Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) уже практически 6,5 лет. Организация является молодая и для многих весьма загадочная. В первую очередь потому, что многие не понимают, чем ЕАЭС принципиально отличается, например, от СНГ. Впрочем, если отвечать на этот вопрос, то формата одной статьи не хватит.
Как известно, сейчас в ЕАЭС находится 5 государств: Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Две последние присоединились к ЕАЭС уже после создания организации.
Тем не менее, о дальнейшем расширении Союза говорится очень много называются разные государства: Иран, Узбекистан, Молдова и даже далекая Куба. Все это говорит о том, что ЕАЭС не рассматривается в качестве преемника и возрождения СССР, как считают некоторые.
Однако на всем этом фоне забывается еще одна непримечательная страна — Туркмения
В начале следует отметить, что представители Туркмении постоянно посещают официальные мероприятия стран ЕАЭС. Так было и на прошедшем в Казани 28-30 апреля заседании Евразийского межправительственного совета. На его полях премьер России Михаил Мишустин провел встречу с вице-премьером Туркмении Сердаром Бердымухамедовым, который является сыном действующего президента Гурбангулы Бердымухамедова. Именно Сердар называется главным претендентом на пост главы государства после ухода отца.
8 мая Владимир Путин проведет встречу уже с президентом Туркмении Гурбангулы Бердымухамедовым.
Вступление Туркмении в ЕАЭС крайне выгодно для России. В отличие от того же Узбекистана, от Туркмении нет миграционной угрозы. Если, к примеру, зарегистрированных мигрантов из Узбекистана в прошлом году в нашей стране насчитывалось 3,5 млн человек, то из Туркмении всего лишь 88 тысяч.
Но теперь о самом главном. Благодаря тектоническим усилиям Сергея Глазьева, который фактически является главным представителем и управленцем в наднациональных структурах ЕАЭС от России, Евразийской экономической комиссией в страны Союза был направлен проект соглашения об общем рынке газа.
В Туркмении расположены крупнейшие в мире запасы голубого топлива (5 место, 12,1 трлн кубометров). Практически столько же, сколько и в США. Газопроводы из Туркмении поставляют в Китай (мощность до 55 млрд кубометров). Помимо этого, предполагается строительство Транскаспийского газопровода на Азербайджан, который потом бы соединился с Трансанатолийским газопроводом на Турцию и на Европу.
Трубопроводы из Туркмении часто называют угрозой российским поставкам газа. Но, если к китайскому направлению это не относится, то к европейскому — вполне. Именно поэтому России чрезвычайно важно включить Туркмению в единый рынок газа, который будет создан на базе ЕАЭС.
Также следует учитывать следующий момент. Благодаря активному развитию газовой отрасли, ВВП Туркмении растет впечатляющими темпами выше 6% годовых. Учитывая тот факт, что в стране проживает небольшое количество населения (около 5 млн), ВВП на душу также быстро увеличивается. По прогнозу МВФ, уже к 2026 году ВВП Туркмении на душу практически догонит российский: 13450$ против 13750$. Впрочем, переоценивать экономику Туркмении нельзя. Все эти успехи связаны исключительно с развитием добывающей отрасли. Вряд ли бы мы гордились, если бы рост нашей экономике был обусловлен увеличением добычи нефти и газа.
Однако геополитика диктует необходимость вхождения Туркмении в ЕАЭС.
https://zen.yandex.ru/