Начиная с 26 мая общественность Грузии слышит и видит как президент конфликтует с премьер-министром. Президент Саломе Зурабишвили обвинила премьера и правительство страны в нарушении протокола – ее оскорбило то, что грузинская армия первой приветствовала не ее, а премьер-министра. Данный факт она расценила как нарушение официального протокола. Но примечательно, что и дальше ее выступление оказалось посвящено отнюдь не грузинскому народу – Зурабишвили решила «защитить» Европу…
На состоявшемся 30 мая в Братиславе форуме по проблемам глобальной безопасности премьер-министр Ираклий Гарибашвили заявил, что Россия вторглась на Украину, потому что Киев пожелал членства в Североатлантическом альянсе. Слова премьера вызвали возмущение у европарламентариев. «Говорит Москва!» — так расценил его выступление один из европарламентариев. На форуме по глобальной безопасности в адрес Гарибашвили слышались и критические вопросы, в том числе, по поводу состояния российско-грузинских отношений после начала украинской войны и возобновления авиасообщения. В ответ премьер-министр напомнил европейским партнерам об августовской войне 2008 года и в свою очередь спросил: а почему никто в то время не учредил никаких санкций против России? Отвечая же на вопрос относительно продолжения торгово-экономических отношений с Москвой, поинтересовался, почему не прерывают торговых контактов с Россией Америка и Евросоюз?
На следующий день 31 мая в Брюсселе выступила президент Грузии. «Абхазия не продается, мы не встанем на колени перед Россией, мы поддерживаем Украину… Евросоюз представляет собой средство для улучшения благополучия грузинского народа. Любой сектор грузинской экономики и рынок Евросоюза достаточно важны для грузинской экономики, и когда я слышу о том, что мы должны быть благодарны России за развитие какого-либо сектора, это не только аморально, но и абсолютно неверно», — заявила Саломе Зурабишвили.
О текущих общемировых и внутриполитических процессах с нами беседует политолог, профессор Тамар Кикнадзе:
— На форуме по проблемам глобальной безопасности премьер Ираклий Гарибашвили был предельно искренен и говорил правду, назвав точную причину, по которой Украина оказалась в гуще боевых действий – да, страну действительно погубило стремление в НАТО. В свое время мне очень не понравилось, когда в Конституцию Грузии была внесена запись о том, что Грузия стремится в евроструктуры и что целью нашей страны является обретение членства в НАТО и Евросоюзе. Точно так же, признаюсь, не нравится мне это и теперь. Дело в том, что политике не бывает вечных врагов и вечных друзей, существуют лишь постоянные интересы. Сегодня мир стал иным, процессы развивают очень стремительно, и обстановка постоянно меняется. Потому записывать в Конституцию государства нечто подобное тому, что написано у нас, никак нельзя. Это неправильно, сегодня мы имеем дело с одной данностью, завтра – с другой…
Грузия не должна подыгрывать Западу в его играх, потому что игры эти очень плохо закончатся для нашей страны. Запад требует от нас не восстанавливать прямых авиарейсов с Россией, ввести против нее санкции, а это самоубийственно для нас. И грузинский премьер проводит в этом смысле правильную политику.
— Запись в Конституции появилась уже при нынешней власти…
— Вы правы, она появилась в период правления «Мечты», но обстановка тогда была, по-видимому, такая, что невозможно было не записать это в Основной закон. Тем не менее, это отнюдь не означает, что мы по этой причине обязаны разделить судьбу Украины?! К тому же, Конституция – документ, в который в зависимости от ситуации можно вносить изменения.
— Гарибашвили действует, исходя из интересов страны, но что делает при этом президент? 31 мая внимание грузинской общественности было приковано к Брюсселю, все ждали, что скажет европейским партнерам Зурабишвили… Как бы вы оценили это ее выступление?
— По правде говоря, для меня гораздо важнее, что говорит премьер, поскольку полномочия президента у нас в стране крайне ограничены. Должность эта во многом предполагает символические обязанности. Президент должен обеспечивать баланс между различными ветвями власти. Его основная обязанность – быть надежным гарантом стабильности политической системы страны. А в нашем случае все происходит с точностью до наоборот – Саломе Зурабишвили углубляет конфликт. Именно по этой причине для меня гораздо более приемлема позиция премьера, а не президента.
— В своем выступлении Зурабишвили заявила: «Когда я слышу о том, что мы должны быть благодарны России за развитие какого-либо сектора, это не только аморально, но и абсолютно неверно».
— Грузинское правительство под руководством нашего нынешнего премьера начало проводить национальные интересы, и власть действует, руководствуясь ими. Мы часто обвиняем «Грузинскую мечту», напоминая ей о том, что она сама поспособствовала избранию Саломе Зурабишвили на столь ответственный пост, но при этом никто из нас не имеет представления, а что предшествовало этим процессам. Возможно, в свое время Зурабишвили являлась консенсусной фигурой.
Все мы не раз становились свидетелями того, как ущемлялся суверенитет Грузии, но, к счастью, премьер Гарибашвили начал предпринимать конкретные шаги по его защите. Грузинскому руководству всегда ставили с Запада определенные условия, и сегодня много говорится об этом … Так что, никто так до конца и не знает подлинной истории избрания Саломе Зурабишвили на должность президента…
— Некоторые аналитики после выступления Гарибашвили в Братиславе говорят, что нельзя идти на большие уступки России, потому что мы не долждны ей доверять, так как можем оказаться жертвой провокации…
— Я бы в таком случае спросила у этих аналитиков: а можно ли вообще кому-нибудь доверять в политике? Грузии следует действовать с предельной осторожностью, располагать разносторонней информацией, чтобы никому не позволить вовлечь нашу страну в провокацию. Любопытно было бы узнать у этих аналитиков, что они подразумевают, говоря, «Россия втравит нас в провокацию»? И что предлагают нам делать – самим втравить себя в провокацию? Объявить России войну, поддержать Украину, открыть тут линию фронта?!. Грузии надо проводить крайне сдержанную и гибкую политику. Страна очень важна и для России, и для Запада, а потому, если вести себя с умом, мы могли бы квалифицированно торговаться по всем вопросам. В обстановке, сложившейся в мире, нам следует научиться действовать таким образом, чтобы извлекать максимальную выгоду для своего государства.
— Президент однозначно толкает нас в направлении евроструктур, премьер же рассматривает вопросы вступления в НАТО в сочетании с премьера становится все более очевиден факт, связанный с необходимостью внесения изменений в Конституцию. Мы должны отказаться от НАТО, но при этом определиться, куда идти дальше и под чьим зонтиком безопасности укрыться?
— Сколько бы Грузия ни заявляла о проевропейском курсе, результат каждый раз оказывается один – в евроструктуры нас упорно не принимают. Сейчас идет процесс формирования нового мирового порядка. К сожалению, Грузия не та страна, которая способна в нем участвовать. Мы всегда являлись объектами, а не субъектами. Соответственно ситуации, нам следует делать выбор на основании наблюдения за всеми процессами: куда лучше повернуть стране.
Несомненно, Грузии нужно продолжить общение с Европой, сохранить с ней тесные отношения, но при этом не забывать о своих интересах. Время покажет, что будет для нас оптимальным. Заметим, что возможность нашего вступления в Евросоюз не вызывает резкой реакции России, она лишь категорически против того, чтобы видеть нас в НАТО. При этом интересные процессы протекают в Евразийском союзе, в БРИКСе. Так что, Грузии надо действовать с учетом того, насколько благоприятно сложится для нее новая мировая архитектура.
Саломе Зурабишвили, как мы знаем, является гражданкой Франции. Она готова говорить о том, что альтернативы европейскому пути нет, но для грузин все обстоит не так однозначно и просто, хотя бы потому что в евроструктуры нас пока не принимают даже в статусе кандидата.
Отвратительным стал факт демарша послов 27 стран. Я не перестаю бить тревогу в связи с тем, что в политике более не действуют нормы международного права. У посла нет никакого права вмешиваться во внутренние дела страны, в которой он находится. Это прописано в Венской конвенции. На самом деле сегодня все перевернулось с ног на голову и возникла запутанная обстановка. Представители евроструктур ведут себя в Грузии так, что грузинская общественность больше им не доверяет.
Почти никто не сомневается, что в Грузии будет предпринята очередная попытка устроить смуту. Хочется верить, что власть располагает соответствующей информацией и сумеет изначально пресечь деструктивные действия. Сейчас не время для беспорядков, нам надо как можно спокойней пережить процессы, идущие в мире. Если это удастся, Грузию ждут хорошие перспективы и шансы на развитие.
Беседовала Эка Наскидашвили