Политика Анкары в Нагорном Карабахе не только усугубляет политический кризис в альянсе, но и идет вразрез с первой статьей Североатлантического договора. Подробнее — в материале редакции Telegram-канала Брюссельский стукач.
Что турки сделали не так?
После обострения обстановки в Нагорном Карабахе одним из главных вопросов была возможная поддержка Азербайджана его давним союзником — Турцией. И османы не заставили себя долго ждать. Уже 27 сентября турецкий МИД выступил с громким заявлением, что Анкара полностью поддерживает Баку, осуждает «провокацию Армении» и готова оказать поддержку Азербайджану в той форме, в которой он пожелает. Через день после этого милитаристскую риторику продолжил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
«Пришло время покончить с оккупацией Армении, время платить по счетам. Иначе Армения будет и дальше своевольничать. Она должна уйти с оккупированных земель. Все знают, что это земли Азербайджана», – заявил турецкий лидер, выступая в Стамбуле.
На данный момент сложно сказать, перешли ли турки от слов к делу. Минобороны Армении неоднократно заявляло о применении в зоне конфликта турецких истребителей F-16, однако никаких доказательств армянами представлено не было. Также в Сети бродили слухи о переброске протурецких боевиков из Сирии в Нагорный Карабах, но, опять же, слухами они и остались. Однако с точки зрения внутриполитической обстановки в Североатлантическом альянсе заявления Эрдогана уже достаточно для того, чтобы забить еще один гвоздик в крышку гроба натовского единства. Дело в том, что к вечеру 27 сентября специальный представитель генсека НАТО по Центральной Азии и Кавказу Джеймс Аппатурай заявил о необходимости прекращения боевых действий в регионе, отметив недопустимость разрешения конфликта силовым путем.
Получается, когда Эрдоган заявил про необходимость покончить с «оккупацией» Азербайджана (на следующий день после заявления Аппатурая), Турция в очередной раз наплевала на единство НАТО, пойдя против мнения Брюсселя.
Более того, упомянутое выше заявление турецкого МИДа про готовность оказать содействие Азербайджану в «любой форме» является ни чем иным, как прямой военной угрозой Армении, просто переделанной на дипломатический лад. В контексте НАТО оно является нарушением первой статьи устава организации, которая гласит, что «страны альянса обязуются мирно решать все международные споры, участниками которых они могут стать, а также воздерживаться от любого применения силы или угрозы ее применения в своих международных отношениях».
В НАТО, наверное, переживают?
Да, но молча. За последние несколько дней военно-политическое руководство альянса не сделало ни одного заявления, осуждающего поведение Турции. Но не потому, что Брюсселю все равно. Он тут несет более чем серьезные репутационные потери. Просто у руководства альянса нет действенных дипломатических инструментов влияния на поведение своих членов, да и не может он официально признать, что кто-то пошел против пресловутого натовского единства.
Однако международное осуждение действий Анкары все же присутствует, но не от лица разного рода организаций, а устами отдельных политиков из стран-членов НАТО.
Так, глава комитета по иностранным делам палаты представителей конгресса США Элиот Энгель заявил, что «Турция ведет дело к эскалации конфликта вокруг Нагорного Карабаха и срывает мирный процесс». Депутат от итальянской партии «Лига» Джулио Чентемеро считает, что «нынешняя эскалация вооруженного конфликта между Арменией и Азербайджаном является частью более широкой стратегии дестабилизации, проводимой руководством Турции». А президент Франции Эммануэль Макрон, в чьей стране находится вторая по величине армянская община после России, заявил, что считает поведение Эрдогана опасным и необдуманным, отметив встревоженность Парижа воинственными речами Анкары.
Опять или снова?
Стоит отметить, что за последний год ситуация с Нагорным Карабахом стала далеко не первым экзаменом для НАТО, организованным Турцией. Дестабилизировать внутриполитическую обстановку в организации стало турецкой привычкой с октября 2019 года, когда Анкара решилась на операцию «Источник мира» на северо-востоке Сирии. Одним из ее последствий стало заявление Эрдогана накануне саммита НАТО в Лондоне о том, что Турция будет блокировать план обороны стран Балтии и Польши, если альянс не признает курдские формирования террористами.
Следующим раздражителем натовского спокойствия стали действия Анкары в Ливии, идущие вразрез с интересами других стран-членов НАТО. В частности, они привели к нашумевшему инциденту между турецким и французским военными кораблями у ливийского побережья. После чего канцлер Германии Ангела Меркель заявила о необходимости прояснить турецкую политику в Ливии, так как она угрожает безопасности Европы.
Ну и, пожалуй, апогеем стали обострившиеся территориальные споры Турции с Грецией из-за обнаруженных в Средиземном море газовых месторождений. В ходе споров греческий министр обороны Никос Панайотопулос заявил, что из-за агрессивных действий Анкары греки готовы к военному решению конфликта.
В итоге, рассмотрев ситуацию в Нагорном Карабахе в контексте НАТО, принципиально нового мы ничего не увидели. Альянс продолжает демонстрировать отсутствие декларируемого единства и предпочитает отмалчиваться, даже когда одна из его стран нарушает устав организации. Зато на днях генсек НАТО Йенс Столтенберг поведал миру, что отныне организация должна бороться еще и с глобальным потеплением.
Автор: Брюссельский стукач
https://riafan.ru/