Домой Рубрики Политика Тамар Кикнадзе:Если действительно состоится интеграция 6 стран, Грузия должна будет проводить сбалансированную...

Тамар Кикнадзе:Если действительно состоится интеграция 6 стран, Грузия должна будет проводить сбалансированную политику между Россией и Турцией, и тогда мы окажемся в гораздо лучшем положении, чем сейчас

Тамар Кикнадзе

11 декабря президент Грузии Саломе Зурабишвили коснулась с трибуны парламента вопроса о важности возобновления дипломатических отношений с Россией: «Потребуются новые подходы для сближения с живущим в наших оккупированных регионах абхазским и осетинским населением.

Недостаточно постоянно апеллировать лишь к вопросу об оккупации и одновременно с этим не искать путей к сокращению физической и нравственной дистанции между нами и абхазами и осетинами, к восстановлению нашего единства; тем более, когда не удается защитить права и безопасность грузинского населения в регионах, оказавшихся оккупированными, с чем мы не примирились и не намерены мириться! Нам следует использовать для этого все возможности, так как любое промедление гибельно для нас. Для преодоления замороженных конфликтов и прекращения оккупации нам потребуются новые походы и выход из режима самоизоляции. Можно не верить в то, что диалог принесет пользу, и понятно, что трудно доверять стране, которая осуществила оккупацию наших территорий, однако нельзя, в отличие от всего мира и наших ближайших партнеров, оставаться единственной страной, которая отказывается от дипломатии. Следует понимать, что диалог не означает признания чего-нибудь, что прийти к соглашению не значит уступить, а отказ от дипломатии равносилен тому, чтобы выпустить из рук рычаги и заморозить процессы. У любого диалога бывает свой формат, и нам и в этом направлении потребуется поддержка наших партнеров», — заявила Саломе Зурабишавили.

Президент Грузии также выступила с инициативой по созданию «Кавказской мирной платформы»: «Пора начать думать о воплощении идеи «Кавказской мирной платформы», которая позволит собрать воедино страны Кавказа, активистов извне и международные организации. Подобная платформа будет способствовать представлению и осуществлению совместных инфраструктурных, экономических и культурных проектов. Она усилит потенциал региона, будет выполнять роль транспортного, коммуникационного и энергетического узла. При этом Тбилиси должен вернуть себе место как центр кавказской идентичности и кавказских исследований. Если мы не сделаем этого, то на эту роль уже претендует немало кандидатов, — подчеркнула она.

Инициативу по интеграции усилий 6 стран на Кавказе выдвинул турецкий президент Эрдоган.

Об ожидаемых в регионе важных явлениях с нами беседует профессор Кавказского международного университета, политолог Тамар Кикнадзе.

— В выступлении президента Грузии, которым она открыла первое заседание парламента страны 10-го созыва, все акценты были расставлены верно…

— Хорошо известно, что нашему президенту, в общем-то, несвойственно правильно расставлять акценты, она часто допускает ошибки…

— Возможно, смена риторики была обусловлена изменениями в политической конъюнктуре. В современной политике учету общественного мнения придается огромное значение, с ним принято считаться. И, как видно, президент учла сложившуюся обстановку. Идет процесс формирования нового мирового порядка, происходят изменения в региональной интеграции, и вряд ли кто-то рискнет сейчас предсказывать, как будут развиваться события. Руководитель Турции Эрдоган заявил об инициативе «Интеграция 6 стран». Всем при этом, конечно, крайне любопытно, что он имел в виду под этой идеей, в частности, сожержит ли она угрозу для Грузии или наоборот… Пока могу лишь сказать, что условия эрогановской инициативы требуют серьезного изучения. Исходя из новой обстановки, Грузия не может не задумываться над вопросом региональной интеграции. Евросоюз – это прекрасно, однако никто там нас не ждет, и вдобавок в самом Евросоюзе положение сейчас складывается не самым лучшим образом.

До недавнего времени Америка была единственной сверхдержавой и осуществляла контроль над всем остальным миром, доллар считался главной расчетной валютой. Однако все изменилось, гегемония Америки заканчивается, и потому на данном этапе, на мой взгляд, очень важны и даже обязательны региональные объединения.

— Американская гегемония закончится, даже в случае президентства Байдена?

— Не исключено, конечно, что Байден захочет проводить глобальную политику, ту, что была у Америки раньше, но теперь у Соединенных Штатов не осталось для этого ресурсов. Мы все равно придем к новому миропорядку, хотя, наверное, более болезненно, чем это могло случиться при Дональде Трампе.

— Что вы подразумеваете под «болезненными процессами»?

— Болезненным окажется объединение в старом экономическом и политическом спектре, в таком, каким он был до американской гегемонии. Будет трудно, потому что на нас скажется нехватка ресурсов. Грузия должна хорошо разобраться в протекающих процессах, грамотно рассчитать свои возможности…

Грузинское руководство вообще-то не особо отличается по части следования происходящим в мире изменениям, однако в данном случае у него, как видно, имеются в наличии какие-то планы и задумки. Говорить так мне дает основания изменившаяся риторика нашего президента.

— Какие страны имеет в виду Эрдоган, говоря об интеграции 6 государств?

— В шесть этих стран входят Россия, Турция, Иран и три государства Южного Кавказа, если, как было сказано, Армения на это предложение согласится, что стало бы предпосылкой для всестороннего урегулирования ее проблем с Турцией и Азербайджаном. Однако даже в случае, если такое согласие не будет получено и реализовать предложение Эрдогана не удастся, все равно придется так или иначе придумывать какой-нибудь другой региональный формат. Поэтому Грузия должна четко определить свои интересы, и нашему правительству в этом плане предстоит очень серьезная работа. Обязательно должен быть учтен вопрос урегулирования наших этноконфликтов, а также приняты во внимание экономические запросы.

— Многие эксперты пишут, что инициатива Эрдогана является попыткой обрести влияние на Кавказский регион, и тогда Грузия, возможно, станет вилайетом Турции…

— Влияние турецкого государства и его экономики на Грузию уже налицо, особенно в Аджарии, и оно проявляется совершенно наглядно. Тем не менее, если реально произойдет интеграция 6 стран, Грузии должна будет проводить сбалансированную политику между Россией и Турцией, и тогда мы окажемся в гораздо лучшем положении, чем сейчас. Главное для нас – проявить твердость и заложить в эту интеграцию собственные интересы, точно определить, что страна выиграет в результате нее. Первоочередной задачей, безусловно, является урегулирование этноконфликтов и разрешение экономических проблем. Грузинский рынок очень мал, и если у нас не появится пространства для реализации продукции, если мы не будем знать, что производить, что и куда вывозить на экспорт, социальное положение нашего населения станет еще тяжелее.

Нынешние невыносимые условия существования людей не может продолжаться долго, потому необходимо искать выход, и я считаю, что региональный проект мог бы стать для нас именно таким выходом, причем, более выигрышным, чем интеграция в Евросоюз. Нам обязательно надо осуществить реализацию проекта, который экономически больше всего подходит нашему населению и позволит ему расправить плечи. Правительство обязано обеспечивать благополучие народа, а пробиться на европейский рынок Грузии очень трудно. Потому следует подумать об альтернативе, держать в поле зрения программы, которые нам доступны. И в этом смысле сотрудничество с соседями будет для Грузии весьма полезно.  

В этом плане последнее выступление президента страны было хорошим знаком. Кажется, наша власть, наконец-то, осознала, что самый большой наш сосед Россия очень для нас важен. Он самый крупный наш экономический партнер. Можно говорить, что Россия оккупант или что угодно еще, но от ее роли как важного фактора на Кавказе никуда не денешься. Потому у диалога с Россией альтернативы не существует.

— Президент Абхазии Аслан Бжания уже во второй раз встретился с российским президентом. Они ведут переговоры о восстановлении железной дороги. «Нельзя исключить, что начнется геополитический шантаж в отношение Грузии, мотивированный тем, что мы, мол, включили Абхазию в такой крупный проект и теперь очередь за вами». Один из важных участков железной дороги проходит через территорию Грузии. Я бы сказал, Кремль этим манипулирует, осуществляет геополитический шантаж, чтобы тем самым продемонстрировать, что в плане национальной безопасности Грузия оказалась в тупике», — считает военный эксперт Вахтанг Маисая.

— Лично я не стала бы говорить столь категорично. Постоянная брань по адресу России ничего хорошего нам не принесла. Отношения между Абхазией и Россией конструктивные, и, вообще, беседы и переговоры, которые сейчас происходят, основаны на конструктивизме. У Грузии имеются претензии к России, потому что ее политика в отношение нашей страны, по меньшей мере, неясна и результаты такой ее политики обычно проявляются со временем и часто оказываются для нас невообразимыми. Это обусловлено испорченными отношениями между нашими двумя странами. Несмотря на то, что развал Советского Союза поменял мировые вектора, Грузия все равно не вправе недооценивать роль России, в особенности на Кавказе. Что касается российского манипулирования, то это большая страна, а большие страны всегда прибегают к манипуляциям, и пора понять, что это составная часть их политики. Главное, чтобы страна не пасовала перед подобными манипуляциями, могла их разглядеть повернуть в собственных интересах. Я всегда избегаю ругать какую-нибудь страну. Я политолог и прекрасно понимаю, что каждая самодостаточная власть преследует национальные интересы, и успешно действуя в пользу интересов своей страны, она и становится успешной. Именно так должны поступать и мы. Любое деструктивное действие мы должны научиться превращать в полезное для нас деяние. Мы дети маленькой страны, и единственное, что нам остается – правильно осуществлять дипломатию, что нашим предкам хорошо удавалось делать на протяжение многих веков.

Абхазия и Россия ведут переговоры о восстановлении железной дороги, и в этом нет ничего плохого. Я лично приветствую любую интеграцию, в которой будут учитываться интересы Грузии. Так что и в данном случае Грузия должна выдвинуть свои условия. А то время идет, и работает оно не в пользу нашей страны.

Выступление нашего президента было не случайным, диалог с Россией нам необходим, и хочется думать, что слова Саломе Зурабишвили были просчитаны и взвешены, что ее устами власти страны выразили свое мнение, которое можно лишь приветствовать. Грузия по всем направлениям растеряла позиции на Кавказе, и это пора начать исправлять.

Беседовала

Эка Наскидашвили

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь