«Три штуки за лари… Хорошо, возьми четыре… Ну ладно, пусть будет пять!». Кто из нас не слышал в зимний период эти фразы, которые часто произносят продавцы, предлагающие покупателям лимоны. Грузинские лимоны – они очень вкусные, сочные и ароматные. Между прочим, сейчас килограмм лимонов на рынке стоит 10 лари, а найти выращенные в Грузии почти невозможно, во всяком случае, крайне сложно. Пока не появятся плоды нового урожая, рыночная цена лимонов будет очень высокой, а учитывая имеющийся в стране спрос на них, мы, не исключено, добьемся очередного рекорда. Какого? — заинтересованно спросите вы. – Рекорда по ввозу лимонов из-за рубежа…
Лимоны входят в десятку продуктов, цена на которые в нынешнем году в Грузии рекордно взлетела вверх. Импортерам килограмм этих цитрусов обходится в среднем в 70 центов (без учета налогов), то есть, лимоны стоят около 1,90 лари, однако на прилавках их продают по 10 лари за килограмм. Выбивающиеся за пределы всяческих норм, совершенно нереальные наценки – это, безусловно, наболевшая проблема и тема для отдельного разговора. Однако еще более серьезное беспокойство в отношении лимонов вызывает то обстоятельство, что за первые шесть месяцев нынешнего года мы уже импортировали из-за пределов страны рекордное их количество. И это в условиях, когда очень скоро времени Грузия окажется буквально завалена лимонами, и их начнут вывозить отсюда по бросовой цене.
«Предположим, в одном килограмме пять лимонов. Получается, цена за один лимон составляет сейчас 2 лари, а в разгар сезона мы покупаем их по 20 тетри, то есть в десять раз дешевле. Да что в сезон, и сейчас поставщики продают их нам почти по такой же низкой цене, потому что это цитрус, который приносит прибыль как в сезон, так и в межсезонье. Другое дело, что грузинские предприниматели стремятся выжать из него десятикратную прибыль. За шесть месяцев мы импортировали 2 тысячи тонн лимонов – то есть в объеме, для хранения которого достаточно трех холодильников на тысячу тонн каждый. Для грузинского рынка их должно быть вполне достаточно. Строительство одного холодильника такого типа обходится в среднем в 1,5 миллиона евро, причем, владелец имеет реальный шанс вернуть вложенные средства в течение всего одного или двух сезонов. Тем не менее, желающих создать такое холодильное хозяйство нет, даже несмотря на субсидии, которые обещает выделить государство. Причина простая: «Мы привыкли все импортировать из-за рубежа. Так жить намного проще: купил – продал. Зачем лишний раз себя утруждать, нервничать, бегать, нанимать людей? Вон под боком Турция, есть еще Южная Африка (?!), Египет – оттуда мы лимоны и закупаем», — откровенно объясняет эксперт в данной сфере.
Это даже не смешно, когда лимоны в Грузию завозят из Южной Африки – цитрусовые, которые обильно и без каких-либо проблем растут в Западной Грузии. В последнее время у многих жителей прибрежной зоны лимонные деревья высажены исключительно для красоты, потому что по-другому за ними… лень ухаживать. Одна из главных причин, по которой тормозится местное цитрусовое производство и никто не рискует ничего разводить, упирается в нереальные зарплаты. Да, именно в зарплату, потому что никто не хочет начислять ее в адекватных размерах, и на нашем местном рынке сложилась порочная тенденция, будто гражданину Грузии не обязательно платить достойно, а труд крестьянина и вовсе не заслуживает оплаты адекватно затраченным усилиям. Как-то в социальной сети я наткнулся на примечательное объявление: некто написал, что купит большую партию свинины по 7 лари за килограмма и ожидает предложений. На него обрушился мощный поток критики: «Какие еще 7 лари? На рынке свинина стоит минимум 15!». Однако нашлось несколько человек, которые согласились на эти кабальные условия: «Мне срочно нужны деньги, и я готов продать по указанной цене». И продали. Я все это привожу к тому, что, как это ни прискорбно, мы в Грузии всегда умели зарабатывать на чужом горе, и у некоторых это хорошо получается и сейчас. Вспомните, как в пандемию «предприимчивые» люди заработали миллионы на защитных масках, продавая их по 2-3 лари при себестоимости 5 тетри, и никто при этом даже не покраснел!
К сожалению, эта наша беда, и затрагивает она, как видите, не только лимоны. Нынешним летом в Грузию было завезено мороженое на сумму более 4 миллионов долларов. Главным поставщиком опять стала Турция. И знаете, что вызывает особый интерес? Если лет еще 15-20 назад турецкая продукция ассоциировалась у нас с низким качеством, то теперь практически по всей Европе эта страна выдвигается в качестве ведущего игрока в различных сферах. То есть турки во всю постарались, хорошо научились, грамотно поработали и добились результатов. А что тем временем делаем мы? Мы позабыли, как делает даже то, что умели делать. Мороженое, производившееся в Гурджаани или Сенаки, было раньше хорошо известно не только в Грузии, но и по всему Советскому Союзу. А теперь? Мороженное здесь производят по сей день, и хотя вкус уже не тот, он все же неплохой. Пока живы и люди, умеющие делать это восхитительное мороженое, но они… никому сегодня не нужны. Да и зачем суетиться, утруждать себя, если рядом Турция? Мороженное, которое мы оттуда завозим, прекрасно продается, мы с удовольствием его едим и вносим солидный вклад в развитие… турецкой экономики. Я хочу сказать, что мороженое – это не тяжелая промышленность, для его производства не требуются миллиардные вложения, дорогостоящее оборудование. Это не выпуск сложных автомобильных деталей или двигателей — это продукт, состоящий всего лишь из молока и сахара. Но мы и с ним не можем справиться. Вернее, мы равнодушно и безжалостно разрушили и уничтожили даже то, что умели делать.
Лимоны, мороженое и… зелень. Мы бьем рекорды по этим направлениям импорта. Если задуматься, на душе становится и горько, и смешно: мы закупаем за рубежом зелень на 15 миллионов долларов, и делаем это в стране, где когда-то два региона не только полностью обеспечивали зеленью всю Грузию, но и успешно экспортировали ее в другие союзные республики. В свое время Квемо Картли и Имерети легко справлялись с этой проблемой, но теперь мы обленились настолько, что даже зелень предпочитаем приобретать в тех же Турции или Азербайджане. Покупаешь в одном месте, продаешь в другом. Сельчане ленятся взять горсть семян и посеять их в своих деревенских дворах, чтобы всегда иметь зелень хотя бы к собственному столу. Помню, что когда я был ребёнком и приезжал в деревню, дедушка срочно резал курицу, бабушка тщательно ее ощипывала, параллельно запекла тесто в печи. А в огороде у нее росли замечательные огурцы и помидоры. Она собирала их прямо с грядки, нарезала свежую зелень, выставляла на стол домашний сыр и маринованные овощи. Все это казалось, вроде, простым, но выглядело очень красиво и, что главное, было необыкновенно полезно. И если вдуматься, понимаешь, что это было поистине царское застолье. Вслед за сытными блюдами всегда появлялись фрукты из собственного сада, и все имело совершенно иной вкус и доставляло огромную радость. А сейчас? Сейчас помидоры на столе у людей пронизаны жесткими белыми прожилками, зелень грубая, огурцы отдают горечью, сыр готовят из сухого молочного порошка, хлеб пропитывают пальмовым маслом, а курей, выращивают на премиксах… Ты сидишь словно не за домашним столом, а в химической лаборатории, и ешь, не понимая, что жуешь, потому что у еды почти нет никакого вкуса. На десерт у нас тоже фрукты, но принесенные с рынка, где их облили каким-то раствором, чтобы они не утратили «товарный вид». Однако мы все равно их едим, потому что иного выбора, точнее, другой продукции в продаже нет. Бабушки в платочках, натуральные продукты, налитые спелостью фрукты исчезли с нашего стола, как прошлогодний снег, и мы в лучшем случае просительно смотрим в руки соседей, надеясь, что может быть хоть они вырастят что-то натуральное, вкусное и захотят поделиться с нами…
Скоро мы вполне можем дойти до того, что нам станет лень выпекать хлеб, и тогда всю выпечку мы тоже станем завозить из-за рубежа (кстати, некоторые виды хлеба мы уже импортируем). Кто несет ответственность за все эти вещи? Обвинить кого-нибудь несложно, но нет, господа, винить мы должны только самих себя, потому что до всего этого мы дошли, как говорится, собственными руками. Понятно, государство не пытается перевести сельское хозяйство на новые рельсы. Оно воспринимает эту сферу деятельности всего лишь как «излишние расходы». Но кто запретил нам выращивать зелень и овощи на домашнем подворье? И разве кто-нибудь не разрешает нам самим сажать деревья, или мы уже полностью разучились это делать?!
Вспоминаю замечательный грузинский фильм «Саженцы», где 90-летний старик ищет дикую грушу, объясняя, что она дает очень сочные и сладкие плоды, но плодоносить начинает только через 15 лет. Иностранцы, которым он все это рассказывает, явно недоумевают и между собой смеются над ним. Вот и мы, в отличии от этого мудрого старика, не желаем смотреть вперед, живем только одним днем, заботясь лишь о том, как нам сегодня насытить свой желудок, совершенно не думая о том, что будет завтра. В области сельского хозяйства нас обогнали страны не только в регионе, но, наверное, и во всем мире. Там поняли, что продовольствие – это главный стратегический продукт, и именно на нем надо делать сейчас акцент. Можете не сомневаться, это хорошо известно и действующей власти, и оппозиции, однако никто из них в преддверии выборов еще слова не молвил о том, что сельское хозяйство необходимо поддерживать и это надо делать иначе, что основные и важнейшие продукты питания важно в достаточном объеме производить, прежде всего, у себя. Развивая аграрную отрасль, мы не только добьемся улучшения экономики, но и создадим дополнительные рабочие места для населения, и, что самое главное, вновь начнем потреблять в пищу натуральные продукты. Может быть тогда мы, наконец-то, уступим тревожное первенство, которое удерживаем по части онкологических заболеваний, и обеспечим людям здоровое питание, как это было при «недоброй памяти коммунистах». Ведь тогда качеству продовольствия придавалось огромное значение.
Леван Габашвили