТО, вне западного лагеря, где желает лишь набрать дополнительные очки и повысить свой статус, стать игроком высшей лиги, типа Великобритании и Франции?
«Карта Тюркского мира» в руках Эрдогана во многом содержит ответы на эти вопросы. По сути дела, это еще одна заявка на геополитической статус в большой игре на стороне Запада против России и Китая. И это не сулит ничего хорошего ни нам, ни Пекину, ни самой Турции.