США объявили о приостановке стратегического партнёрства с Грузией. Как пояснили в Госдепе, решение было принято в том числе в связи с намерением властей страны до конца 2028 года не поднимать вопрос переговоров о вступлении в Евросоюз. В ведомстве подчеркнули, что приостановкой процесса евроинтеграции правительство Грузии якобы пошло против воли народа и сделало государство более уязвимым для Кремля. В Вашингтоне также поддержали протесты в стране, устроенные оппозицией. Как отметил премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе, внешние силы стремятся украинизировать страну, однако правительство не допустит «майдана». С точки зрения экспертов, Западу невыгодна сильная и суверенная Грузия, действующая в своих интересах. В связи с этим перед оппозицией была поставлена задача добиться смещения нынешнего руководства страны, считают аналитики.
Вашингтон приостанавливает стратегическое партнёрство с Грузией, заявили в Госдепартаменте США.
«Вследствие различных антидемократических действий (представителей. — RT) «Грузинской мечты» были нарушены основные принципы американо-грузинского стратегического партнёрства… В результате Соединённые Штаты приостановили действие этого механизма», — говорится в сообщении на сайте ведомства.
Решение было принято в том числе в связи с отказом грузинских властей до 2028 года выносить на повестку дня переговоры о вступлении в Евросоюз.
«Приостановив процесс вступления Грузии в ЕС, «Грузинская мечта» отвергла возможность укрепления связей с Европой и сделала Грузию более уязвимой для Кремля», — считают в Госдепе.
В связи с этим американское внешнеполитическое ведомство призвало правительство страны «вернуться на евро-атлантический путь, провести прозрачное расследование всех нарушений, имевших место в ходе парламентских выборов, и отменить антидемократические законы, ограничивающие свободу собраний и выражения мнений».
Инструмент шантажа
О решении отложить процесс вступления Грузии в ЕС и отказаться от всех бюджетных грантов со стороны содружества до 2028 года премьер-министр Ираклий Кобахидзе объявил на брифинге 28 ноября. Он пояснил, что причинами для этого стали постоянный шантаж со стороны Брюсселя по поводу начала диалога о вступлении, требования отменить ряд принятых парламентом законов и призывы ввести санкции в отношении грузинских властей.
«Мы не останавливаемся и будем продолжать выполнять свои обязательства, изложенные в Соглашении об ассоциации (с ЕС. — RT) и Соглашении о свободной торговле, и, как указано в нашей правительственной программе, к 2028 году мы стремимся выполнить более 90% этих обязательств полностью за счёт собственного финансирования, без помощи ЕС. Наша цель — вступить в ЕС не путём попрошайничества, а с достоинством, с устойчивой демократией и сильной экономикой», — отметил глава правительства.
По его словам, Тбилиси продолжит двигаться в сторону ЕС, но не в условиях шантажа и манипуляций, оскорбительных для страны.
«Мы должны донести до европейских политиков и бюрократов, которым недостаёт, собственно, европейских ценностей, что они должны взаимодействовать с Грузией уважительно, а не путём шантажа или оскорблений. Использование темы переговоров для раскола общества и манипулирования вредит репутации ЕС в Грузии», — подчеркнул Кобахидзе.
Своё заявление премьер-министр сделал на фоне принятой Европарламентом резолюции о непризнании прошедших в стране 26 октября парламентских выборов.
«Результаты голосования, оглашённые Центральной избирательной комиссией страны, «не являются достоверным отражением воли грузинского народа»… В итоге Европарламент отказывается признавать результаты парламентских выборов, что следует сделать и международному сообществу», — говорится в пресс-релизе ЕП от 28 ноября.
Помимо этого, Европарламент призвал Брюссель и страны — члены ЕС к введению персональных санкций против ряда грузинских политических деятелей, которых ЕП обвиняет в «отходе от демократии, нарушении избирательных законов и стандартов, а также злоупотреблении государственными институтами».
«Парламентарии также призывают ЕС строго ограничить официальные контакты на уровне ЕС с правительством и парламентом Грузии», — отмечается в документе.
Заседание Европарламента
Голос оппозиции
Решение грузинского правительства по переговорам с Брюсселем о вступлении в ЕС вызвало резкую реакцию оппозиции, которая вывела на улицы людей. Протесты фактически возглавила президент страны Саломе Зурабишвили, которая обвинила власти в «конституционном перевороте» и провела экстренные консультации с послами стран ЕС.
«Сегодня я являюсь единственным легитимным институтом в нашей стране, единственным легитимным представителем нашей нации, единственным, кто вправе говорить с миром от лица нашего общества. И я буду это делать», — сказала она на брифинге 28 ноября.
По её мнению, своим решение власти страны якобы подтвердили смену внешнеполитического курса с Европы в сторону России. В связи с этим президент заявила, что все неравнодушные должны выйти на улицу и присоединиться к протестам, а также определить, как они будут развиваться в ближайшие дни. Она также призвала полицию защищать граждан Грузии, «а не русских, не иностранцев, не предателей».
Между тем протестующие выстраивают баррикады, запускают в направлении силовиков пиротехнику и устраивают поджоги. При этом действия властей, пытающихся не допустить погрома митингующими, уже осудили в Европе и США. В частности, председатель комиссии США по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкская комиссия) Джо Уилсон в соцсетях призвал ввести санкции против почётного председателя правящей партии «Грузинская мечта» Бидзины Иванишвили и его окружения. В свою очередь, в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) 29 ноября осудили «жёсткое подавление мирных демонстраций».
Глава евродипломатии Кая Каллас также не исключила введение санкций против Грузии на фоне массовых беспорядков.
Сама Зурабишвили 30 ноября в интервью телеканалу France24 заявила, что действия демонстрантов не должны рассматриваться как революционные.
«Мы просим о проведении новых выборов, о том, чтобы здесь была техническая миссия ЕС, целью приезда которой стало бы определение условий для проведения новых выборов: что должно быть исправлено, как следует переработать избирательное право, чтобы учесть все рекомендации Венецианской комиссии. Путь совершенно ясен. Это не революция, а стабильность. И в случае необходимости на этот переходный период нам может понадобиться техническое правительство», — сказала президент.
Президент Грузии Саломе Зурабишвили
При этом Ираклий Кобахидзе на брифинге в тот же день объявил, что протесты организованы оппозицией с подачи западных политиков, «которым не удалось добиться украинизации Грузии».
«В отличие от Украины 2013 года, Грузия — независимое государство с сильными институтами и, самое главное, опытными и мудрыми людьми, силу которых никто не может поколебать», — приводит слова премьера Sputnik Грузия.
Он подчеркнул, что сценарий «майдана» с силовым путём смены власти не может быть реализован в Грузии.
В свою очередь, в Службе государственной безопасности страны предупредили, что события на акциях протеста в последние дни подтверждают подозрения в заговоре с целью захвата государственной власти Грузии, который ведомство расследует с 2023 года.
Откровенное вмешательство
Опрошенные RT эксперты отмечают, что действия властей по приостановке стратегического партнёрства с Грузией является неприкрытой попыткой давления на местные власти.
«В результате прекращения этого партнёрства ни США, ни Грузия не несут какого-либо значительного финансового ущерба. Тем более что программу помощи для страны почти на $100 млн Вашингтон заморозил ещё ранее. В данной ситуации ход США исключительно политический. Это открытое давление. Обозначенное партнёрство преподносится американцами как некая ценность, лишением которой они якобы наказывают Грузию. Помимо этого, это ещё один способ подстегнуть протесты в стране», — пояснил в беседе с RT политолог Дмитрий Журавлёв.
По его словам, оппозиция намеренно игнорирует аргументы властей в пользу приостановки диалога о вступлении в ЕС, так как её задача — действовать в интересах западных кураторов.
«В Тбилиси не хотят быть вассалами Запада. Там сидят умные люди, которые видят и анализируют, что происходит в Молдавии и на Украине и к чему ведёт отказ от суверенитета. Хотя нынешние власти никак не антизападные. Подозрения в их связях с Россией смехотворны. Просто любая самостоятельность в действиях той или иной страны, в которой заинтересован Запад, трактуется им как «пророссийская». Примечательно, что со своей стороны тот же ЕС никаких обязательств перед Грузией не берёт и ничего ей не обещает. Грузия относительно недавно получила лишь статус кандидата в члены, а уже, по мнению Брюсселя, должна действовать в фарватере ЕС и США», — отметил Журавлёв.
В свою очередь, заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Евгений Семибратов обратил внимание на то, что Грузия накачана западными неправительственными и некоммерческими организациями. Через них и даже напрямую грузинским властям говорилось, что после начала российской специальной военной операции от Тбилиси ждут открытия второго фронта против РФ. Получив отказ, Запад решил сменить нынешнюю власть, для чего использовал все средства давления сначала для «мирного» получения нужных результатов на парламентских выборах, а теперь переходит к силовому устранению неугодного правительства, отметил аналитик.
«Поэтому сейчас мы видим реализацию всё тех же сценариев, которые, к сожалению, успешно были осуществлены на Украине. Агенты влияния, прозападные НКО и заезжие европейские «гости» мобилизуют сторонников более интенсивного курса евроинтеграции и европеизации для выходов на протесты. На кадрах с митингов видно, как среди протестующих действуют люди, которые координируются через рацию. Пока жертв среди митингующих нет. Но определённая граница уже пройдена, потому что протестующие используют камни, булыжники, другие средства силового давления против представителей органов правопорядка. Исходя из украинского опыта, мы понимаем, что следующий этап — это появление снайперов на ближайших крышах, которые будут палить в обе стороны, повышая градус противостояний», — рассказал эксперт в комментарии RT.
Демонстранты на протестах в Грузии
По его словам, Запад вполне может попытаться организовать грузинский вариант украинской «небесной сотни».
«Когда «цветная революция» выходит на свою завершающую стадию, сакральная жертва необходима для мобилизации протестов. Грузия стоит ещё не на пороге, но недалеко от этой стадии», — считает эксперт.