В 50-е годы двадцатого века в Европе завил о себе так называемый театр абсурда. Все в этом театре, начиная с гардероба и кончая спектаклями, было абсурдным. То есть, лишенным всякой логики. Зрителям не удавалось ухватить смысл диалогов, они были не в состоянии установить причинно-следственные связи между поступками персонажей и их решениями, в результате чего выходили после представления из зала совершенно растерянными и обескураженными.
Тем не менее, у хозяев театра абсурда, то есть, театра, лишенного логики с точки зрения формы и содержания, были, как это ни странно прозвучит, крайне логичные, понятные и благородные устремления. Они пытались вывести людей из абсурдного состояния, в котором те пребывали, и направить их на путь, наполненный богатым жизненным содержанием. Тем самым они старались показать обществу его собственное лицо в большом театральном зеркале. С помощью абсурдных спектаклей они, как бы обращались к этому обществу со словами: люди, жизнь, которая, как вам кажется, подчинена строгой логике, на самом деле столь же абсурдна, как и то, что мы представляем вам на сцене!
Об этом довольно любопытном западном феномене меня заставили вспомнить последние обстоятельства. Они вдруг обнажили воцарившуюся в Грузии абсурдную жизнь, которая беспрепятственно господствует в ней на протяжении всех последних тридцати лет. Отказ Еврокомиссии рекомендовать нашу страну на присвоение ей статуса кандидата в члены Евросоюза и спровоцированные этим решением действия еще раз во всей полноте выставили на всеобщее обозрение этот нашу поразительную тягу к абсурдам…
Конкретные примеры политических (и не только политических) абсурдов в Грузии за последние тридцать лет поистине неисчислимы. А потому в качестве иллюстрации приведу лишь наиболее свежие из них. Сегодняшнее руководство и оппозиция, словно из ушата, поливают друг друга обвинениями в тайном сговоре с Россией и в подрывной деятельности против нашего государства. Давайте еще раз взглянем на некоторые из высказываний, которые олицетворяют собой лишь жалкую каплю в огромном море взаимных упреков. Вот что, например, говорят в адрес власти представители грузинской оппозиции:
* Михаил Саакашвили: «Иванишвили – российский олигарх, который служит делу России!»
* Саломе Самадашвили: «Эта власть напрямую проводит в Грузии российские интересы!»
* Тако Чарквиани: «Я борюсь с Иванишвили, потому что он ведет страну, чтобы сдать ее России. Что у меня может быть общего с российским вассалом?! Берегись, Грузия, весь западный вектор должен встать вместе и отделиться от российского вектора. В этом наше спасение!»
Можно продолжить до бесконечности, но и этих высказываний вполне достаточно, чтобы понять, что предъявленное власти со стороны оппозиции тяжелейшее обвинение заключается в сотрудничестве с Россией. Потому посмотрим теперь, чем отвечает власть на это обвинение:
* Мамука Мдинарадзе: «Кто способствует российскому делу в этой стране, кто делает здесь у нас это российское дело, кто устраивает российские провокации и кто хочет придать стране пророссийскую направленность? Безусловно, оппозиция, которая ведет страну по пути хаоса и деполяризации!»
* Ираклий Заркуа: «Интерес «Национального движения» состоит в действиях по российскому сценарию. Перекрытие улиц, хаос, беспорядки, напряженность – все это в российских интересах!»
*Михаил Кавелашвили: «Российским делом занимается как раз оппозиция!»
Из приведенных цитат явствует, что обвинение, которое власть предъявляет оппозиции, аналогично обвинению, предъявленному оппозицией власти – сотрудничество с Россией в ущерб Грузии.
Что имеется в виду? Точнее, с чем же мы имеем дело? Получается, что столкнувшиеся не на жизнь, а на смерть (во всяком случае, внешне это выглядит именно так) политические силы действуют в тайном сговоре с Россией? То есть, в стране, которая намертво зажата в когтях Центрального разведывательного управления США, и власть, и оппозиция служат… российским интересам?!. Не правда даже само обоюдостороннее желание подать ситуацию в таком ключе напоминает представление театра абсурда?
Разница между старым западным театром абсурда и нашим нынешним политическим абсурдом состоит лишь в том, что если целенаправленность театрального абсурда была диктовалась нравственными порывами, то наш политический абсурд от начала до конца аморален.
Несчастье в том, что обстановка полного абсурда господствует у нас не только внутри страны – потоки абсурда бурно обрушиваются и из-за ее пределов. Разве не об этом свидетельствует решение Еврокомиссии, которая пришла к заключению, что Украине и Молдове должен быть присвоен статус страны кандидата в члены Евросоюза, в то время как нам в результате этого заключения оставили лишь зыбкую перспективу когда-нибудь этот статус получить.
Премьер-министр Гарибашвили еще до приятия решения, то есть, сразу после обнародования ущербной для нас резолюции Европарламента, пообещал: «Мы требуем заслуженного, справедливого отношения к себе, проявление уважения. Я намерен дождаться 23-24 июня, и если решение будет таким же несправедливым, таким же оскорбительным, я сохраняю за собой право сдернуть со всего этого занавес и рассказать нашему народу все, как есть». Таким образом, после решения Еврокомиссии, о котором идет речь, Гарибашвили согласно своему ранее сделанному заявлению должен был сорвать занавес со всего этого абсурда, однако он, вместо этого, обратился к народу со словами: «Евросоюз принял историческое решение. Впервые появилась историческая запись о том, что Евросоюз и Еврокомиссия дают рекомендацию Совету Европы присвоить Грузии перспективу стать страной членом Евросоюза. Как заявила президент Еврокомиссии господа Урсула, Европа распахнула Грузии двери. И это действительно историческое решение. Так что, поздравляю всех граждан Грузии с принятием этого исторического решения». И хотя в этих нескольких предложениях премьер-министр четырежды употребил прилагательное «исторический», все выглядит ровно так же, как и расплывчатое обещание, данное нашей стране в 2008 году на саммите НАТО в Бухаресте, которое Саакашвили пафосно назвал «лучше, чем ПДВ» (лучше предусмотренного стандартной процедурой Плана действий по вступлению).
Решение Европарламента и Евросоюза, содержащее отказ от предоставления Грузии кандидатского статуса, является абсурдным, прежде всего, на фоне того, что Украина и Молдова, которым, в отличие от Грузии, была дана положительная рекомендация, по всем параметрам в международных рейтингах значительно отстают от нашей страны. В своем выступлении перед грузинским парламентом Гарибашвили, не церемонясь, сказал: «Если оценивать по выполненным обязательствам, именно Грузия заслуживает кандидатского статуса из состава ассоциированного трио. К сожалению, со стороны европейских лидеров мы не смогли увидеть решения, основанного на заслугах». Данное народу обещание «сорвать занавес» Ираклий Гарибашвили исполнил в рамках закрытого парламентского отчета. В отношении европейской несправедливости это был не только упавший занавеса, но и сорванная с искаженного лица маска. Он полностью высказал все европейцам, но, как подобает дальновидному политику, не стал до конца сжигать мосты. Гарибашвили еще раз назвал брошенную нам как кость европейскую перспективу исторической, хотя, как я уже подчеркнул, откровенно и прямо назвал вещи своими именами.
Не забыл упомянуть и о вкладе, который грузинские военнослужащие внесли в международные миротворческие миссии, о понесенных ими жертвах. Премьер-министр дал решению европейцев крайне жесткую оценку: «Несмотря на все это, Грузия, видите ли, должна подвергнуться наказанию за то, что сегодня у нас здесь не идет война». Гарибашвили разоблачил некоторых высокопоставленных украинских чиновников и грузинских оппозиционеров, обоснованно обвинив их в попытке втравить Грузию в войну с Россией.
Он известил страну и о том, какую грязную роль в отказе предоставить Грузии статус кандидата в члены Евросоюза сыграла местная оппозиция. Ее представители слезно просили европарламентариев не давать Грузии этот статус. «Знайте имя одного из изменников страны!» — сказал премьер-министр, указав на депутата Саломе Самадашвили. А резолюцию Европарламента назвал «самым позорным текстом и воплощением торжества несправедливости.
Премьер коснулся также важности процесса деолигархизации, которая видным пунктом фигурирует в европейских рекомендациях, и среди персон, разбогатевших преступным путем (Михаила Саакашвили, Темура Аласания, Давида Кезерашвили, Мамуки Хазарадзе) назвал мать третьего президента Грузии Гиули Аласания, успевшую скопить имущество более, чем на 100 миллионов долларов.
Среди чиновников, сбежавших из Грузии во время войны 2008 года, Гарибашвили упомянул и министра обороны страны Давида Кезерашвили, который, как выяснилось, украл у грузинской армии миллиард долларов. «Если б в 2012 году ко власти в Грузии не пришла команда Бидзины Иванишвили, сегодня у нас тут был бы второй Мариуполь (имеется в виду мариупольская трагедия – В.К.), — сказал он.
Что правда, то правда – премьер-министр действительно сорвал занавес с европейской двуличности и лживости. Чего стоит одно лишь то, что он обвинил высокопоставленных европейских чиновников (например, Карла Болта) в получении взяток от нацев. Это для Европы стало не просто срыванием занавеса, но и разоблачением, если хотите, осуждением проводимой ею политики.
Отдельным запоминающимся зрелищем стало в процессе годового отчета премьер-министра в парламенте поведение членов нацбанды, чем-то напоминавших индеек, на которых напал с неба коршун. Националы противно кудахтали при каждом пикировании коршуна, и с них в разные стороны летели перья. Причем, на индеек они были похожи еще и своей безмозглой ответной реакцией, паникой, вызывающей тошноту, полной беспомощностью и какими-то нечленораздельными звуками, которые издавали в течение целого дня. Это было действительно крайне примечательное зрелище, которое, в конечном счете, напоминало не столько даже переполох, вызванный нападением хищника, сколько ситуацию, в которой коршун «топчет» (как принято называть у птиц акт совокупления) похотливых индеек, а те, впав в азарт, вынуждены уступать и реваншистски, садистски коллективно отдаваться ему. Даже тем, кто всю жизнь проработал на индюшачьей ферме, вряд ли посчастливилось стать свидетелями чего-нибудь подобного.
Грузии требуется деолигархизация, — говорят нам европейцы. Хочу целиком с ними согласиться: действительно требуется. Но и они должны согласиться с нами в том, что вместе с деолигархизацией Грузии нужна и деиндюшатизация. Это обязательное условие для ее отрезвления, прояснения сознания грузинского общества – иными словами, для выхода из состояния эпохального абсурда.
Валерий Кварацхелия
P. S. Невероятно размножившиеся в Грузии политические вредители получили, как говорится, по заслугам. В результате такого впечатляющего акта невозможно было не зааплодировать премьер-министру, однако у вопроса есть и другая сторона, оставить без внимания которую было бы неоправданно. У взятого Грузией тридцать лет назад курса в направлении НАТО и Евросоюза сроки истекли. Этот курс стал крайне контрпродуктивным, поскольку он не соответствует протекающим в мире новым геополитическим процессам и тенденциям. Существующие европейские структуры уже не в состоянии обозначить нам какие-либо реальные перспективы, поскольку у них самих перспективы полностью исчерпаны, разве что, кроме того, чтобы, разрушившись, превратиться в изжитый атрибут истории.