Военное столкновение между Украиной и Россией продолжается. В течение последней недели украинская сторона практически ежедневно объявляет об отходе своих вооруженных сил и сдаче все новых и новых городов и сел. Запад же, на поддержку которого больше всего рассчитывала Украина, не перестает обещать, что будет обильно снабжать Зеленского и его армию оружием. Вот только для его применения нужны, как минимум, стрелки. Украинцы заявляют, что уничтожили втрое больше российских солдат, чем потери, которые в ходе военных действий понесли они сами. Тем не менее, очевидный факт – вперед продвигаются именно их противники.
Не менее военной важна и общая ситуация. Западные лидеры начали активно готовиться к зиме, и Украина, похоже, стала интересовать их гораздо меньше. Более того, в последних заявлениях европейских лидеров явно проглядывает ожидание того, что столкновение должно быть закончено, поскольку конфликт очень болезненно бьет по всей Европе, нанося ей огромный ущерб, а продолжение военных действий льет воду только на мельницу Америки. Мы стали свидетелями заявлений (к примеру, из уст генерального секретаря НАТО) о том, что следует стараться побыстрее отыскать пути к мирному соглашению, даже если ради этого Украине придется уступить определенные территории. Да, украинцы, трезво анализируя события, все чаще догадываются – они оказались в большой беде, и потому уже официально подтвердили, что готовы свернуть с пути, ведущего в НАТО, не делая ничего из того, что бы сближало их с данным военным альянсом. Тем самым Украина сказала то, чего, собственно, и требовала Россия перед началом специальной военной операции. Больше всех заявление украинцев, разумеется, пришлось не по вкусу Соединенным Штатам Америки, но опротестовывать его они пока воздержались. Тем временем, Украина, судя по всему, удостоверились в том, что на ближайшие десятилетия у нее нет никаких перспектив добиться членства в НАТО, и была вынуждена закрыть этот проект.
Сейчас на дворе только лето, однако зима, как говорится, не за горами, и ответственная перед собственными гражданами Европа уже начала к ней готовиться. Причем, европейцы прекрасно осознают – без российского природного газа они попросту замерзнут. Отказавшись от российского голубого топлива, они оказались перед необходимостью срочно искать выход из самими же созданного положения. Старая Европа заговорила о возвращении к использованию каменного угля и переводе на уголь старых предприятий. Между тем, европейцы отказались от его использования, так как, по их мнению, он сильно загрязняет окружающую среду и, к тому же, способствует процессу глобального потепления, провоцируя его. Отходы сгорания каменного угля, попадая в атмосферу, долго не разлагаются, нанося также большой вред здоровью людей.
Что же получается? У Европы существует шанс по-прежнему получать природный газ из России, но, вместо этого, она готова перейти на каменный уголь с риском не только для здоровья граждан, но и для всей европейской экологии?! Что при этом предлагает руководитель Еврокомиссии госпожа Урсула фон дер Ляйен? Она считает, то если на два градуса опустить настройку регуляторов отопительных приборов, то российский природный газ, дескать, не понадобится! Да, европейцы, хоть и с опозданием, наконец-то, начинают осознавать, что Америка устроила «черный день» не одной лишь Украине, она создала серьезные проблемы почти всем европейским государствам. Причем, дело не только в нефтепродуктах – на передний план выдвинулся вопрос продовольствия, на дефицит которого указал немецкий канцлер Олаф Шольц, снова подставив… Украину.
«Украина является одним из крупнейших производителей пшеницы в мире, и создавшееся там положение заставляет нас задуматься о том, что дефицит пшеницы возникнет не только на международном рынке, что и сама Украина непосредственно окажется перед этой проблемой. Если так будет продолжаться, украинцев ждет голод, и выход из этого положения не виден», — заявил Шольц.
Тут, пожалуй, самое время вспомнить, как и Европа, и Америка подталкивали нас отказаться от российской пшеницы – мол, мы вас полностью ею обеспечим. Однако, так ничего и не сумев нам предложить, были вынуждены тему закрыть и лишь время от времени напоминали: может вам все-таки поискать альтернативные пути для закупки пшеницы. Теперь же выясняется, что голод ожидает не только нас, но, если что-нибудь не придумать, и оказавшуюся в трудном положении Украину. Да, украинцы, вдобавок, должны сами найти выход из создавшегося положения, потому как Запад уже умыл руки: дескать, такого количества пшеницы, чтобы делиться с Украиной, у нас нет, мы сами покупали пшеницу у нее.
26 июня друг с другом встретились британский премьер Борис Джонсон и французский президент Эммануэль Макрон. Во Франции как раз недавно завершились выборы, на которых партия Макрона потерпела поражение, и это подтвердило – французы работой своего президента недовольны. В ходе встречи стороны договорились укреплять сотрудничество в вопросах безопасности и обороны. Что главное, они пришли к согласию, что Украине необходимо оказать помощь военной техникой, поскольку сейчас назрел критический момент, и никак нельзя бездействовать. Впрочем, ни она из сторон даже не обмолвилась о том, что, помимо вооружений, украинцам необходимо продовольствие, что близится зима, а вся инфраструктура разрушена. Это значит, даже если стране удастся выстоять в военном противостоянии, будет невозможно обеспечить ей подачу природного газа и электроэнергии. Без них же обеспечить производство продуктов питания невозможно. А что касается такого стратегического продукта, как пшеница, то о ней мы уже сказали. Запад должен лучше украинцев понимать, что с одним лишь оружием в руках далеко им не уйти.
Вернемся, однако, к каменному углю. Европа твердо вынашивала намерение полностью заменить его другими видами топлива, так как среди них уголь считается самым вредоносным для окружающей среды. Так вот, этот смелый план декарбонизации в результате оказался сорван. Во Франции, которая буквально год назад утверждала, что к 2024 году полностью откажется от производств, использующих уголь, этот тезис теперь полностью утратил перспективу. Заявления европейских стран настолько встревожили президента Еврокомиссии Урсулу фон дер Ляйен, что она предпочла воздержаться от оценок относительно отказа от реализации подобного плана, поскольку именно Еврокомиссия выступала главным инициатором декарбонизации. Теперь же получается, что и этот европейский орган сработал впустую, причем, кто-нибудь в конце концов непременно потребует отчитаться за пущенные на ветер миллиарды. Правда, госпожа Урсула продолжает категорически повторять свое взаимоисключающее требование – откажитесь от российского природного газа, но при этом и каменный уголь не используйте. Сегодня больше всех от угля зависит Польша, и не случайно за последние два месяца именно эта страна член Евросоюза подняла использование каменного угла с 6,9% до 16,9%. Но и у остальной Европы, скорее всего, не останется иного выхода, и тогда к осени над Европой в буквальном смысле слова нависнут черные тучи дыма.
Неудивительно, что согласно последним данным, практически все крупные европейские страны пытаются получать российскую продукцию в обход установленных санкций, то есть, чтобы она, миновав таможню стран-посредников, попадала в государства Евросоюза без записи в документах, что произведена в России. Тем самым европейцы как бы лицемерно показывают миру, что официально российскую продукцию они не покупают, на самом же деле они попросту не смогут существовать без нее. А те успешные компании, которые подпевая общему антироссийскому хору, ушли с российского рынка, теперь подсчитывают убытки, достигшие сотен миллиардов. Первые среди них – «Coca-cola» и «Apple». По их же подсчетам, только Санкт-Петербург и Москва потребляли столько продукции, сколько отдельно взятая европейская страна. Теперь они остались вне это рынка, что утяжеляет не только их нынешнее положение, но ставит под серьезную угрозу осуществление долгосрочных проектов. Пока никто не осмеливается сказать вслух, что хотел бы вернуться на российский рынок, но время для этого недалеко.
В подобных условиях от грузинского руководства требуется не взвешенная позиция, но и тщательное проработанные решения. Небольшая страна, как наша, экономически сильно зависящая от России, должна внимательно обдумать и выверить планы на будущее. Обнуление ввоза зерна пшеницы из России и перевод импорта на хлебную муку уже убедительно показал, к каким мы можем прийти результатам: главный продукт питания населения подорожал на 20%, а все существующие в Грузии мелькомбинаты остались без работы и были закрыты. Если до осени ничего не изменится, нас ждет очередная волна подорожания. Причем, речь идет не только о хлебе, Мы ведь много чего завозим из России, а также вывозим на российский рынок.
Да, нас наказывают за то, что мы не стали стрелять в направлении северного соседа, что не присоединились к санкциям против него, что не отказываем российским гражданам во въезде в страну, что деньги, которые российские туристы тратят в Грузии, продолжаем считать мощным подспорьем для нашей экономики и рядовых граждан. Потому я и говорю, что нам крайне важно думать, в первую очередь, о собственных интересах, особенно видя, как Запад приносит в жертву своим политическим амбициям 45-миллионную Украину. А наша страна не является ни крупным игроком на рынке продовольствия, ни золотым прииском экономических ресурсов.
Бесо Барбакадзе